С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Мастер-класс ""Круговорот воды в природе""
Ирина Кунц   29.07.2014   5469   11
Кунц Ирина Васильевна
учитель биологии и химии
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района Новосибирской области

Мастер-класс «Круговорот воды в природе»
Цель: Знакомство педагогов со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» на уроках: «Окружающий мир» - начальная школа, «Природоведение» - 5 класс, «География» - 6 класс.
 
Цель моделирующего упражнения: формирование у учащихся представлений о природных процессах круговорота веществ на примере круговорота воды.
Задачи:
- развивать знания о природе и природных процессах;
- развивать познавательный интерес;
- формировать всесторонне развитую личность.
 
   Вода - необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. Облака встречаются с массами холодного воздуха — например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на землю дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах и подземных водоносных пластах. Солнце нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в атмосферу. Растения получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
    На уроке школьникам можно просто рассказать о круговороте воды по схеме, можно показать видеофильм или использовать любой другой мультимедийный ресурс, …. а можно «превратить» ребят в «капельки воды» и предложить совершить путь, который проделывает каждая капелька воды в процессе круговорота.
Итак, в путь!


Нам понадобятся следующие ресурсы:
- 9 плакатов: «АТМОСФЕРА», «ОКЕАН», «МОРЕ», «РЕКА», «РУЧЕЙ», «ОЗЕРО», «ЛЕДНИК», «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ»;
- карточки с инструкцией для каждого плаката;
- цветные маркеры;
- маршрутные листы (по количеству учащихся, если учащихся в классе много, то можно образовать пары);


Этапы проведения моделирующего упражнения:
Шаг 1.

Подготовить плакаты с кармашками:

Шаг 2.
Подготовить карточки с инструкцией о направлении движения капельки воды (нужно разрезать и разместить в кармашках):
Карточки для плаката «ОКЕАН»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОЗЕРОМ
 
 Карточки для плаката «РУЧЕЙ»
 
Ты  попала в РЕКУ
 
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ
 
Ты попала в ОЗЕРО
 
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ  
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ.
 
  Карточки для плаката «ЛЕДНИК»
  Ледник растаял, и ты попала в РУЧЕЙ Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ
 
Ледник растаял, и ты попала в РЕКУ
 
 
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
 
Ледник растаял, и ты попала в МОРЕ
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
 
  Карточки для плаката «РАСТЕНИЯ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ
 
 Карточки для плаката «МОРЕ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ
 
 Карточки для плаката «РЕКА»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ
Ты попала в ОКЕАН Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
Ты попала в МОРЕ Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ
  Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ
 
Карточки для плаката «ОЗЕРО»
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ. Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ  
 
Карточки для плаката «Подземные воды»
 
Тебя впитали РАСТЕНИЯ.
 
Ты попала в ОЗЕРО.
Ты попала в ОКЕАН. Ты пробилась РУЧЬЕМ на поверхность.
Ты попала в МОРЕ. Ты попала в РЕКУ.
 
Карточки для плаката «АТМОСФЕРА»
Ты выпала в виде осадков на землю и тебя впитали РАСТЕНИЯ Ты выпала с дождем в РУЧЕЙ
Ты выпала с дождем в МОРЕ Ты выпала с дождем в РЕКУ
Ты выпала  в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ Ты выпала с дождем в ОКЕАН
 
 
Шаг 3. 
 Подготовить цветные маркеры и маршрутные листы с пометкой начального этапа движения капли (на разных листах должны быть отмечены разные этапы):

 

Шаг 4.
Подготовить пространство класса: расставить парты по периметру класса и на стенах разместить приготовленные плакаты.

 Шаг 5.

 Провести беседу о воде и ее круговороте. Привести очень красивое высказывание  Антуана де Сент Экзюпери
«Вода! В тебе нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!» 
 
 Шаг 6.
Предложить ученикам на некоторое время превратиться в капельки воды и совершить путь, который совершает каждая капелька, каждый день.
 Шаг 7.
Обратить внимание детей на размещенные на стенах плакаты, раздать маркеры и маршрутные листы
 Шаг 8. 
 Объяснить, как нужно действовать: « На маршрутном листе красной стрелкой отмечен тот пункт, с которого вы должны начать движение. Например, у вас отмечен пункт «РАСТЕНИЕ» - вам нужно найти плакат с таким же названием, вынуть из кармашка карточку с инструкцией и прочитать, что произошло с капелькой воды, куда она переместилась? Например, вы прочитали: «Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «РАСТЕНИЕ» к пункту «АТМОСФЕРА», карточку помещаете назад в кармашек, но с обратной стороны стопки карточек, и перемещаетесь к плакату «АТМОСФЕРА», опять читаете карточку с инструкцией. Например, «Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «АТМОСФЕРА» к пункту «ЛЕДНИК» и так далее, пока не побываете во всех пунктах круговорота».

Шаг 9.
Учащиеся выполняют упражнение, заполняют маршрутные листы.

 
 
 
Шаг 10.
Рефлексия:

 - Что нового узнали?
 - Чему научились?
 - Что понравилось? Что не понравилось?
 - В моделировании какого природного процесса принимали участие?



Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!


Ресурсы, используемые для оформления мастер-класса:

http://namonitore.ru/uploads/catalog/landscapes/nebo_nad_stepyu_1280.jpg - небо
http://img01.chitalnya.ru/upload/671/5767665593884885.jpg - ромашки
http://dic.academic.ru/pictures/enc_geo/r017.jpg - ручей
http://myphysiography.ru/img/79.jpg - подз. воды
http://kom-pas.nm.ru/photos2/ozero/apshi.jpg - озеро
http://escher.com.ua/d/1703-10/Drevniy_lednik_80_66_hm_2005.JPG - ледник
http://infmir.ru/wp-content/uploads/world_river_limpopo5.jpg - река
http://esparus.com/images/00000345.jpg - океан




 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Ирина, спасибо за интересный материал к уроку! Знаю, что это - кропотливый труд. И вы смогли его так подробно оформить!Ваш мастер-класс познакомил нас со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» . Взяла в закладки себе в кейс с МК!
Сажида Хлямина, дата: 31.07.2014 в 17:38  
#2 Сажида, я рада, что материал понравился. Интересно будет и ученикам!
Ирина Кунц, дата: 31.07.2014 в 18:32  
#3 Ирина Васильевна, Ваш мастер-класс содержательный и интересный. Обязательно использую на уроках.
Татьяна Банщикова (Хаустова) , дата: 02.08.2014 в 14:33  
#4 Интересный материал. Спасибо за приглашение.
нина гунькина, дата: 04.08.2014 в 14:18  
#5 Ирина Васильевна, полезная и нужная работа, материал которой может быть использован и на уроках, и во внеурочное время! Спасибо за мастер-класс. Беру себе в копилочку и обязательно использую при возможности.
Валентина Плотникова, дата: 12.08.2014 в 23:19  
#6 Валентина, очень рада, что материал пригодится Вам в образовательном процессе!
Ирина Кунц, дата: 13.08.2014 в 11:09  
#7 Ирина Васильевна!Огромное спасибо за мастер-класс! Обязательно использую на уроках.
#8 Очень хорошая работа! ВЫ - большая молодец! Жаль, что для начальной школы в идеале материал сложный, но элементы данного мастер - класса с удовольствием использую в своей работе! Спасибо, Вам!
Наталья Борисовна Никитина, дата: 13.01.2015 в 17:22  
#9 Наталья Борисовна, конечно же любой образовательный продукт мы можем адаптировать сами, учитывая возраст детишек, их уровень знаний и интересы. Большое спасибо за положительный отзыв!
Ирина Кунц, дата: 13.01.2015 в 18:05  
#10 Элементы вашей работы возьму себе на заметку, с уважением к вашей работе
Татьяна Серкова, дата: 03.04.2015 в 16:53  
#11 Прекрасный материал, возьму на заметку!
Елена Фотеева, дата: 31.01.2016 в 13:23  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ