Мастер-класс ""Круговорот воды в природе""
Ирина Кунц
29.07.2014
5422
11
Кунц Ирина Васильевна
учитель биологии и химии
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района Новосибирской области
Мастер-класс «Круговорот воды в природе»
Цель: Знакомство педагогов со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» на уроках: «Окружающий мир» - начальная школа, «Природоведение» - 5 класс, «География» - 6 класс.
Цель моделирующего упражнения: формирование у учащихся представлений о природных процессах круговорота веществ на примере круговорота воды.
Задачи:
- развивать знания о природе и природных процессах;
- развивать познавательный интерес;
- формировать всесторонне развитую личность.
Вода - необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. Облака встречаются с массами холодного воздуха — например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на землю дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах и подземных водоносных пластах. Солнце нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в атмосферу. Растения получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
На уроке школьникам можно просто рассказать о круговороте воды по схеме, можно показать видеофильм или использовать любой другой мультимедийный ресурс, …. а можно «превратить» ребят в «капельки воды» и предложить совершить путь, который проделывает каждая капелька воды в процессе круговорота.
Итак, в путь!
Нам понадобятся следующие ресурсы:
- 9 плакатов: «АТМОСФЕРА», «ОКЕАН», «МОРЕ», «РЕКА», «РУЧЕЙ», «ОЗЕРО», «ЛЕДНИК», «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ»;
- карточки с инструкцией для каждого плаката;
- цветные маркеры;
- маршрутные листы (по количеству учащихся, если учащихся в классе много, то можно образовать пары);
Этапы проведения моделирующего упражнения:
Шаг 1.
Подготовить плакаты с кармашками:
Шаг 2.
Подготовить карточки с инструкцией о направлении движения капельки воды (нужно разрезать и разместить в кармашках):
Карточки для плаката «ОКЕАН»
Карточки для плаката «РУЧЕЙ»
Карточки для плаката «ЛЕДНИК»
Карточки для плаката «РАСТЕНИЯ»
Карточки для плаката «МОРЕ»
Карточки для плаката «РЕКА»
Карточки для плаката «ОЗЕРО»
Карточки для плаката «Подземные воды»
Карточки для плаката «АТМОСФЕРА»
Шаг 3.
Подготовить цветные маркеры и маршрутные листы с пометкой начального этапа движения капли (на разных листах должны быть отмечены разные этапы):
Шаг 4.
Подготовить пространство класса: расставить парты по периметру класса и на стенах разместить приготовленные плакаты.
Шаг 5.
Провести беседу о воде и ее круговороте. Привести очень красивое высказывание Антуана де Сент Экзюпери
«Вода! В тебе нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!»
Шаг 6.
Предложить ученикам на некоторое время превратиться в капельки воды и совершить путь, который совершает каждая капелька, каждый день.
Шаг 7.
Обратить внимание детей на размещенные на стенах плакаты, раздать маркеры и маршрутные листы
Шаг 8.
Объяснить, как нужно действовать: « На маршрутном листе красной стрелкой отмечен тот пункт, с которого вы должны начать движение. Например, у вас отмечен пункт «РАСТЕНИЕ» - вам нужно найти плакат с таким же названием, вынуть из кармашка карточку с инструкцией и прочитать, что произошло с капелькой воды, куда она переместилась? Например, вы прочитали: «Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «РАСТЕНИЕ» к пункту «АТМОСФЕРА», карточку помещаете назад в кармашек, но с обратной стороны стопки карточек, и перемещаетесь к плакату «АТМОСФЕРА», опять читаете карточку с инструкцией. Например, «Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «АТМОСФЕРА» к пункту «ЛЕДНИК» и так далее, пока не побываете во всех пунктах круговорота».
Шаг 9.
Учащиеся выполняют упражнение, заполняют маршрутные листы.
Шаг 10.
Рефлексия:
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- В моделировании какого природного процесса принимали участие?
Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!
Ресурсы, используемые для оформления мастер-класса:
http://namonitore.ru/uploads/catalog/landscapes/nebo_nad_stepyu_1280.jpg - небо
http://img01.chitalnya.ru/upload/671/5767665593884885.jpg - ромашки
http://dic.academic.ru/pictures/enc_geo/r017.jpg - ручей
http://myphysiography.ru/img/79.jpg - подз. воды
http://kom-pas.nm.ru/photos2/ozero/apshi.jpg - озеро
http://escher.com.ua/d/1703-10/Drevniy_lednik_80_66_hm_2005.JPG - ледник
http://infmir.ru/wp-content/uploads/world_river_limpopo5.jpg - река
http://esparus.com/images/00000345.jpg - океан
учитель биологии и химии
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района Новосибирской области
Мастер-класс «Круговорот воды в природе»
Цель: Знакомство педагогов со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» на уроках: «Окружающий мир» - начальная школа, «Природоведение» - 5 класс, «География» - 6 класс.
Цель моделирующего упражнения: формирование у учащихся представлений о природных процессах круговорота веществ на примере круговорота воды.
Задачи:
- развивать знания о природе и природных процессах;
- развивать познавательный интерес;
- формировать всесторонне развитую личность.
Вода - необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. Облака встречаются с массами холодного воздуха — например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на землю дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах и подземных водоносных пластах. Солнце нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в атмосферу. Растения получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
На уроке школьникам можно просто рассказать о круговороте воды по схеме, можно показать видеофильм или использовать любой другой мультимедийный ресурс, …. а можно «превратить» ребят в «капельки воды» и предложить совершить путь, который проделывает каждая капелька воды в процессе круговорота.
Итак, в путь!
Нам понадобятся следующие ресурсы:
- 9 плакатов: «АТМОСФЕРА», «ОКЕАН», «МОРЕ», «РЕКА», «РУЧЕЙ», «ОЗЕРО», «ЛЕДНИК», «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ»;
- карточки с инструкцией для каждого плаката;
- цветные маркеры;
- маршрутные листы (по количеству учащихся, если учащихся в классе много, то можно образовать пары);
Этапы проведения моделирующего упражнения:
Шаг 1.
Подготовить плакаты с кармашками:
Шаг 2.
Подготовить карточки с инструкцией о направлении движения капельки воды (нужно разрезать и разместить в кармашках):
Карточки для плаката «ОКЕАН»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. | Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ | Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ | Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОЗЕРОМ |
Карточки для плаката «РУЧЕЙ»
Ты попала в РЕКУ |
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ |
Ты попала в ОЗЕРО |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ | Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ. |
Карточки для плаката «ЛЕДНИК»
Ледник растаял, и ты попала в РУЧЕЙ | Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ |
Ледник растаял, и ты попала в РЕКУ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ледник растаял, и ты попала в МОРЕ |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Карточки для плаката «РАСТЕНИЯ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. | Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ | Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ | Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Карточки для плаката «МОРЕ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. | Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ | Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ | Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ |
Карточки для плаката «РЕКА»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. | Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты попала в ОКЕАН | Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты попала в МОРЕ | Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Карточки для плаката «ОЗЕРО»
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ. | Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ | Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ | Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Карточки для плаката «Подземные воды»
Тебя впитали РАСТЕНИЯ. |
Ты попала в ОЗЕРО. |
Ты попала в ОКЕАН. | Ты пробилась РУЧЬЕМ на поверхность. |
Ты попала в МОРЕ. | Ты попала в РЕКУ. |
Карточки для плаката «АТМОСФЕРА»
Ты выпала в виде осадков на землю и тебя впитали РАСТЕНИЯ | Ты выпала с дождем в РУЧЕЙ |
Ты выпала с дождем в МОРЕ | Ты выпала с дождем в РЕКУ |
Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ | Ты выпала с дождем в ОКЕАН |
Шаг 3.
Подготовить цветные маркеры и маршрутные листы с пометкой начального этапа движения капли (на разных листах должны быть отмечены разные этапы):
Шаг 4.
Подготовить пространство класса: расставить парты по периметру класса и на стенах разместить приготовленные плакаты.
Шаг 5.
Провести беседу о воде и ее круговороте. Привести очень красивое высказывание Антуана де Сент Экзюпери
«Вода! В тебе нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!»
Шаг 6.
Предложить ученикам на некоторое время превратиться в капельки воды и совершить путь, который совершает каждая капелька, каждый день.
Шаг 7.
Обратить внимание детей на размещенные на стенах плакаты, раздать маркеры и маршрутные листы
Шаг 8.
Объяснить, как нужно действовать: « На маршрутном листе красной стрелкой отмечен тот пункт, с которого вы должны начать движение. Например, у вас отмечен пункт «РАСТЕНИЕ» - вам нужно найти плакат с таким же названием, вынуть из кармашка карточку с инструкцией и прочитать, что произошло с капелькой воды, куда она переместилась? Например, вы прочитали: «Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «РАСТЕНИЕ» к пункту «АТМОСФЕРА», карточку помещаете назад в кармашек, но с обратной стороны стопки карточек, и перемещаетесь к плакату «АТМОСФЕРА», опять читаете карточку с инструкцией. Например, «Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «АТМОСФЕРА» к пункту «ЛЕДНИК» и так далее, пока не побываете во всех пунктах круговорота».
Шаг 9.
Учащиеся выполняют упражнение, заполняют маршрутные листы.
Шаг 10.
Рефлексия:
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- В моделировании какого природного процесса принимали участие?
Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!
Ресурсы, используемые для оформления мастер-класса:
http://namonitore.ru/uploads/catalog/landscapes/nebo_nad_stepyu_1280.jpg - небо
http://img01.chitalnya.ru/upload/671/5767665593884885.jpg - ромашки
http://dic.academic.ru/pictures/enc_geo/r017.jpg - ручей
http://myphysiography.ru/img/79.jpg - подз. воды
http://kom-pas.nm.ru/photos2/ozero/apshi.jpg - озеро
http://escher.com.ua/d/1703-10/Drevniy_lednik_80_66_hm_2005.JPG - ледник
http://infmir.ru/wp-content/uploads/world_river_limpopo5.jpg - река
http://esparus.com/images/00000345.jpg - океан
Другие мастер-классы пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Ирина, спасибо за интересный материал к уроку! Знаю, что это - кропотливый труд. И вы смогли его так подробно оформить!Ваш мастер-класс познакомил нас со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» . Взяла в закладки себе в кейс с МК!
Сажида Хлямина, дата: 31.07.2014 в 17:38
#2 Сажида, я рада, что материал понравился. Интересно будет и ученикам!
Ирина Кунц, дата: 31.07.2014 в 18:32
#3 Ирина Васильевна, Ваш мастер-класс содержательный и интересный. Обязательно использую на уроках.
Татьяна Банщикова (Хаустова) , дата: 02.08.2014 в 14:33
#4 Интересный материал. Спасибо за приглашение.
нина гунькина, дата: 04.08.2014 в 14:18
#5 Ирина Васильевна, полезная и нужная работа, материал которой может быть использован и на уроках, и во внеурочное время! Спасибо за мастер-класс. Беру себе в копилочку и обязательно использую при возможности.
Валентина Плотникова, дата: 12.08.2014 в 23:19
#6 Валентина, очень рада, что материал пригодится Вам в образовательном процессе!
Ирина Кунц, дата: 13.08.2014 в 11:09
#7 Ирина Васильевна!Огромное спасибо за мастер-класс! Обязательно использую на уроках.
Гульнара Булатовна Ибляминова, дата: 07.11.2014 в 11:54
#8 Очень хорошая работа! ВЫ - большая молодец! Жаль, что для начальной школы в идеале материал сложный, но элементы данного мастер - класса с удовольствием использую в своей работе! Спасибо, Вам!
Наталья Борисовна Никитина, дата: 13.01.2015 в 17:22
#9 Наталья Борисовна, конечно же любой образовательный продукт мы можем адаптировать сами, учитывая возраст детишек, их уровень знаний и интересы. Большое спасибо за положительный отзыв!
Ирина Кунц, дата: 13.01.2015 в 18:05
#10 Элементы вашей работы возьму себе на заметку, с уважением к вашей работе
Татьяна Серкова, дата: 03.04.2015 в 16:53
#11 Прекрасный материал, возьму на заметку!
Елена Фотеева, дата: 31.01.2016 в 13:23
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.