С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Мастер-класс "Эксперимент - один из методов исследования"
Ирина Кунц   13.08.2014   5759   4
Кунц И.В.
учитель биологии и химии
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района Новосибирской области

        
       Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи.
   С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
    Предлагаю пройти мастер-класс, цель которого показать, как можно наглядно объяснить школьникам, что такое эксперимент и каковы его основные этапы.
 «Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также опыт, метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы»

Ресурсы: Для эксперимента нам понадобится: сосуд с водой, пипетки, монеты

Шаг 1. Формулировка проблемы, вопроса.
Задаем ученикам вопрос – «Много ли  капель воды можно разместить на пятирублевой монете?»


Шаг 2. Выдвижение гипотезы (предположения).
   Предположите, сколько капель воды может поместиться на монету! Ученики выдвигают различные гипотезы. («Три!», « Десять!»)
.
Шаг 3.  Планирование эксперимента:
  Найти ответы на вопросы: Как проверить гипотезу? Что для этого необходимо сделать? (Пипеткой набирать воду и по капле капать на монету).

Шаг 4. Проверка гипотезы – непосредственно сам эксперимент:
    Предложить ученикам осторожно, по капельке капать воду на монету и считать капли.









Шаг 5. Формулировка выводов, подведение итогов эксперимента:
           Ответить на вопросы:
  1. Подтвердилась ли ваша гипотеза?
  2. Почему поместилось капель значительно больше, чем предполагали? (младшие школьники не ответят на этот вопрос, поэтому нужно рассказать учащимся о поверхностном натяжении воды).
Шаг 6. Акцентировать внимание школьников на этапах эксперимента.  
           Какие этапы эксперимента можно выделить?
  1. Формулировка проблемы, вопроса.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Определение способов подтверждения гипотезы.
  4. Осуществление эксперимента
  5. Сравнение выдвинутой гипотезы и результатов эксперимента.
  6. Формулировка выводов.
 
Ресурсы, используемые для оформления мастер-класса:
1. ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1%EF%E5%F0%E8%EC%E5%ED%F2

Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!



 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Уважаемые коллеги! Приглашаю посетить мастер-класс "Эксперимент - один из методов исследования"
Ирина Кунц, дата: 13.08.2014 в 13:48  
#2 Интересно!
Владимир Корнев, дата: 21.08.2014 в 22:11  
#3 Гениально просто, а главное интересно. Спасибо. Очень понравился материал.
Елена Киселева, дата: 26.08.2014 в 22:50  
#4 а как будит мысль! можно столько подобного придумать!)
Наталья Владимировна Ершова, дата: 04.10.2015 в 16:05  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ