Систему педагогического образования в России ожидают реформы
дата: 24.10.2014, опубликовал: Екатерина Купцова
По сути, система общего образования значительно обогнала систему педобразования. А это значит, что высшая школа до сих пор продолжает выпускать учителей, которые не умеют работать по-новому, и всё потому, что учат их по-старому, как и десятилетия назад.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, впервые за долгие годы мы перешли от слов к делу, от простых констатаций, что мы-де не так и не тому учим будущих учителей, к созданию новой модели педагогического образования, с учётом лучшего отечественного и зарубежного опыта.
- Участниками проекта стали более 30 ведущих российских вузов, причём вовсе не все они педагогические, среди них немало и классических университетов, - говорит Александр Климов. – Федеральными операторами являются Московский городской психолого-педагогический университет и НИУ “Высшая школа экономики”. На реализацию проекта выделены солидные средства – порядка 240 миллионов рублей.
Для достижения главной цели модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач:
- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;
- разработка модульной системы педагогического образования;
- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети школьно-университетских партнерств;
- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;
- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов (академический бакалавриат);
- подготовка исследователей образования (исследовательская магистратура);
- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;
- профориентация будущих педагогов и так далее.
Как заявил научный руководитель НИУ “Высшая школа экономики” Исаак Фрумин, за последние годы сделано очень много для того, чтобы учителям работалось более комфортно. Для этого в систему образования вливаются колоссальные средства, часть из которых идёт на повышение зарплат педагогам, часть – на улучшение материальной базы учреждений. Но этого мало, нужны радикальные изменения в самих подходах к педобразованию, чтобы в школу приходили гораздо более подготовленные и мотивированные кадры. В частности, нужно реорганизовать систему педагогических практик, а также сопровождать молодых учителей в их профессиональной деятельности, помогать им, а не бросать на произвол судьбы, надеясь, что выживет сильнейший. По словам Фрумина, в России очень низкий коэффициент вымывания педкадров из профессии, но глубоко ошибочно думать, что этой проблемой должна заниматься одна лишь школа.
В общем, по словам ректора МГППУ Виталия Рубцова, нам предстоит сделать ещё очень и очень много. А главное – постараться изменить ситуацию таким образом, чтобы организовать процесс обучения студентов в контексте повышения их профессиональных компетенций. Чтобы знания, полученные на лекциях и семинарах, они умели применить не “когда-нибудь потом”, а непосредственно в деле, на практике.
Учитель должен стать не только преподавателем, но и исследователем, который обладает достаточным набором знаний и умений, чтобы видеть ту или иную проблему, находить ей причины и устранять их, используя наиболее подходящие для этого инструменты.
Для этого, разумеется, нужно развивать педагогическую и психологическую науку в вузах. Но сделать это достаточно сложно. Ведь, как утверждает руководитель Рабочей группы по модернизации педагогического образования Минобрнауки РФ Виктор Болотов, даже те инициативы, которые его ведомства сейчас пытается реализовать в рамках данного проекта, к сожалению, не имеют достаточно прочного научного обоснования - оно должно появиться уже в процессе.
http://www.ug.ru/news/13254
По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, впервые за долгие годы мы перешли от слов к делу, от простых констатаций, что мы-де не так и не тому учим будущих учителей, к созданию новой модели педагогического образования, с учётом лучшего отечественного и зарубежного опыта.
- Участниками проекта стали более 30 ведущих российских вузов, причём вовсе не все они педагогические, среди них немало и классических университетов, - говорит Александр Климов. – Федеральными операторами являются Московский городской психолого-педагогический университет и НИУ “Высшая школа экономики”. На реализацию проекта выделены солидные средства – порядка 240 миллионов рублей.
Для достижения главной цели модернизации педагогического образования предстоит решить целый комплекс задач:
- апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов;
- разработка модульной системы педагогического образования;
- усиление практической подготовки педагогов за счет создания широкой сети школьно-университетских партнерств;
- организация деятельностного подхода в подготовке педагога;
- создание вариативности образовательных траекторий подготовки педагогов (академический бакалавриат);
- подготовка исследователей образования (исследовательская магистратура);
- развитие широкого сетевого взаимодействия вузов и университетов;
- профориентация будущих педагогов и так далее.
Как заявил научный руководитель НИУ “Высшая школа экономики” Исаак Фрумин, за последние годы сделано очень много для того, чтобы учителям работалось более комфортно. Для этого в систему образования вливаются колоссальные средства, часть из которых идёт на повышение зарплат педагогам, часть – на улучшение материальной базы учреждений. Но этого мало, нужны радикальные изменения в самих подходах к педобразованию, чтобы в школу приходили гораздо более подготовленные и мотивированные кадры. В частности, нужно реорганизовать систему педагогических практик, а также сопровождать молодых учителей в их профессиональной деятельности, помогать им, а не бросать на произвол судьбы, надеясь, что выживет сильнейший. По словам Фрумина, в России очень низкий коэффициент вымывания педкадров из профессии, но глубоко ошибочно думать, что этой проблемой должна заниматься одна лишь школа.
В общем, по словам ректора МГППУ Виталия Рубцова, нам предстоит сделать ещё очень и очень много. А главное – постараться изменить ситуацию таким образом, чтобы организовать процесс обучения студентов в контексте повышения их профессиональных компетенций. Чтобы знания, полученные на лекциях и семинарах, они умели применить не “когда-нибудь потом”, а непосредственно в деле, на практике.
Учитель должен стать не только преподавателем, но и исследователем, который обладает достаточным набором знаний и умений, чтобы видеть ту или иную проблему, находить ей причины и устранять их, используя наиболее подходящие для этого инструменты.
Для этого, разумеется, нужно развивать педагогическую и психологическую науку в вузах. Но сделать это достаточно сложно. Ведь, как утверждает руководитель Рабочей группы по модернизации педагогического образования Минобрнауки РФ Виктор Болотов, даже те инициативы, которые его ведомства сейчас пытается реализовать в рамках данного проекта, к сожалению, не имеют достаточно прочного научного обоснования - оно должно появиться уже в процессе.
http://www.ug.ru/news/13254
Другие новости
- Общественники предлагают учредить сертификат на 100 тысяч рублей для первоклассника
- Вузы должны будут опубликовать на сайтах результаты проверки сочинений абитуриентов
- Эксперты обсудили вопросы подготовки российских школьников к международным олимпиадам
- Всероссийская конференция "Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения" открылась в Арзамасе
- Минобрнауки рассматривает возможность введения в школах всероссийских контрольных
- По оценкам властей, дефицит мест в российских школах составит 2,5 миллиона к 2021 году
- Минкультуры подвергло критике школьную программу по литературе
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.