С нами 17182 учителя, 7302 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Эксперты обсудили вопросы подготовки российских школьников к международным олимпиадам
дата: 24.10.2014, опубликовал: Светлана Трушина
Сегодня прошла пресс-конференция на тему “Что российские школьники привезли с международных олимпиад?”. Как выяснилось, привезли они немало. В этом году нашу страну представляли 39 учеников, которые приняли участие в 7 олимпиадах международного уровня и заработали 27 медалей различного достоинства. Благодаря их усилиям, Россия вошла в пятёрку сильнейших стран мира.
Лидером, теперь уже традиционно, является Китай, у которого больше всех побед. Однако, как заявил на пресс-конференции в редакции “Комсомольской правды” доцент кафедры высшей математики МФТИ, руководитель национальной сборной по математике Назар Агаханов, в этом году нам удалось сократить отставание от китайцев до минимума – с 40 до 10 очков, а российские дети до сих пор поражают всех умением решать самые сложные задачи.
Но чрезмерный оптимизм здесь неуместен и даже вреден, поскольку, по словам Агаханова, мы до сих пор держимся только благодаря наследию советского образования.
- Даже в 90-е годы в этом смысле нам было заметно легче, поскольку тогда в школе работало очень много энтузиастов, которые хотели и умели зажигать в детях интерес к своему предмету, искать и находить юные таланты и дарования, - говорит Назар Хангельдыевич. – Однако со временем их количество неуклонно уменьшалось, да и вообще, из школы и вузов ушло очень много грамотных педагогов, не оставив достойной замены. И сегодня мы довольно испытываем острую нехватку специалистов, способных воспитывать олимпиадников высокого уровня.
Этот важный момент подтвердил и старший преподаватель химического факультета МГУ, руководитель национальной сборной по химии Илья Глебов. Ведь если на уровне города или района школьник может победить только за счёт собственной эрудиции, багажа знаний, накопленного самостоятельно, то на всероссийский уровень можно выйти только имея опытного “тренера”, который бы целенаправленно готовил ребёнка, вместе с ним изучая материалы прошлых лет. Что уж говорить про международный уровень! Тут требуется кропотливая работа целого “тренерского коллектива”.
- Если проанализировать результаты олимпиад и сравнить между собой ресурсы стран-победителей, то стоит отметить, что население Китая составляет более 1,5 миллиардов человек, а нас, как известно, почти в 10 раз меньше, тем не менее, мы составляем им реальную конкуренцию, - напомнил Илья Глебов. – Но не всё можно объяснить одной лишь демографией. Например, в Индии жителей едва ли не столько же, сколько и в Поднебесной, однако их успехи в олимпиадном движении весьма скромные. Почему? Потому что у них отсутствует та система подготовки, которая есть у нас и которую сумели создать китайцы (во многом ориентируясь, кстати, на нашу модель). Следовательно, нам очень важно не утратить то, что наработано десятилетиями, сохранить преемственность поколений и преумножить уникальный опыт поколений советских и российских педагогов.
Глебов и Агаханов сошлись во мнении, что также следует сохранить и главный оплот олимпиадного движения – профильные школы. И дело даже не в том, что в них те или иные предметы изучают гораздо больше времени. Главное – это, в первую очередь, высокопрофессиональные преподаватели, готовые работать с заинтересованными детьми и после уроков, и по выходным, и в каникулы, а также, безусловно, мотивированные школьники, которые приходят именно в это учебное заведение и в дальнейшем находятся в коллективе единомышленников.
- Тезис, что “все дети одинаково талантливы во всём”, глубоко ошибочен, - считает Агаханов. - Они, скорее, талантливы каждый в чём-то своём. Но выявить, например, математические способности можно уже в начальной школе. А значит, имеет смысл с этим ребёнком работать индивидуально, развивая его в этом направлении.
Впрочем, участник Международной математической олимпиады Никита Чернега, который в этом году привёз из ЮАР золотую медаль, уверен, что профиль учебного заведения не сильно влияет на результат. Например, сам он учился в казанской гимназии №122 имени Ж.А.Зайцевой, которая “углублена” отнюдь не в математику, а в иностранные языки. Интерес же к предмету у него возник после того, как Никита ещё в 5-м классе год посещал математический кружок, а потом съездил на летние сборы, в профильный лагерь под Казанью. Именно это и послужило главным стимулом к развитию, в результате чего школьнику стали интересны не только математика, но также близкие к ней физика, информатика, экономика.

Есть ещё один фактор, влияющий на успешность наших школьников в Международных олимпиадах. И фактор довольно неожиданный.

- По статистике, за все предыдущие годы самые скромные успехи (то есть меньше всего побед) у нас было по географии, - рассказывает руководитель национальной сборной по этому предмету, проректор АПКиППРО Валентина Абатурова. – Мы объясняли это тем, что в школе этой дисциплине отведено очень мало уроков, зачастую преподают её специалисты в других областях – биологии, химии и пр., кроме того, у нас в стране есть физико-математические лицеи и гуманитарные гимназии, но нет ни одной профильной географической школы. На самом же деле, причина была не только и не столько в этом. Дело в том, что только по нашему предмету на международной олимпиаде задания даются на английском языке. Причём язык этот изобилует большим количеством специфических терминов. А у нас не только дети, но даже преподаватели вузов нередко владеют английским весьма посредственно. Мы учли этот момент, изменили систему подготовки и в этом году все члены команды по географии вернулись с серебряными и бронзовыми медалями! Такого ещё не было ни разу.

http://ug.ru/news/13243
Другие новости

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ