16
моих комментариев 0
блогов 0
сообществ 5
учебных материалов 0
статей 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
моих комментариев 0
блогов 0
сообществ 5
учебных материалов 0
статей 0
мастер-классов 0
экскурсий 0
дискуссий 0
новостей
Ирина Костина, (на сайте с 25.08.2013 г.)
Был(а) на сайте 6 лет назад
Рейтинг:
7.23/37
14 156
просмотров
|
72
комментария
|
1 875
место в рейтинге
|
|
Личные данные
Фамилия | Костина |
Имя | Ирина |
Отчество | Николаевна |
Дата рождения | 9.11.1970 г. |
Пол | Женский |
Гражданство | РФ |
Место жительства | 602110 Владимирская область,Меленковский район с.Бутылицы ул.Олимпийская д.40 |
Контактный телефон | 89209186311 |
Место работы | МБОУ "Бутылицкая СОШ" |
Юридический адрес | Владимирская область,Меленковский район село Бутылицы улица Садовая д.4 |
Образование | высшее |
Специализация | учитель русского языка и литературы. учитель ИЗО и черчения |
Трудовой стаж | 29 лет |
Педагогический стаж | 27 года |
Учебная нагрузка | 21 час |
Квалификационная категория | первая |
Дата присвоения категории | март 2013 |
Дата начала ведения портфолио | 2013 |
Награды, грамоты, благодарственные письма
№ | Файл | Описание |
1 | 537395923.jpg | Грамота районного МБОУ "Центр внешкольной работы" |
2 | 1181379865.jpg | Грамота Департамента образования Владимирской области |
3 | 1348119395.png | Грамота Департамента образования Владимирской области |
4 | 1830226569.jpg | Благодарственное письмо Главы администрации Меленковского района |
Образование
№ | Учебное заведение | Квалификация |
1 |
Владимирксий Педгогический Университет Год окончания: 1996 Уровень образования: Высшее |
учитель учитель русского языка и литературы |
Трудовой и педагогический стаж работы
№ | Организация | Должность | Период |
1 | МБОУ "Бутылицкая СОШ" | учитель |
C 01.09.1996 и продолжаю работать |
Повышение квалификации
№ | Название курса | Количество часов | Сроки | Документ |
1 |
Подготовка учителя русского языка и литературы к реализации ФГОС ВИРО имени Л.И.Новиковой г. Владимир Тип: Повышение квалификации Уровень: Региональный |
108 | 2017... | Удостоверение |
Учебные материалы
Повышение квалификации
№ | Название курса | Количество часов | Сроки | Документ |
1 |
Подготовка учителя русского языка и литературы к реализации ФГОС Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой Тип: Повышение квалификации Уровень: Региональный |
108 | октября...декабрь 2012 года | Свидельство о повышении квалификации установленного образца регистрационный номер 1015 -б |
Результаты педагогической деятельности
Инновационная деятельность
№ | Файл | Описание |
1 | План работы на год | |
2 | Представление опыта работы согласно плану (на каком уровне представлен) | |
3 |
Не загружен
|
Педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг) |
4 |
Не загружен
|
Материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, мастер-классов в рамках темы. Уровень представления, разработки, отзывы |
5 | Проектно-исследовательская деятельность обучающихся | |
6 | Другие материалы |
Методическая деятельность (текст)
Внеурочная деятельность по предмету
Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10- 11 классов
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10- 11 классов составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" ( автор Н. Г. Гольцова) ( см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11) с учетом требований подготовки к ЕГЭ
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:
самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2017- 2018 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Цель кружковой работы: помочь учащимся 10- 11 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Введение – 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-26 – 21 час.
1. Лексика и фразеология
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методическое обеспечение.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10- 11 классов составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" ( автор Н. Г. Гольцова) ( см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11) с учетом требований подготовки к ЕГЭ
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:
самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2017- 2018 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Цель кружковой работы: помочь учащимся 10- 11 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в
- обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их
- повышать уровень грамотности учащихся.
- совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
- развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
- совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
- совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
- воспитывать ответственное отношение к экзаменам.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные функции языка;
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
- основные нормы русского литературного языка.
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Введение – 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-26 – 21 час.
1. Лексика и фразеология
- лексическое значение слова;
- синонимы, антонимы, омонимы;
- фразеологические обороты;
- группы слов по происхождению и употреблению;
- лексический анализ
- значимые части слова (морфемы);
- морфемный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- словообразовательный анализ слова
- самостоятельные части речи;
- служебные части речи;
- морфологический анализ слова
- предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
- второстепенные члены предложения;
- двусоставные и односоставные предложения;
- распространенные и нераспространенные предложения;
- полные и неполные предложения;
- осложненное простое предложение;
- сложное предложение;
- сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- способы передачи чужой речи;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения;
- употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
- употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
- употребление Ь и Ъ;
- правописание корней;
- правописание приставок;
- правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
- правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
- правописание падежных и родовых окончаний;
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
- правописание отрицательных местоимений и наречий;
- правописание НЕ и НИ;
- правописание служебных слов;
- правописание словарных слов;
- слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
- знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
- знаки препинания в простом осложненном предложении;
- знаки препинания при обособленных определениях;
- знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
- знаки препинания при сравнительных оборотах;
- знаки препинания при уточняющих членах предложения;
- знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
- знаки препинания при прямой речи, цитировании;
- знаки препинания в сложносочиненном предложении;
- знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
- знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
- знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
- знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
- тире в простом и сложном предложениях;
- двоеточие в простом и сложном предложениях;
- пунктуация в простом и сложном предложениях;
- текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
- средства связи предложений в тексте;
- стили и функционально-смысловые типы речи;
- отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
- анализ текста;
- орфоэпические нормы
- лексические нормы
- грамматические нормы (морфологические нормы)
- грамматические нормы (синтаксические нормы)
- выразительные средства русской фонетики;
- выразительные средства словообразования;
- выразительные средства лексики и фразеологии;
- выразительные средства грамматики;
- тропы, стилистические фигур
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование.
№/п | Кол-во часов |
Название темы |
Формы занятия | Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты усвоения материала |
План | Факт |
Введение 1 час. | |||||||
1 | 1 | Культура речи – необходимое качество образованного человека язык и речь | Лекция | Коллективная | Знать спецификацию ЕГЭ2017-2018 учебного года. Уметь заполнять бланки. | ||
Подготовка к заданиям 1-24 – 20 часов. | |||||||
2 | 1 | Правильность русской речи |
Лекция, практикум | Коллективная, индивидуальная Отработка задания 4 |
Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
||
3 | 1 | Типы норм литературного языка | Лекция, практикум | Коллективно-групповая Отработка заданий 5,22,24 |
Знать типы нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. |
||
4 | 1 | Лексические нормы. Определение значений слова | Лекция, практикум | Коллективно-групповая Задание 24 |
Знать лексические нормы Уметь находить их в тексте |
||
5 | 1 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки. | Лекция, практикум | Коллективная Задание 6 |
Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением | ||
6 | 1 | Орфография. Орфографические нормы. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная |
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. |
||
7 | 1 | Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 8 -11 |
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | ||
8 | 1 | Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 12 |
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | ||
9, 10 |
2 | Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание предлогов, союзов |
Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 14, 15 |
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | ||
11 | 1 | Синтаксические нормы. |
Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 7 |
Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм. | ||
12 | 1 | Синтаксис. Простое, простое осложненное предложение, сложное Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. |
Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная |
Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них | ||
13 | 1 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи |
||
14 | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике |
||
15 | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике |
||
16 | 1 | Сложное предложение с различными видами связи. | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 |
Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике |
||
17 | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная |
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи |
||
18 | 1 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная |
Знать способы и средства связи предложений в тексте. Уметь определять их. |
||
19 | 1 | Текст. Стили и типы речи. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная |
Знать стили и типы речи. Уметь определять их. |
||
20, 21 | 2 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний |
Индивидуальная | |||
Подготовка к сочинению – 8 часов. | |||||||
22 | 1 | Композиция сочинения. | Лекция Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Знать композицию сочинения. Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения. |
||
23 | 1 | Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем. | Лекция, Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Уметь формулировать проблему исходного текста. | ||
24 | 1 | Комментарий к сформулирован- ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. |
Лекция, Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Знать виды комментариев, Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст. |
||
25 | 1 | Авторской позиции. | Лекция, Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию. | ||
26 | 1 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. | Лекция, Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Знать способы аргументации собственного мнения. Уметь аргументиро- вать собственное мнение. |
||
27 | 1 | Заключение | Лекция, Работа с текстом |
Коллективно-индивидуальная |
Уметь правильно писать заключение сочинения | ||
28, 29 | 2 | Практикум по написанию сочинения. | Сочинение | Индивидуальная | |||
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов. | |||||||
30 | 1 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний |
Индивидуальная | |||
31 | 1 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний |
Индивидуальная | |||
32-34 | 3 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний |
Индивидуальная |
Учебно-методическое обеспечение.
- Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
- ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов
Материально-техническая база.
- компьютер
- проектор
- экран
- интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- ФИПИ. Открытый банк заданий.
- http://www.ctege.info
- http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
- и другие.
Внеурочная деятельность по предмету
Рабочая программа элективного курса по русскому языку |
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
· подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
· гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
· развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
· формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
· формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
· овладение нормами русского литературного языка;
· обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
· обучение работе над сочинением;
· развитие коммуникабельности обучающихся;
· воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
· уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
· на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
· анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
· уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
· обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысл
Учебно-тематический план элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ”
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата План |
Дата Факт |
I. Вводные занятия | ||||
1 | Прежде чем писать сочинение | 1 | ||
2 | Основные требования при написании сочинений | 1 | ||
II. Пишем сочинение | ||||
3 | Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; текст: тема, проблема, позиция автора |
1 | ||
4 | Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение | 1 | ||
5 | Организация материала при помощи плана | 1 | ||
6 | Роль эпиграфа и цитирования в сочинении | 1 | ||
7 | Анализ предложенного учителем сочинения | 1 | ||
8 | Средства художественной выразительности :
|
1 | ||
III Сочинение разных жанров | ||||
9 |
|
2 | ||
10 | Практическая работа. Пишем сочинение | 1 | ||
11 | Саморедактирование сочинения | 1 | ||
12 | Сочинение – рецензия
|
1 | ||
13 | Анализ ученических сочинений. Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений | 1 | ||
14 | Оформление и оценивание сочинений | 1 | ||
15 | Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) | 1 | ||
16 | Итоговая работа. Пишем сочинение | 1 | ||
27 | Анализ ученических сочинений | 1 |
Содержание программы
· Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
· Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
· Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания №26 небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Литература:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
2. Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2017 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. – Казань : Магариф, 2017
3. “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2013.
4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2016 – 2017: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2016. С. 133-135.
5. Закон об образовании
6. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
7. “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2009, № 9,12
8. Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007
9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017,2016: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2017,2016
10. Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2013
11. Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990
Учебно-материальная база
№ | Учебное оборудование (материал) | Периодичность использования |
1 | Компьютор, ноутбук, проектор, сканер, экран, плакаты, таблицы,разноуровневые карточки, учебная литература, художественная литература. | в течении учебного года |
Просветительская работа
№ | Год | Тема | Место |
Нет данных |
Комментарии (72)
#1 Ирина Николаевна, Глубоко символично, что главный женский день в году совпадает с первыми робкими шагами весны по нашей планете! Ведь женщины, как и сама весна, - красивы, нежны и чуточку ранимы, поэтому и нуждаются в верной мужской любви и надежной защите... Милые дамы, дорогие коллеги, позвольте пожелать вам вечной молодости и неувядающей красоты, пусть здоровье с каждым годом крепнет, а настроение всегда будет отличным! Пусть сегодня дома вас ждут цветы и подарки, веселый смех и добрые пожелания и, конечно же, пламенные поцелуи
© pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/pozdravleniya-s-8-marta-kollegam.html
нина гунькина, дата: 07.03.2016 в 10:21
#2 Ирина Николаевна, приглашаю посетить мой блог, посвященный поэтам «чистого искусства». Буду рада комментариям
uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2546
Нина Васильевна Ефимова, дата: 06.12.2015 в 5:37
#3 Ирина Николаевна, здравствуйте, приглашаю посетить, прокомментировать материал блога "День Неизвестного солдата". Буду рада вашим комментариям. uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2537
Гульнара Айтуганова, дата: 03.12.2015 в 22:46
#4 Ирина Николаевна, приглашаю посетить мой блог, посвященный Дню Неизвестного солдата. Буду рада Вашим комментариям.
uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2535
Нина Васильевна Ефимова, дата: 03.12.2015 в 11:20
#5 Ирина Николаевна, Добро пожаловать на наш сайт. Успехов в рформлении портфолио и мой +
Нина Васильевна Ефимова, дата: 03.12.2015 в 11:20
#6 Ирина Николаевна, Хочу сегодня всех коллег поздравить
С Днем матери и самым лучшим днем.
Ведь мамы — не профессия, призвание
И с этим званием дружно мы живем.
Всем мамам в нашем прочном коллективе
Звучат эти приветные слова:
Семья и дети будут пусть едины
И только счастьем светятся глаза!
Здоровья вам и вашим деткам тоже,
Не важно, им под сорок или два.
В любых годах для мам дети моложе,
Теория во все века жива!
Всем мамам нашим счастья и везения
И вашим мамам тоже этих благ.
Цените все счастливые мгновения
И благоденствия всем в бьющихся сердцах!
©pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/kollegam/
нина гунькина, дата: 29.11.2015 в 5:45
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Страницы
Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 … 10 11 12 Туда Последняя