С нами 13554 учителя, 4735 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
16
комментариев
0
блогов
0
сообществ
5
учебных материалов
0
статей
0
мастер-классов
0
экскурсий
0
дискуссий
0
новостей
Ирина Костина, (на сайте с 25.08.2013 г.)
Был(а) на сайте 6 месяцев назад
Просмотров: 5853, комментариев: 72, рейтинг: 7.23/37
Личные данные
Фамилия Костина
Имя Ирина
Отчество Николаевна
Дата рождения 9.11.1970 г.
Пол Женский
Гражданство РФ
Место жительства 602110 Владимирская область,Меленковский район с.Бутылицы ул.Олимпийская д.40
Контактный телефон 89209186311
Место работы МБОУ "Бутылицкая СОШ"
Юридический адрес Владимирская область,Меленковский район село Бутылицы улица Садовая д.4
Образование высшее
Специализация учитель русского языка и литературы. учитель ИЗО и черчения
Трудовой стаж 29 лет
Педагогический стаж 27 года
Учебная нагрузка 21 час
Квалификационная категория первая
Дата присвоения категории март 2013
Дата начала ведения портфолио 2013
Награды, грамоты, благодарственные письма
Файл Описание
1 537395923.jpg Грамота районного МБОУ "Центр внешкольной работы"
2 1181379865.jpg Грамота Департамента образования Владимирской области
3 1348119395.png Грамота Департамента образования Владимирской области
4 1830226569.jpg Благодарственное письмо Главы администрации Меленковского района
Образование
Учебное заведение Квалификация
1 Владимирксий Педгогический Университет
Год окончания: 1996
Уровень образования: Высшее
учитель
учитель русского языка и литературы
Трудовой и педагогический стаж работы
Организация Должность Период
1 МБОУ "Бутылицкая СОШ" учитель C 01.09.1996
и продолжаю работать
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Подготовка учителя русского языка и литературы к реализации ФГОС
ВИРО имени Л.И.Новиковой г. Владимир
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
108 2017... Удостоверение
Учебные материалы
Скриншот Учебный материал
Тема урока: «Разделительные ъ и ь знаки» 10 класс русский язык Цель урока: систематизация и совершенствование знаний по теме «Разделительный ъ и ь знак» Задачи урока: 1.Образовательные: повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении ъ и ь знаков 2.Развивающие: А) видеть отличие употребления ъ и ь знаков в словах; Б)уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 3.Воспитательные: А)воспитывать любовь к русскому языку, стремление к грамотной речи. Б) воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу; В) развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения
Русский язык / Уроки
Добавлен: 29.01.2018 в 17:00
Автор: Ирина Костина
Количество загрузок файла: 94
Оценка: 0 баллов (0 голосов)
Цель урока: сформировать у обучающихся знание этапов производства глиняной посуды и её росписи. Задачи урока: предметные: познакомить -с гончарным мастерством умельцев из села Коровино; -с особенностями состава красок для росписи глиняной посуды; -с техникой нанесения орнамента на посуду. Метапредметные: -развивать умение грамотно отвечать на поставленные вопросы; - добывать новые знания, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -развивать учебно – организационные умения и навыки(организовывать себя выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль). Личностные: воспитывать интерес и любовь к родному краю, формировать художественный вкус, совершенствовать трудовую дисциплину. Межпредметные связи: краеведение, технология.
МХК, ИЗО, черчение, искусство / Уроки
Добавлен: 29.01.2018 в 16:56
Автор: Ирина Костина
Количество загрузок файла: 56
Оценка: 0 баллов (0 голосов)
Разработка к классному часу
Кл.руководителю / Классные часы
Добавлен: 27.08.2013 в 12:16
Автор: 2306
Количество загрузок файла: 244
Оценка: 10 баллов (2 голоса)
Презентация посвящена 90-летию со дня рождения Александна исаевича Солженицына
Литература / Внеклассные мероприятия
Добавлен: 27.08.2013 в 12:12
Автор: 2306
Количество загрузок файла: 296
Оценка: 5 баллов (1 голос)
Материалы для подготовки к ЕГэ
Русский язык / Презентации
Добавлен: 27.08.2013 в 12:03
Автор: 2306
Количество загрузок файла: 262
Оценка: 10 баллов (2 голоса)
Материалы для подготовки к ЕГЭ
Русский язык / Презентации
Добавлен: 27.08.2013 в 12:01
Автор: 2306
Количество загрузок файла: 239
Оценка: 10 баллов (2 голоса)
В презентации представлены сведения о наречии и дополнительный раздаточный материал
Русский язык / Презентации
Добавлен: 27.08.2013 в 11:59
Автор: 2306
Количество загрузок файла: 306
Оценка: 10 баллов (2 голоса)
Повышение квалификации
Название курса Количество часов Сроки Документ
1 Подготовка учителя русского языка и литературы к реализации ФГОС
Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
108 октября...декабрь 2012 года Свидельство о повышении квалификации установленного образца регистрационный номер 1015 -б
Результаты педагогической деятельности
Инновационная деятельность
Файл Описание
1 План работы на год
2 Представление опыта работы согласно плану (на каком уровне представлен)
3
Не загружен
Педагогические технологии, используемые в практической деятельности (в рамках темы; диагностические данные, мониторинг)
4
Не загружен
Материалы, подтверждающие участие, организацию и проведение семинаров, мастер-классов в рамках темы. Уровень представления, разработки, отзывы
5 Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
6 Другие материалы
Методическая деятельность (текст)
Внеурочная деятельность по предмету
             Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10- 11 классов
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка.
             Рабочая программа кружка по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10- 11 классов составлена в соответствии с программой  для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11 классы" ( автор Н. Г. Гольцова) ( см. – "Программа курса "Русский язык" для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. М., "Русское слово", 2012 г., с. 5 – 11)   с учетом требований подготовки к ЕГЭ
 Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
        Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:
самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
      Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2017- 2018 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
     Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
 
 
 
 
Цель кружковой работы: помочь учащимся 10- 11 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку  в     форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
  • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в
             КИМах  ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
  • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их
             использования;
  • повышать уровень грамотности учащихся.
развивающие:
  • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
  • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
  • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи  аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
  • воспитывать ответственное отношение к экзаменам.
 
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
  • основные функции языка;
  • основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
  • основные нормы русского литературного языка.
 К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основное содержание программы.
Введение – 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-26  – 21 час.
 
1. Лексика и фразеология
  • лексическое значение слова;
  • синонимы, антонимы, омонимы;
  • фразеологические обороты;
  • группы слов по происхождению и употреблению;
  • лексический анализ
2. Морфемика и словообразование
  • значимые части слова (морфемы);
  • морфемный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • словообразовательный анализ слова
3. Грамматика. Морфология
  • самостоятельные части речи;
  • служебные части речи;
  • морфологический анализ слова
4. Грамматика. Синтаксис
  • предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
  • второстепенные члены предложения;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • распространенные и нераспространенные предложения;
  • полные и неполные предложения;
  • осложненное простое предложение;
  • сложное предложение;
  • сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • способы передачи чужой речи;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения;
5. Орфография
  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание корней;
  • правописание приставок;
  • правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
  • слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
  • правописание отрицательных местоимений и наречий;
  • правописание НЕ и НИ;
  • правописание служебных слов;
  • правописание словарных слов;
  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
6. Пунктуация
  • знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
  • знаки препинания в простом осложненном предложении;
  • знаки препинания при обособленных определениях;
  • знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
  • знаки препинания при сравнительных оборотах;
  • знаки препинания при уточняющих членах предложения;
  • знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
  • знаки препинания при прямой речи, цитировании;
  • знаки препинания в сложносочиненном предложении;
  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
  • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
  • тире в простом и сложном предложениях;
  • двоеточие в простом и сложном предложениях;
  • пунктуация в простом и сложном предложениях;
7. Речь. Текст.
  • текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
  • средства связи предложений в тексте;
  • стили и функционально-смысловые типы речи;
  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
  • анализ текста;
8. Языковые нормы
  • орфоэпические нормы
  • лексические нормы
  • грамматические нормы (морфологические нормы)
  • грамматические нормы (синтаксические нормы)
9. Изобразительно-выразительные средства языка
  • выразительные средства русской фонетики;
  • выразительные средства словообразования;
  • выразительные средства лексики и фразеологии;
  • выразительные средства грамматики;
  • тропы, стилистические фигур
Подготовка к сочинению – 8 часов.
      Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
      Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.
       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
      Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
          Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
          Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
 
 
 
                        
 
 
 
                               
 
                        Календарно-тематическое планирование.
 
№/п Кол-во
часов
Название темы
 
Формы занятия Виды деятельности
учащихся
Планируемые результаты усвоения
материала
План Факт
Введение 1 час.
1 1 Культура речи – необходимое качество образованного человека язык и речь Лекция Коллективная Знать спецификацию ЕГЭ2017-2018 учебного года. Уметь заполнять бланки.    
Подготовка к заданиям 1-24 – 20 часов.
2 1 Правильность русской речи
 
 
Лекция, практикум Коллективная, индивидуальная
 
 
 
Отработка задания 4
Знать орфоэпические нормы русского литературного языка.
Уметь использовать эти навыки в речи.
   
3 1 Типы норм литературного языка Лекция, практикум Коллективно-групповая
 
 
 
Отработка заданий 5,22,24
Знать типы   нормы русского литературного языка.
Уметь использовать эти навыки в речи.
   
4 1 Лексические нормы. Определение значений слова Лекция, практикум Коллективно-групповая
 
Задание 24
Знать лексические нормы
Уметь находить их в тексте
   
5 1 Морфологические нормы. Грамматические ошибки. Лекция, практикум Коллективная
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 6
Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением    
6 1 Орфография. Орфографические нормы. Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
Знать орфографические нормы.
Уметь применять орфографические правила на практике.
   
7 1 Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
Задание 8 -11
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.    
8 1 Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
Задание 12
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.    
9,
10
2 Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.
Правописание
предлогов, союзов
Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
Задание 14, 15
Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.    
11 1 Синтаксические нормы.
 
Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание 7
Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм.    
12 1 Синтаксис.
Простое, простое осложненное предложение, сложное
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.
Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них    
13 1 Пунктуация. Пунктуационные нормы. практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
Задания 15 -19
Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).
 Уметь использовать эти навыки в речи
   
14 1 Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
Задания 15 -19
Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).
Уметь применять эти навыки на практике
   
15 1 Знаки препинания в сложных предложениях разных типов Практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
Задания 15 -19
Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).
Уметь применять эти навыки на практике
   
16 1 Сложное предложение с различными видами связи. Практикум Коллективно-индивидуальная
 
 
 
 
 
 
 
Задания 15 -19
Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).
Уметь применять эти навыки на практике
   
17 1 Изобразительно-выразительные средства языка. Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
Знать
основные  нормы русского литературного языка.
Уметь использовать эти навыки в речи
   
18 1 Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
Знать способы и средства связи предложений в тексте.
Уметь определять их.
   
19 1 Текст. Стили и типы речи. Лекция, практикум Коллективно-индивидуальная
 
Знать стили и типы речи.
Уметь определять их.
   
20, 21 2 Тренинг в формате ЕГЭ Комплекс-
ное примене-
ние знаний
Индивидуальная      
Подготовка к сочинению – 8 часов.
22 1 Композиция сочинения. Лекция
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Знать композицию сочинения.
Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения.
   
23 1 Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем. Лекция,
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Уметь формулировать проблему исходного текста.    
24 1 Комментарий к сформулирован-
ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
 
Лекция,
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Знать виды комментариев,
Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст.
   
25 1 Авторской позиции. Лекция,
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию.    
26 1 Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Лекция,
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Знать способы аргументации собственного мнения.
 Уметь аргументиро-
вать собственное мнение.
   
27 1 Заключение Лекция,
Работа с текстом
Коллективно-индивидуальная
 
Уметь правильно писать заключение сочинения    
28, 29 2 Практикум по написанию сочинения. Сочинение Индивидуальная      
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
30 1 Тренинг в формате ЕГЭ Комплекс-
ное примене-
ние знаний
Индивидуальная      
31 1 Тренинг в формате ЕГЭ Комплекс-
ное примене-
ние знаний
Индивидуальная      
32-34 3 Диагностическая работа в формате ЕГЭ Комплекс-
ное примене-
ние знаний
Индивидуальная      
 
 
 
                                 Учебно-методическое  обеспечение.
  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
  4. Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  5. ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
  6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  7. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014.  Русский язык.
  8. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов
 н/Д: Легион, 2012.
 
 
Материально-техническая база.
  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • интерактивная доска
 
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
 
  1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
  2. http://www.ctege.info
  3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
    1. и другие.
Внеурочная деятельность по предмету
Рабочая  программа
элективного курса по русскому языку
 
«ЗАКОНЫ И СЕКРЕТЫ СОЧИНЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ»
Пояснительная записка
                 Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком, – произносительных, грамматических, лексических, осваивается социокультурный пласт языка. Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов осмысливаются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности. В этих условиях в современной школе, когда приоритеты отданы культурно-развивающему потенциалу среды, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов.
Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Государственного Стандарта общего образования, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это “естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных”. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего,  должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что “они трудны”, а “главное не пригодятся в будущем”. Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Цели курса:
·         подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
·         гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
·         развитие творческих способностей учащихся.
Задачи курса :
·         формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
·         формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
·         овладение нормами русского литературного языка;
·         обучение умению связно излагать свои мысли в устой и письменной форме;
·         обучение работе над сочинением;
·         развитие коммуникабельности обучающихся;
·         воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Прогнозируемый результат
К концу курса учащиеся должны:
·         уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
·         на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
·         анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
·         уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
·         обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысл
 
Учебно-тематический план элективного курса “Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения ”
 
№ п/п Тема Количество часов Дата
План
Дата
Факт
I. Вводные занятия  
1 Прежде чем писать сочинение 1    
2 Основные требования при написании сочинений 1    
II. Пишем сочинение  
3 Тема сочинения: выбор, осмысление, раскрытие; 
текст: тема, проблема, позиция автора
1    
4 Композиция сочинения или как начать и завершить сочинение 1    
5 Организация материала при помощи плана 1    
6 Роль эпиграфа и цитирования в сочинении 1    
7 Анализ предложенного учителем сочинения 1    
8 Средства художественной выразительности :
  1. Тропы
  2. Фигуры речи
1    
III Сочинение разных жанров  
9
  1. Сочинение – доклад
  2. Сочинение – литературный обзор
  3. Сочинение – читательский отзыв
  4. Сочинение в жанре литературно-критической статьи
  5. Сочинение – характеристика литературного героя
  6. Сочинение – читательский дневник
  7. Сочинение – анализ лирического произведения
  8. Сочинение – письмо
  9. Сочинение – интервью
2    
10 Практическая работа. Пишем сочинение 1    
11 Саморедактирование сочинения 1    
12 Сочинение – рецензия
  1. Этапы работы над рецензией и требования, предъявляемые к рецензии
  2. Оценочные слова и речевые клише
  3. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”
  4. Подготовка к написанию рецензии
1    
13 Анализ ученических сочинений. Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений 1    
14 Оформление и оценивание сочинений 1    
15 Как вести себя на экзамене (советы, рекомендации ) 1    
16 Итоговая работа. Пишем сочинение 1    
27 Анализ ученических сочинений 1    
ИТОГО 34 часа
 
Содержание программы
·         Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели. Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
·         Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над черновиком.
·         Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Акцент на сочинение-рецензия. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. О свободной теме сочинения. Так ли она свободна? Условные границы в сочинениях на свободную тему. Советы и рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Методические рекомендации
Данная программа может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив. Предоставляемые для анализа образцы текстов должны позволить учащимся обратиться к возможностям любого стиля речи – художественного, научного, публицистического, разговорного. Круг авторов, чьи работы будут рассматриваться в курсе, выбирать из тех писателей, чьи произведения включены в программу литературного образования школьников для обязательного изучения или самостоятельного чтения.
На ЕГЭ при выполнении задания №26 небольшой промежуток времени, отведенный на осмысление предложенного текста (фрагмента из художественного, публицистического, научного сочинения), написание чернового варианта своего текста, переписывание сочинения-рассуждения на соответствующий официальный бланк (строго соблюдая его рамки) и самостоятельное выявление ошибок, заметно ужесточают требования к выпускнику, концентрируя его волевые качества и внутреннюю собранность. Как правило, сочинение в этом случае превращается еще и в сочинение-миниатюру. В этой связи ученику необходимо весьма тщательно разобраться в тексте, в малом увидеть многое – то, что хотел сказать автор и какими лингво-стилистическими средствами он сумел добиться эффектной презентации своей мысли. При этом в процессе самостоятельного исследования приведенного эпизода ученику важно грамотно и точно использовать собственные возможности аналитического письма, к месту употребляя символико-метафорические выражения, научно-лингвистическую терминологию, органично включая в свой текст авторские цитаты. Сочинение-миниатюра требует самого тщательного подбора слов, стремления избежать тавтологии на малом пространстве текста.
Обращение к различным видам жанров сочинений может быть связано также и с внеклассной работой по русскому языку и литературе – участие школьников в таких проектах, где сочинение имеет преобладание по емкости и мобильности.
Литература:
1.      Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А. П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М.: Айрис-пресс, 2005
2.      Ведишенкова М.В. Русский язык : ЕГЭ – 2017 в примерах и комментариях. Учеб. пособие. – Казань : Магариф, 2017
3.      “Голография чувств и мыслей. Жанр сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку”. Ижевск. Научная книга, 2013.
4.      Единый государственный экзамен: Русский язык. 2016 – 2017: Контрол.-измерит. материалы / Сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, Ю.Н. Гостева и др. Под ред. Г.С. Ковалевой. M., 2016. С. 133-135.
5.      Закон об образовании
6.      Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
7.      “Первое сентября”, журнал “Русский язык”, 2009, № 9,12
8.      Рыжова Н.В. Методика написания экзаменационного сочинения. – М.: Издательство “Экзамен”, 2007
9.      Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017,2016: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2017,2016
10.  Скиргайло Т. О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2013
11.  Фогельсон И.А. Литература учит. 9-й класс. М., 1990
Учебно-материальная база
Учебное оборудование (материал) Периодичность использования
1 Компьютор, ноутбук, проектор, сканер, экран, плакаты, таблицы,разноуровневые карточки, учебная литература, художественная литература. в течении учебного года
Просветительская работа
Год Тема Место
Нет данных

Комментарии

Начало Сюда 1 2 3 4 5 6 10 11 12 Последняя

#1 Ирина Николаевна, Глубоко символично, что главный женский день в году совпадает с первыми робкими шагами весны по нашей планете! Ведь женщины, как и сама весна, - красивы, нежны и чуточку ранимы, поэтому и нуждаются в верной мужской любви и надежной защите... Милые дамы, дорогие коллеги, позвольте пожелать вам вечной молодости и неувядающей красоты, пусть здоровье с каждым годом крепнет, а настроение всегда будет отличным! Пусть сегодня дома вас ждут цветы и подарки, веселый смех и добрые пожелания и, конечно же, пламенные поцелуи © pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/pozdravleniya-s-8-marta-kollegam.html
нина гунькина, дата: 07.03.2016 в 10:21  
#2 Ирина Николаевна, приглашаю посетить мой блог, посвященный поэтам «чистого искусства». Буду рада комментариям uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2546
Нина Васильевна Ефимова, дата: 06.12.2015 в 5:37  
#3 Ирина Николаевна, здравствуйте, приглашаю посетить, прокомментировать материал блога "День Неизвестного солдата". Буду рада вашим комментариям. uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2537
Гульнара Айтуганова, дата: 03.12.2015 в 22:46  
#4 Ирина Николаевна, приглашаю посетить мой блог, посвященный Дню Неизвестного солдата. Буду рада Вашим комментариям. uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2535
Нина Васильевна Ефимова, дата: 03.12.2015 в 11:20  
#5 Ирина Николаевна, Добро пожаловать на наш сайт. Успехов в рформлении портфолио и мой +
Нина Васильевна Ефимова, дата: 03.12.2015 в 11:20  
#6 Ирина Николаевна, Хочу сегодня всех коллег поздравить С Днем матери и самым лучшим днем. Ведь мамы — не профессия, призвание И с этим званием дружно мы живем. Всем мамам в нашем прочном коллективе Звучат эти приветные слова: Семья и дети будут пусть едины И только счастьем светятся глаза! Здоровья вам и вашим деткам тоже, Не важно, им под сорок или два. В любых годах для мам дети моложе, Теория во все века жива! Всем мамам нашим счастья и везения И вашим мамам тоже этих благ. Цените все счастливые мгновения И благоденствия всем в бьющихся сердцах! ©pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/kollegam/
нина гунькина, дата: 29.11.2015 в 5:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.