Статья ""Трудные" дети или некоторые подходы в воспитании детей "группы риска""
Наталья Чубаева
30.07.2015
3640
5
"Трудные" дети
Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
«Трудные» дети или некоторые подходы в воспитании детей «группы риска»
У каждого из нас в классе есть дети, которые доставляют много проблем своим поведением: это дезорганизация дисциплины, как в урочное, так и во внеурочное время; пропуски учебных занятий без уважительной причины, бродяжничество, совершение преступлений и правонарушений. Эти дети, как правило, ранимы, агрессивны, гиперактивны, раздражительны, конфликты.
Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя, воспитателя, психолога и т.д. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Проблема работы педагогов с детьми, относящиеся к «группе риска» - одна из самых важных и актуальных в современной России. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 30 процентов детей каждой школы города Магнитогорска не посещают школу – это те, кто составляет «группу риска».
К категории детей «группы риска» среди учащихся моего класса (их 8 человек из 13) относятся:
- гиперактивные дети (2 человека)
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (1 человек);
дети из неблагополучных, асоциальных семей (2 человека)
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке (3 человека)
Основными причинами попадания этих детей в «группу риска» являются следующие обстоятельства их жизни:
- пьянство одного или обоих родителей;
- асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство)
- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных сборищ;
- убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
- жестокое обращение с детьми;
- гиперопека со стороны родителей.
Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты (психологи) чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.
У большинства детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Для них свойственны следующие характерные черты:
– нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,
нарушения половой ориентации,
воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность,
утрата интереса к труду, лень,
отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе,
бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Поэтому организация воспитательной работы «детей группы риска» должна осуществляться в системе «учитель – воспитатель- социальный педагог – психолог – администрация – семья». Только в этом случае она будет эффективна и результативна.
Что же представляется собой система работы с детьми «группы риска» моего класса? Вся система работы с детьми «группы риска» отражена в программе «Формула успеха» и направлена на реализацию следующих целей и задач:
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и микросоциуме школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.
Задачи:
- информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
- формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
- обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
- пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов .
- оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
-индивидуальная профилактическая работа с учащимися;
- индивидуальная профилактическая работа с семьей;
- взаимодействие со службами сопровождения и педагогами дополнительного образования;
Работа с семьей предполагает обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и родителями;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности возраста 10 лет», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
2. Работа с социально – психологической службой, педагогами дополнительного образования направлена на совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций, предупреждение безнадзорности и правонарушений через вовлечение в кружки и секции
Основные направления работы (взаимодействия) с социальным педагогом
Проведение индивидуальных бесед с учащимися по правилам поведения в школе, на уроках и переменах
Выявление и посещение неблагополучных семей
Пропаганда правовых знаний среди воспитанников
Организация встречи с закрепленным инспектором ИПДН Правобережного района
Основные направления работы (взаимодействия) с психологом
-Проведение совместных диагностических мероприятий по развития личности ребенка, выявление отрицательных установок в поведении и развитии
а) несформированность навыков учебной деятельности
б) несформированность мотивации учения, направленность на другие виды деятельности, не соответствующие возрасту
в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
- Проведение коррекционных мероприятий с целью оказания помощи ребенку в осознании собственного конструктивного поведения, организация и поиск путей решения проблемы
Формы работы
- Индивидуальные беседы
- Сюжетно-ролевые игры
- Социальный тренинг
- Анкетирование
- Наблюдение
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Используемые методы воспитательного воздействия:
- переубеждение (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, ситуативный практикум, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Основные направления работы:
Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни – основы ответственности за состояние своего здоровья, собственной жизни отрабатывать навыки санитарно-гигиенического ухода.
Трудовое воспитание – основные навыки самообслуживания труда, учебного поведения.
Основы социализации и общения, правовых норм – отработка общепринятых норм поведения (школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин).
Такая система работы с «трудными» поспособствовала добиться определённых результатов:
- повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
- изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- сформированность представлений об общечеловеческих ценностях.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/10/16/rabota-s-detmi-gruppy-riska-v-nachalnoy-shkole
otherreferats.allbest.ru/psychology/00361414_0.html
oldhobbit.ru/index.php/referati-i-kursovie/39-obsc...ial-noy-dezadaptaciihttp://infourok.ru/profilakticheskaya_programma_raboty_s_detmi_gruppy_riska-177720.htm
kartlen1717.ucoz.ru/load/formula_uspekha
Эти дети образуют так называемую» группу риска». Эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителя, воспитателя, психолога и т.д. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а это дети, требующие особого внимания и участия окружающих.
Проблема работы педагогов с детьми, относящиеся к «группе риска» - одна из самых важных и актуальных в современной России. Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 30 процентов детей каждой школы города Магнитогорска не посещают школу – это те, кто составляет «группу риска».
К категории детей «группы риска» среди учащихся моего класса (их 8 человек из 13) относятся:
- гиперактивные дети (2 человека)
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (1 человек);
дети из неблагополучных, асоциальных семей (2 человека)
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке (3 человека)
Основными причинами попадания этих детей в «группу риска» являются следующие обстоятельства их жизни:
- пьянство одного или обоих родителей;
- асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство)
- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных сборищ;
- убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;
- жестокое обращение с детьми;
- гиперопека со стороны родителей.
Анализ условий жизни таких детей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты (психологи) чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.
У большинства детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Для них свойственны следующие характерные черты:
– нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам,
нарушения половой ориентации,
воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность,
утрата интереса к труду, лень,
отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе,
бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Поэтому организация воспитательной работы «детей группы риска» должна осуществляться в системе «учитель – воспитатель- социальный педагог – психолог – администрация – семья». Только в этом случае она будет эффективна и результативна.
Что же представляется собой система работы с детьми «группы риска» моего класса? Вся система работы с детьми «группы риска» отражена в программе «Формула успеха» и направлена на реализацию следующих целей и задач:
Цели:
1. Адаптация воспитанников асоциального поведения в классном коллективе и микросоциуме школы.
2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в группе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.
Задачи:
- информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений по пропаганде здорового образа жизни.
- формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
- обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
- обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
- развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
- научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
- прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
- пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов .
- оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
-индивидуальная профилактическая работа с учащимися;
- индивидуальная профилактическая работа с семьей;
- взаимодействие со службами сопровождения и педагогами дополнительного образования;
Работа с семьей предполагает обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между воспитанниками и родителями;
-разработка основных правил семейного воспитания в группе;
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
- анкетирование;
-опрос детей;
-совместные праздники;
-творческие выставки
Основные направления работы:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и города;
- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности возраста 10 лет», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в группе», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
2. Работа с социально – психологической службой, педагогами дополнительного образования направлена на совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально – педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций, предупреждение безнадзорности и правонарушений через вовлечение в кружки и секции
Основные направления работы (взаимодействия) с социальным педагогом
Проведение индивидуальных бесед с учащимися по правилам поведения в школе, на уроках и переменах
Выявление и посещение неблагополучных семей
Пропаганда правовых знаний среди воспитанников
Организация встречи с закрепленным инспектором ИПДН Правобережного района
Основные направления работы (взаимодействия) с психологом
-Проведение совместных диагностических мероприятий по развития личности ребенка, выявление отрицательных установок в поведении и развитии
а) несформированность навыков учебной деятельности
б) несформированность мотивации учения, направленность на другие виды деятельности, не соответствующие возрасту
в) неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
- Проведение коррекционных мероприятий с целью оказания помощи ребенку в осознании собственного конструктивного поведения, организация и поиск путей решения проблемы
Формы работы
- Индивидуальные беседы
- Сюжетно-ролевые игры
- Социальный тренинг
- Анкетирование
- Наблюдение
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
- адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Используемые методы воспитательного воздействия:
- переубеждение (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, ситуативный практикум, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Основные направления работы:
Охрана здоровья, физическое развитие, основы безопасности жизни – основы ответственности за состояние своего здоровья, собственной жизни отрабатывать навыки санитарно-гигиенического ухода.
Трудовое воспитание – основные навыки самообслуживания труда, учебного поведения.
Основы социализации и общения, правовых норм – отработка общепринятых норм поведения (школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин).
Такая система работы с «трудными» поспособствовала добиться определённых результатов:
- повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
- изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
- сформированность представлений об общечеловеческих ценностях.
Источники
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/10/16/rabota-s-detmi-gruppy-riska-v-nachalnoy-shkole
otherreferats.allbest.ru/psychology/00361414_0.html
oldhobbit.ru/index.php/referati-i-kursovie/39-obsc...ial-noy-dezadaptaciihttp://infourok.ru/profilakticheskaya_programma_raboty_s_detmi_gruppy_riska-177720.htm
kartlen1717.ucoz.ru/load/formula_uspekha
Другие статьи
- Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности
- Я работаю с детством
- Формы и методы работы в классах компенсирующего обучения (КО). Из опыта работы
- Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
- "Воспитание патриотизма через применение культурно-исторических традиций казачества в урочной и внеурочной деятельности учителя музыки.
- Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы
- Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми
- Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения
- Электронное портфолио учителя
- Подготовка и проведение урока биологии с использованием интерактивной доски
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Наталья Николаевна,Вы затронули очень важную и актуальную тему.Детей с проблемным поведением,"группы риска" увеличивается.Причин много.Часто "ломаешь голову"- как поступить в данной ситуации,как подобрать "ключик" к этому ученику. Учитель должен быть мудрым и тонким психологом.Удач,успехов в работе с детьми.
Александра Андреева, дата: 31.07.2015 в 9:15
#2 Наталья Николаевна, здравствуйте! Статья актуальна. В каждой школе есть такие детки. И очень жаль, когда усилия прилагает только школа. Порой с родителями работа предстоит ничуть не меньшая, чем с детьми. А ведь положительный результат напрямую зависит от совместной плодотворной работы школы и семьи.
Елена Маратовна Онищук, дата: 01.08.2015 в 9:02
#3 Очень нужный материал, содержащий конкретные приёмы поведения педагога с "трудными детьми".
Диана Хатаева, дата: 09.02.2019 в 20:27
#4 "Трудные" школьники были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.
Олеся Фёдорова, дата: 13.02.2019 в 14:20
#5 "Трудные" дети, "трудные" классы – с этими словами время от времени начинает сталкиваться каждая школа."Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой. Одному учителю справится с таким ребенком тяжело, здесь нужна комплексная работа: деятельность педагога с большим опытом, дефектолога и психолога.
Татьяна Косенкова, дата: 13.02.2019 в 20:16
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.