С нами 16305 учителей, 5608 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Формы и методы работы в классах компенсирующего обучения (КО). Из опыта работы"

Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
 
2014 г

Формы и методы работы в классах компенсирующего обучения (КО). Из опыта работы
 
Некоторые дети приходят в первый класс школы с недостатками в развитии речи, мелкой моторики, с отклонениями в поведении. Обучать таких детей в обычных классах, где занимаются по 25-30 человек, очень трудно и чаще всего весьма неэффективно. Поэтому школьные педагогические коллективы всё чаще принимают решение об объединении таких  учащихся в специальные классы. Многие школы имели такие классы и называли их по-своему: «классы коррекции», «классы выравнивания», «классы педагогической поддержки», «классы коррекционно-развивающего обучения (КРО)» и др.

Были такие классы и в нашей школе и назывались они «Классы компенсирующего обучения (КО)». Такие классы функционируют обычно с первого по девятый годы обучения в зависимости от состава. Их формируют из учеников как имеющих психические нарушения, так и вполне нормальных, но по каким-то причинам, отстающим в учёбе. Причины отставания могут быть самыми разными. И не всегда они связаны с отсутствием общих или специальных  способностей, а могут объясняться слабым здоровьем учащихся. Для отстающих учащихся характерно неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля. Они не могут сконцентрировать внимание на поставленной задаче, часто отвлекаются, многие из них имеют плохую память. Дело осложняется ещё и тем, что в среднюю школу слабые ребята иногда приходят, ещё не умея бегло читать и вникать в смысл текста.


На данный момент не во всех школах есть такие классы, но есть ученики 7-ого или 8-ого вида. Наша школа не исключение. Они обучаются в обычных классах, и к ним также нужно особое внимание, т.к. обучение идёт или по другой программе, или по адаптированной к каждому конкретному ученику. Но опыт работы остался, и им хотелось бы поделиться с коллегами. 

К преподаванию в классах КО нужно относиться очень осторожно. Эта работа настолько сложна, что даже один и тот же учитель иногда меняет своё мнение относительно неё 10 раз в течение одних суток.

Колебания учительских мнений напрямую зависят от того, что все ученики разные, а слабые разнообразнее всех. Даже один и тот же слабый ученик может сегодня поразить замечательно глубоким ответом, а завтра не выполнить легчайшую письменную работу. Нестабильность психических реакций является одной из отличительных черт многих слабых учеников. Поэтому одной из проблем, с которыми сталкивается администрация школы при открытии таких классов, является подготовка учителей, особенно для 5-9 классов. Сейчас должна быть обязательная курсовая подготовка. В них должны работать  специалисты-предметники. Но не всякий учитель средней школы хочет преподавать  в них и способен к этому делу. Ведь оно требует гигантского терпения и бесконечной любви к детям. Иной учитель больше любит сильных учащихся. Это легко понять. Но при обучении целого коллектива слабых учеников нужна способность к иной любви – более самоотверженной, схожей с материнской любовью. Не всякий учитель, даже очень хороший, способен отдать всего себя ребятам, из которых далеко не все ответят ему пониманием.

Опыт работы в классах КО  пришёл ко мне не сразу. Я вместе с детьми училась терпению, пониманию друг друга, старалась принять каждого ученика и помогала в преодолении трудностей, с которыми они сталкивались практически каждый день. Преодолевать их закомплексованность и апатичность удавалось только с  помощью целого ряда специально подобранных и длительно применяемых педагогических приёмов.

С первого урока в классах КО я стараюсь выработать у  учащихся верные стереотипы поведения на уроке. Школьники учатся правильно организовывать своё рабочее место, вести записи в тетрадях. Особое внимание я обращаю на то, чтобы каждый ученик записывал на уроке номера домашнего задания. Это облегчает контроль за домашней работой со стороны родителей.

Сама же я стараюсь строго придерживаться раз и навсегда выбранной структуры урока, поскольку основа успеха – последовательность и систематичность. Дети знают, что урок математики  начинается с устного счёта, затем следует письменная работа, после чего – объяснение нового материала или повторение, вслед за тем – разбор домашнего задания и его запись. Если подобные уроки повторяются изо дня в день, то к нужному моменту у ребят уже всё готово: если надо писать, то тетради у всех открыты, ручки в руках и т. д.

В классах сильного состава я могу позволить себе часто менять структуру урока. Это оживляет преподавание. Но со слабым составом выручает именно монотонность, которая даёт учащимся спокойствие, так необходимое им для того, чтобы поразмышлять.

В классах КО очень важно верно выбрать темп урока. Он должен быть значительно медленней темпа работы в обычном классе. Я не требую от детей быстрых ответов. Ученикам надо дать время подумать. Если ребят не понукать, не пытаться отвечать за них, то дети способны дать верные ответы. А при неправильном ответе нельзя ограничиваться замечанием: «Неверно». Надо убедительно показать, что ответ неверен, обязательно выяснить, в чём ошибка. Учеников нельзя унижать. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение. Ведь тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации.

Я для себя выбрала активно-положительную установку в работе в классах КО: стараюсь быть доброжелательной со всеми, имею позитивные ожидания по отношению ко всем, особенно трудным учащимся, показываю огорчение при неудачах и возникновении проблем при общении, открыто говорю об этом. Ученики, в свою очередь, стремятся сохранить хорошую репутацию в моих глазах, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем. Всё это способствует применению активных форм и методов работы в классах КО.

Основными целями обучения математике в классах КО являются: приобретение базовой математической подготовки; формирование практически значимых знаний и умений; интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем способностям и возможностям данной категории учащихся; развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; создание условий для социальной адаптации учащихся.  Отрабатываются основные умения и навыки на большом числе несложных, доступны учащимся упражнений. В то же время это не предполагает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять полученные знания в многообразных ситуациях.

Психологи рекомендуют следующие подходы в обучении детей их классов КО:
1) Использование однообразных видов учебной деятельности, таких как списывание, стандартные письменные вычисления, работа по алгоритму, которые помогают организовать учеников на выполнение учебных заданий, вызвать у них удовлетворение от того, что они справились с заданием и тем самым изменить их отношение к учению.
2) Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность, постепенное обучение их рациональным приёмам мышления, расширение зоны «самостоятельного мышления».
3) Оказание «дозированной» помощи при решении задач.
4) Использование игровых форм учебной деятельности.

Реализуя эти подходы, большую роль при работе в классах КО отвожу устной работе. Это не только устный счёт, но и проверка теоретического материала по ранее пройденным темам, которые проводятся в различной форме.

Устный счёт я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с лёгкого, а затем постепенно брались за вычисления более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат своё собственное бессилие, растеряются, их инициатива будет подавлена. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счёт воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда они сами следят за ответами друг друга, а учитель становится не столько контролёром, сколько лидером, придумывающим всё новые и новые интересные задания.

Например, учащимся предлагается числовой кроссворд, который разгадывается в течение определённого количества времени. Это может быть кроссворд на знание таблицы умножения. Примером такого кроссворда служит следующий, который предлагался в ходе устной работы при изучении темы «Треугольник» в 5 классе.
По горизонтали:     А: 7 • 7      Б: 8 • 3    Ж: 4 • 9    З: 6 • 7
По вертикали:         А: 6 • 8      В: 9 • 5    Г:  7 • 9    Д: 8 • 7      Е: 9 • 6 

 
А     Б В
    Г    
         
  Д   Е  
Ж     З  
 
Или, восстановите потерянные запятые, чтобы данные ниже равенства стали верными.
32 + 18 = 5;       42 + 17 = 212;        63 – 27 = 603;        3 + 108 = 408;
736 – 336 = 4;        57 – 4 = 17;          25 × 4 = 10;        363,6 : 9 = 404
С таким заданием на урок может прийти клоун, в портфель которого попал снег, и некоторые запятые стёрлись.

Объяснение нового материала в классах КО проводится с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы, на использование наглядных опор-схем, правил, инструкций для проговаривания учащимися основных этапов усвоения нового материала и постоянной работы над развитием математической речи, схем-таблиц, формирование умения работать с учебником.

Участие в  решении задач   обязательно для всех, причём степень самостоятельности не так уж важна. Главное – осознание каждым учеником хода рассуждений (хотя бы в упрощённом варианте условия). Решение задач должно быть системой, причём к одной и той же задаче можно возвращаться неоднократно, добиваясь лучшего понимания приёма решения.

Общение с детьми в классе КО, когда наполняемость класса небольшая, позволяет найти подход к каждому, здесь легче поддерживать инициативу, руководить обучением, а доверительный стиль общения позволяет избежать дискомфорта, часто возникающего в больших коллективах. Ребёнок раскрепощается, создаются условия для его самовыражения. Работоспособность в классах КО бывает вначале очень низкой, темп работы медленный, активность учащихся практически отсутствует, дисциплина оставляет желать лучшего. Поэтому первая задача учителя – заинтересовать ребят, привлечь их внимание.  А когда вместо привычных, скучных задач про заасфальтированные дороги, засеянные поля и лодки, плывущие по течению, на уроках предлагаются задачи про Маугли, Чебурашку, Буратино, Айболита, кошек и собак, у ребят возникает интерес к предмету.

Приведу примеры таких задач, которые можно решать в таких классах.     
  • Саша и Алёша  попали на выставку кошек. Саша подсчитал, что кошек всего было 64. А Алеша подсчитал, что 20 кошек были рыжими, 32 – полосатыми, 8 – чёрными. Какую часть составляли кошки каждой расцветки?
  • Жаба-Ага и лягушка-Дых, обитающие в болотах Америки, весят вместе 1600 г. Найдите массу жабы, если она составляет 5/8 общей массы. 
  • Дядюшка Скрудж подсчитал деньги в своём хранилище. Оказалось, что в каждом из 9 мешков содержится по 18 кг золотых монет. Сколько монет содержится в 11 таких же мешках?
  • 100 г сока Гамми-ягод хватает одному медведю на 65 прыжков. Сколько сока нужно для 117 прыжков?
При подборе таких задач к урокам в классах КО большую помощь оказываю учебники-собеседники для 5-6 классов Л. Н. Шевриной, «Сказки и подсказки» Е. Г. Козловой, занимательные задачи по математике для 5-6 классов и др.

При решении таких задач класс преображается. Ребята стараются высказать свои мысли, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить её, найти решение.

Не всегда ученики классов КО могут, читая пункт учебника, выделить главное. Здесь приходит на помощь следующий вид работы: ученик с хорошим темпом чтения (а такие всегда есть) читает пункт учебника (по предложениям или абзацам), а остальные следят с карандашом, в нужном месте делаем остановку, выделяем необходимое, повторяем, выясняем, о чём говорилось в прочитанном, приводим свои примеры. Сначала это бывает трудно. Учащиеся не могут выделить главное, уловить смысл прочитанного. Но если проводить такую работу систематически, то ребята постепенно приобретают навыки работы с книгой, внимательнее читают учебник и слушают ответы товарищей. После окончания текста переходим к практическому применению прочитанного.

Иногда при закреплении пройденного материала, особенно при изучении сложных правил, мы коллективно составляем план «работы» по этому правилу, и на первых порах надо, чтобы ученики соотносили свою личную работу с этим планом.

При проведении самостоятельных работ  ставится задача не столько выставить оценки, сколько выявить тех учащихся, которые что-то не поняли.  В классах КО я часто использую такой метод: предлагаю детям самостоятельно решить те или иные задания, при этом допускаю «заглядывание»  в учебник, тетради с классными и домашними работами. Для таких классов такая форма работы наиболее приемлема. Так как это хотя и самостоятельная работа, т. е. требующая от них определённой степени подготовки к уроку, и вообще по предмету, для них остаётся какая-то небольшая «лазейка», если что-то ими было упущено при объяснении нового материала.

После такой работы обязательно проводится анализ ошибок. На доску выводится фрагмент работы одного из учеников, допустившего ошибку в решении. Учащимся предлагается выяснить, правильно ли выполнено решение, где ошибка, как её исправить.

При закреплении изученного материала, в качестве самостоятельной (индивидуальной) работы часто предлагаю учащимся карточки-подсказки, обучающие карточки, контролирующие карточки,  содержащие изложение алгоритмов решения основных (опорных) задач по теме курса, позволяющих обучать детей этапам решения, чёткой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Картоки-опоры должны давать возможность переносить способ решения основных стереотипных задач в новые условия.  Примерами таких карточек являются следующие:
 




                                                                                                                                       
Контрольные работы  в классах КО провожу с использованием справочного материала. Если контрольная работа написана на двойку, то учащиеся обязаны сделать работу над ошибками либо самостоятельно, либо с помощью учителя, либо с привлечением одноклассников, справившихся с контрольной работой. Такие ученики, даже в классах КО,  почти всегда есть. Работа над ошибками делается до тех пор, пока ученик не получит за неё хотя бы долгожданную оценку «3».  Если ученик хочет повысить оценку «3» на «4» или на «5», то ему необходимо сделать также работу над ошибками уже самостоятельно (можно дома), а затем решить новый вариант.Бывают такие уроки, когда ученик не успевает по каким-либо причинам закончить выполнение контрольной работы. Тогда по его желанию я разрешаю дописать её, но обязательно в этот же день после уроков.

Большую роль в своей работе в классах КО отвожу всевозможным памяткам, подсказкам,  позволяющим лучше запомнить преподносимый им материал. Не секрет, что  у учащихся  таких классов ослаблено внимание, память, мышление. И поэтому подсказки в виде схем, формул, стихотворений и т. д. играют немаловажную роль при усвоении нового материала.   
 






Развитию внимания, памяти и мышления способствуют и логические упражнения, которые я предлагаю учащимся практически на каждом уроке. Особый интерес вызывают у учащихся такие задания:
  • Продолжите  ряд:  10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, …, … .       (11; 14)
  • Передвинь одну цифру так, чтобы равенство стало верным:
                                                     101 – 102 = 1.                       (101 – 10 2 = 1)
  • Найдите общую часть четырёх слов: 

 
  • Из букв слова МАТЕМАТИКА составьте как можно больше существительных в единственном падеже.
  • Переставьте буквы так, чтобы получились слова, связанные с математикой:  слюп, тир, резокот

Любят учащиеся разгадывать ребусы, которые подводят как к изучению новой темы, так и при закреплении материала, при его повторении, при переходе от одного вида работы к другому.   




                       
Контроль и оценивание знаний – важнейший момент в организации учебного процесса. Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. Причём при попытке решения нестандартной задачи оценка должна носить, прежде всего, поощрительный характер, стимулировать желание пробовать свои силы в усвоении более сложного материала.  

Чтобы сформировать положительное отношение учащихся к предмету, надо чтобы ученики преодолели боязнь ошибаться, неуверенность в своих силах, вызвать интерес  к работе в классе, поощрять учащихся при удачных ответах. При изучении трудных теоретических вопросов и правил не надо спешить вызывать слабых учеников, нужно дать им возможность лучше усвоить изучаемый вопрос, слушая ответы товарищей. Следует чаще вызывать к доске слабых учеников, предлагая посильные задания для ответа. В этом случае слабый ученик не чувствует себя лишним в классе, на уроке.

Часто предлагаю учащимся оценить свою работу в классе. Обычно предлагаю это сделать в середине урока. Затем при подведении итогов урока оценки, выставленные  учителем и учеником, соотносятся. В случае разногласия, обязательно происходит комментирование. Любят учащиеся за каждый вид деятельности, за каждый ответ получать жетончики, соответствующие каждой принятой оценке («2» исключаю). В конце урока подводим обязательно итог.     

 
 
Доступная интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательные отношения – вот непременные условия эффективной работы с  детьми, имеющими недостаточную математическую подготовку.

В феврале 2010 года в нашей школе проходил единый методический день по теме «Развитие социальных мотивов». Я (рискнув) провела в классе КО открытый урок по теме «Пропорции». Этот урок заслужил самую высокую оценку коллег среди других уроков, проведённых в этот день. Опишу его.
Цели урока:
  • формировать умения и навыки в решении уравнений и задач по теме, повторяя при этом название членов пропорции, основное свойство пропорции;
  • прививать любовь к математике, желание познавать новое, навык самостоятельности в работе;
  • воспитывать честность в оценке своих знаний; учить трудолюбию, аккуратности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и  навыков.
Урок математики начался с 1. Организационного момента, когда я (без всякого вступления) прочитала стихотворение:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Этими словами я хотела учащихся настроить на работу: да, математика трудный предмет, но если приложить усилия, то все трудности преодолеть можно. И поэтому девизом урока стали слова: «Без муки нет науки».

Далее учащимся предлагалось на «Листке настроения» показать, какое оно у них к началу урока, при этом я указала моё настроение, сказала от чего оно зависит: «… от ваших знаний», что опять должно было настроить учащихся на работу. (Думаю, что удалось). 

Разгадывание ребуса (появилось слово ПРОПОРЦИЯ) помогло учащимся определить тему урока и сформулировать его цели (этот этап урока прошёл удачно).

В ходе 2. Устной работы повторялись вопросы, связанные с отношением. Зачем? А пропорции нет без отношений, и дети это прекрасно знают. Они без труда смогли определить, из чего составляется отношение, а значит, знают из чего составляется пропорция и как она составляется. Смогли дать название членам пропорции, проверить будут ли указанные равенства пропорциями  или нет, применив при этом основное свойство пропорции.
Не будем знать это – не сможем решить пропорцию.

На этом этапе урока постепенно появлялась наглядность на доске: опорные схемы (они были у каждого ученика), разрезные карточки, к которым в течение всего урока обращалось внимание.

Этот этап урока полностью подводил учащихся к следующему виду работы, к  3. Решению уравнений. На доске табло по типу «Поле чудес», ведь необходимо заинтересовать учащихся. Задания разного характера: 1) верни в окошко «сбежавшее» число; 2) найди корни уравнения (когда уравненье решаешь, дружок, ты должен найти у него корешок), предлагалось три пропорции; 3) найди ошибку в решении пропорции – проверялось внимание.

После этого «табло» открылось, появилось слово ЗАДАЧИ, к решению которых приступили после 4. Паузы: все упражнения были подобраны так, чтобы снять усталость глаз и на восстановление дыхания. А упражнение «Нарисуйте глазами ту оценку, которую вы хотели бы получить на уроке» предполагало учить честности в оценке своих знаний (ведь часть урока уже прошла, учащиеся вполне уже могут себя объективно оценить).

Этап 5. Решение задач начался с того, что я рассказала детям о вреде курения и поставила перед ними вопрос: «Жить или курить?». Ответ на этот вопрос учащиеся получили, решив задачу: «Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет». В ходе решения задачи (с помощью составления пропорции – предыдущий этап подготовил учащихся к этому) учащиеся ответили на поставленный вопрос: да, жить (47, 6 года). (Воспитательный момент; знание темы помогает в жизненно важных вопросах).

Для привития интереса к математики решили задачу о приведениях: «Настоящие охотники за приведениями получили новое оборудование – ультрасовременные ловушки. Две такие ловушки захватывают за один раз 18 приведений. Сколько ловушек надо взять на операцию, чтобы отловить одновременно 27 приведений?»

6. Итог урока предполагал 1) объявление оценок с комментариями и с ответом учащихся на вопрос: «Соответствует ли ваше желание (см. Паузу) с ой оценкой, которую получили?»; 2) вновь заполнение «Листка настроения» - информация для учителя – удался урок или нет, прислушиваюсь («приглядываюсь»?) к мнению детей. 

7. 40 минут урока прошло.

8. Развивающие упражнения «Переставляшки» подобраны так, что опять связь с математикой, с математическими терминами: переставьте буквы в словах так, чтобы получилось слово, связанное с математикой: ТИР, СЛЮП, СОЛИЧ и т. д. - развивается мышление. Прошло успешно.

9. Урок закончился словами С. Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
(Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно идти вперёд, пополнять свои знания).

Считаю, что урок удался, цели достиг.

Но, тем не менее, приходится сталкиваться с рядом проблем. Проанализировав текущую работу, были обнаружены следующие недостатки в знаниях и навыках  слабых учащихся:
  • плохое знание таблицы умножения, слабые навыки внетабличного умножения и деления;
  • неумение правильно выбирать и объяснять выбор действия при решении задач;
  • отсутствие умения устанавливать связи между величинами, особенно, если задача предложена в косвенной форме;
  • неумение переключаться с одного вида работы на другой. В задании, где чередуются примеры на деление и умножение, не все учащиеся следуют условию заданий;
  • замедленный темп работы. 
Есть над чем работать. И в этом, как и во всей работе, помогают советы учителю:
  • Очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
  • Будьте осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, дайте им «ключи», подсказки и время для ответа, хвалите за правильные ответы, вызывайте отвечать часто.
  • При общении с учениками показывайте, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться, возвращайте работы, которые не отвечают требованиям, с предложениями об улучшении. Если ученик не имеет сразу же ответа на ваш вопрос, подождите, помогите ему его обдумать, понять и затем ответить.
  • Вовлекайте всех учеников в работу. В этом поможет продуманная вами система вызова учеников, при которой все практически в чтении, говорении и отвечают на вопросы.
  • Контролируйте своё поведение. Не стоите ли вы дальше от некоторых учеников? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите брови?
  • Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используя индивидуальные нормы оценивания).
  • Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрёл уверенность в повторном успехе.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Говорите спокойно и твёрдо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе скоро вы его услышите от учеников.
  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе класса. останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно.
  • Пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении.
  • Создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий.
  • Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований убедитесь, что все вовлечённые ученики имеют шанс добиться успеха.
  • Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые просто можно ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой.
  • Перед контрольной работой убедитесь, что все указания ясны. Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. Спросите учеников, всё ли им понятно. Поинтересуйтесь у нескольких учеников, как они будут выполнять первое задание. Избегайте ненужных временных ограничений.
Используемая литература:
  • Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. - М., 1995. 
  • Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - №11.
  • Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения // Вестник образования. -1992. - № 11. 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ