Статья "К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы"
Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки, ИЗО,
БОУ города Омска «Гимназия № 150»
Омская область
К аспекту об изучении твочества омского художника А. Н. Либерова.
Военные страницы
Творческая жизнь Алексея Николаевича Либерова, народного художника России, лауреата Государственной премии имени Репина, профессора живописи связана с Сибирью. Родился он в Томске в 1911году. Омский искусствовед Галина Севостьянова так определяет творческое кредо будущего мастера: «Природа томской земли, уникальная деревянная архитектура, атмосфера духовной жизни старинного сибирского города навсегда остались в памяти художника. Второй «малой» родиной Алексею Николаевичу стал и Омск, город на Иртыше». [1]
Увлечение искусством пришло к художнику с детства. Его первые учителя Вадим Матвеевич Мизеров1 и Виктор Иванович Уфимцев2 открыли дорогу к творчеству, научили основам профессии.
Художественное образование получает в Москве, в институте кинематографии, а затем в Ленинграде /Санкт-Петербурге/, во Всероссийской Академии художеств. Его дипломная работа – большой эпический пейзаж «Родина».
Суровые годы войны стали испытанием и для А.Н. Либерова. Он прошел их дорогами от Дальнего Востока до Ленинграда. Война для него окончилась после ранения в 1943 году под Ржевом.
Алексей Николаевич Либеров многие годы спустя вспоминал: «Началась война с Японией. Я попал на Дальний Восток. Через неделю эшелоном с Востока нас перебросили под Москву, и свое боевое крещение я получил в Бологом, недалеко от Ленинграда.
Война - страница, которую невозможно вычеркнуть из памяти. Я был на передовой, участвовал в наступлениях, видел поражения и переживал радость победы. На фронте много рисовал, постоянно делал наброски. К сожалению, далеко не все сохранилось.
«…Часто вспоминаю я дороги войны. Помню места под Смоленском… Отступая, шли через непроходимые и дремучие леса, как в Сибири. У нас в семье про такие леса говорили - «шишковские». На войне особенно остро ощущаешь красоту природы, и это восприятие идет через контрасты…
Только что прошли лесными тропами среди могучих, казалось, вековых деревьев, среди высоких пахучих трав, ярких цветов, и вдруг на десятки километров - израненный лес, наполовину срубленный. Это трудно даже представить. Бомбы срезали верхушки деревьев, и высотой четыре-пять метров, как телеграфные столбы, стояли пни...»
Война показала бесчеловечность, бездуховность отношения не только к человеку, но и к природе. После войны я писал картины, в которых – мои впечатления тех лет. /Воспоминания А.Н. Либерова записаны омским искусствоведом, Г.А. Севостьяновой/» [1]
Работ на тему Великой Отечественной войны в наследии Алексея Николаевича Либерова немного / чуть более 1%/. Это и «рисунки из фронтового альбома». Их около двадцати, датируются они 1941-1942гг. [2]
Рядовой при политотделе 2-й гвардейской мотострелковой дивизии в составе 30-й армии Алексей Николаевич запечатлевал поля боев с разбитой техникой, пленных, картины освобожденных от оккупантов территорий, солдатов, офицеров Красной Армии. Фронтовые рисунки документально значимы.
Работы А.Н. Либерова, посвященные Великой Отечественной войне, -«Танковый десант» /1944, Х.М., собственность ООМИИ им. М.А. Врубеля/, «В тылу к противнику. На боевое задание». /1947., Х.м., собственность ООМИИ им. М.А. Врубеля/. В 1975 году - работа «Это было под Копылово» /Б., гуашь, пастель, 80х130см./, к 35-летию Победы А.Н. Либеров создает последнюю из существующих работ о войне - «Матери» /1980г., К., пастель, собственность ООМИИ им. М.А. Врубеля/.
Чувство благодарности за память о далеких военных событиях вызывает работа А.Н. Либерова «В тылу к противнику. На боевое задание».
Художник изображает ночной лес. Световое решение определяет и концентрирует внимание на важности происходящего: воины, остающиеся в тылу и уходящий вдаль отряд.
Тяжелые, мрачные тучи нависают над настороженно затаенными, слегка склоняющими свои кроны, деревьями. Яркий свет луны, прорываясь сквозь мрак, освещает лес, дорогу, по которой отряд бойцов уходит на выполнение задания в тыл врага. Воины, одетые в маскировочные белые халаты, изображены художником со спины. Спокойный, размеренный, твердый шаг, внутренняя сосредоточенность, передают состояние осознанности высокой цены выполнения задания. Все ли вернутся живыми? Все ли встретят долгожданную, выстраданную победу?
Головы воинов склонены в жесте внутреннего прощания со своей семьей, родным домом…
Сама природа, принимая бойцов в свои объятия, провожает в дальнюю дорогу.
«Война - страница, которую невозможно вычеркнуть из памяти»,- звучат как напутствие будущим поколениям слова омского художника Алексея Николаевича Либерова.
Источники:
-
Алексей Либеров Жизнь и творчество /сост. А. Долгих, Г. Севостьянова/.-Омск: 1996
-
Н.А. Шугаева «Военная тема в творчестве А.Н. Либерова// Сборник научных статей и материалов проекта «Учителя и ученики. Связь поколений».- Омск: 2001
1 В.М. Мизеров /1889-1954/- живописец и график. Окончил Казанскую художественную школу /1908-1913/. С 1920г. жил в Томске. Преподавал в студии, затем в Технологическом иснституте. С 1913г. участвовал в сибирских и всесоюзных выставках.
2В.И. Уфимцев /1899-1913/-живописец и график. Учился в школе рисования и живописи в Омске /1917-1919/. Преподавал в студии в 1920-1930гг.
- Образовательные и воспитательные технологии - на уроках музыки
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
- Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
- Возможность для самореализации
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- Равные условия обучения - для каждого
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Моя формула успеха
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- Современные проблемы в преподавании ДПИ и пути их решения