Статья "Экологическая тропа "Книга природы""
нина гунькина
25.07.2014
2758
0
Дополнительное образование
Гунькина Нина Алексеевна
Учитель биологии, географии
МБОУ СОШ п. Высокогорный
Ванинский район Хабаровский край
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, правде, доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!
В. Боков
Цель мероприятия:
Активизировать процесс приобщения учащимся знаний по экологии, биологии, географии, истории Хабаровского края, развития творческого подхода при расширении интеллектуальных задач, коммуникативных качеств, в процессе решения экологических задач, формирование устойчивости мировоззренческой позиции. Сохранение мирового разнообразия, изучение экологических проблем Хабаровского края, Ванинского района, посёлка Высокогорный.
Подготовка на экологической тропе:
Сбор участников у школы под флагом Хабаровского края в 9 часов.
Рапорт учащихся директору школы о готовности к выходу на экологическую тропу.
9 часов 15 минут отряд вышел на исходную позицию – зону активного отдыха населения.
Отряд разбился на три команды. Экскурсоводы, корреспонденты, посредники повели команды на стоянки.
9часов 30 минут начало работы на тропе.
Вступительное слово экскурсоводов на трёх полянах – стоянках.
1 экскурсовод
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлого дней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берёт он для себя от «щедрости твоей»
Грибы и ягоды по солнечным просёкам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
(Л. Миланич)
2 экскурсовод
Тайга строга, в тайге не плачут
В дали, от самых дорогих,
А если плачут, слёзы прячут,
В тайге спокойно помня о других.
В тайге, не лгут и не воюют
Поют, простуженно сипят.
В тайге за всё в ответе сами,
За все тревоги наперёд.
Сквозь зиму честно тащат сани,
А летом переходят в брод.
Тайга с безмерными вещами,
С добром, чем мёд всегда горчит.
С энцефалитными клещами,
С тысячелетними хвощами,
С тысячевёрстными плащами
Глухих тысячеглазых чащ.
Тайга, где тошут, где не стонут,
До крови ноги разодрав,
Где всё до капли жизни стоит,
Где стоит всё ещё построить
Над омутом дремучих трав.
Тайга где дом наш,
Трудно, грустно и безоглядно дорога
Ты не для труса, не для трудня,
Ты для работника – тайга.
Дерёмся из-за каждой пяди,
И вот багульником дыша,
Через безглазье белых пятен,
Твои распутанные пряди
И расколдованные пади
И настежь вся твоя душа.
(Э. Сетон – томпсона)
3 экскурсавод
Современник мой – собеседник.
Ты куда – спешишь? Погоди
В царство леса тебя приглашаю.
Ты в него без боязни входи.
Здесь ручей самый чистый струиться,
Здесь листва, как старинная медаль,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Всё вокруг говорит о доверье-
Светлый лес с островками цветов,
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.
Ты не держишь за пазухой камня,
Из кармана не вытащишь нож
Не поставишь силков и капканов
Лося ты никогда не убъёшь…!
Вот растёт горицвет. Вот бессмертник
Это мятлик- неброский цветок.
Приглашаю тебя в заповедник,
Выпей влаги студёной глоток…
А от сюда ты выйдешь добрее
Мир зелёный всем сердцем любя
И до самой дороги деревья,
Как родного проводят тебя.
(Раим Фархади)
I ЭТАП.
40 минут. С каждой группой идет учитель.
Экскурсоводы знакомят с работой:
30 минут. Рассказ экскурсовода по созданию Экологической тропы и
флористическому многообразию стоянки (материал прилагается).
III ЭТАП.
20 минут. «Миниэкспедиция».
От каждой стоянки учитель, корреспондент, экскурсоводы, посредники идут в лес по заранее проложенному посредниками маршруту.
Задание
Проявите наблюдательность, внимание. Определите растения, встретившиеся на пути следования.
Понаблюдайте за птицами, насекомыми и другими животными. Сделайте зарисовки.
Собирайте природный материал для поделок. Подготовить рассказ – отчет в
свободной форме на 5 минут по мини экспедиции.
IV ЭТАП.
20 минут. Подготовка к конкурсам
Все участники экологической тропы возвращаются на стоянку №3.
Идет подготовка к конкурсам:
«Я ЭТО ВИДЕЛ»- рассказ – отчет.
«Я ЭТО СДЕЛАЛ»- из собранного природного материала изготовить поделку.
V ЭТАП.
Конкурсы. (Выступления команд снимаются на камеру).
VI ЭТАП.
10 минут. Практическое задание
Учитель: мы все собрались на стоянке №3 у большого кострища.
Как правильно развести костёр, какие существуют правила по разведению костра в лесу и его тушение?
ИТОГ.
После подготовки, команды излагают методику разведения костра в лесу и его тушение.
Какая команда более полно и точно раскроет последовательность в действиях, той команде и предлагается развести костёр.
VII ЭТАП.
«Стол изобилия».
Ребята готовят обеденный стол у костра из принесённых продуктов. Корреспонденты отмечают: какие продукты используются более часто в походах, срок годности продуктов, качество, удобство переноса.
Кратковременный отдых, обед.
VIII ЭТАП.
«Конкурс знатоков природы».
Учитель:
Сегодня вы прослушали экскурсоводов по созданию Экологической тропы и
дальневосточных растениях растущих на ней. А сейчас, я хочу задать вам несколько вопросов о растениях, встретившихся на маршруте. Вы должны знать их в совершенстве, так как в длительной экспедиции они вам в экстремальных условиях могут пригодиться.
ВОПРОСЫ:
Л. Филатов.
Что имеют ввиду, говоря о чае, как о природном даре? Из чего мы можем приготовить чай в походных условиях?
ПОДВОДИТСЯ ОБЩИЙ ИТОГ РАБОТЫ:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ЗОНЕ ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯП. ВЫСОКОГОРНЫЙ.
Идея создания Экологической тропы возникла не вдруг. Мы проживаем в лесной зоне Хабаровского края в горах СИХОТЭ-АЛИНЯ. Климат суров. В связи с этим и животный, и растительный мир представлен небольшим многообразием. Обычно экскурсии проходят на пришкольном участке, но пронаблюдать всю полноту многообразия флоры и фауны Дальневосточной тайги не возможно. Поэтому, ребята школьного лесничества «ЭКОЛОГ» под руководством Гунькиной Н. А, Цыцаревой С. В. создали экологическую тропу в зоне отдыха жителей посёлка Высокогорный. Были поставлены задачи: выбрать место, произвести уборку территории, разработать маршрут, количество стоянок, оформить аншлаги и таблички, подготовить ребят – экскурсоводов. 14 октября 2000 года ребята пришли на место будущей тропы. От моста через реку Мулинка до тропы – 500 метров. Дошли за 15 минут. Маршрут экологической тропы проходит вдоль природного водоёма – ручья. Сразу было выдвинуто предложение о проведении конкурса на лучшее название ручья. На конкурс было предоставлено около 40 названий. Ребята остановились на названии «Лесной ручей». Ручей берет начало в распадке между сопок. Ребятам еще предстоит пройти этот маршрут. Проходя вдоль ручья по маршруту, выявили экскурсионные объекты: 3 стоянки, смотровую точку. Протяженность тропы составляет 324 метра. На протяжении всей тропы наблюдаем деятельность человека: кучи мусора, множество кострищ, срубленные деревья, разработанные огороды, выкопанный котлован. Работу по созданию, изучению экологической тропы мы будем продолжать. На каждой из стоянок ребята ознакомились с растениями, нашли материал в научной литературе и готовят рефераты, подводят фенологические наблюдения. Вашему вниманию предоставляются объекты экологической тропы:
Багульник болотный вечно зелёный кустарник, высотой до 1,5 м, листья очередные, кожистые, края листьев загибаются вниз, черешки короткие. Цветки белые, с опьяняющим ароматом, собраны в зонтики на концах стебля и ветвей; цветёт в мае – июне, плод – многосемянная коробочка, созревает в июле – августе. Используется в виде настоя.
Клевер луговой многолетнее травянистое растение с приподнимающимися ветвистыми стеблями высотой 20-50 см. стебель и листья опущены. Листья состоят из трёх элептических мелкозубчатых листочков, складывающихся на ночь. Цветки розовые, шаровидной формы, расположенных в головчатых соцветиях, цветут с мая по сентябрь. В каждом кусте от 3 до 8 стеблей. Плод – боб. Готовят настой и заваривают как чай.
Одуванчик лекарственный многолетнее травянистое растение высотой до 50 см. листья удлинённые, перисто-лопастные, собраны в прикорневую розетку. На каждом листе имеется желобок, по которому дождевая вода стекает к корню. Из центра лиственной розетки вверх поднимаются полые цветоносы, на верхушках которых располагаются соцветия – корзинки. Цветки желтые, цветёт и апреле – июне. Иногда повторно – осенью. Плод – семянка с «парашутиком» из белых мягких волосков. На месте разрыва любой части растения появляется млечный сок. Одуванчик – захватчик, который на пути захвата неосвоенных земель уничтожает другие растения. В лечебных целях готовят сок из листьев одуванчика.
Подорожник большой многолетнее травянистое растение, высотой до 35 см. Листья прикорневые, плотные, глянцевые, широкояйцевидные, черешковые, с 5-9 дугообразными жилками, собраны в прикорневую розетку, имеющую одну или несколько цветочных стрелок. Цветки мелкие серо-розовые, образуют соцветие – колос. Плоды – яйцевидные коробочки с мелкими бурыми семенами. Одно растение даёт до 60 тысяч семян, оболочка которых содержит липкую слизь. Семена, прилипшие к подошвам, разносятся на большое расстояние. Благодаря этой особенности растение распространяется повсеместно. Латинское название подорожника означает «ступня», русское название отражает место произрастания подорожника вдоль дорог или троп. Используется в виде настоя из листьев.
Полынь обыкновенная многолетнее травянистое растение с серебристым прямостоячим стеблем грязно-фиолетового цвета, высотой до 70 см. Листья очерёдные, перисто-раздельные, с загнутыми краями. Нижние листья на черешках, остальные сидячие, сверху зелёные, снизу сероватые. Цветки мелкие красноватые, образуют метельчатые соцветия, цветут в июле – августе. Плоды - семена созревают в августе – сентябре. Готовят настой.
Тысячелистник обыкновенный многолетнее травянистое растение, с прямым жёстким стеблем высотой 40-70 см. Листья очерёдные, ланцетовидные, дважды или трижды перисто-рассеченные, из-за них тысячелистник и получил свое название. Цветки белые, их соцветия – мелкие корзинки, собранные в сложные щитки верхушке стебля; цветёт с июня по сентябрь. Семена созревают в августе – сентябре. Готовится настой.
Ценю иную красоту.
Дороже мне, чем камни эти,
Шиповник розовый в цвету.
С глубины веков человек ценил его как дикую розу. Роза… Царица цветов. В далеком прошлом в Греции розами венчали победителей, ими усыпали их путь. Многие восточные народы считали розу даром богов, а древние греки цветком богини красоты Афродиты. В Древнем Риме желанных гостей осыпали лепестками роз. Шиповник всегда наряден. В лепестках цветов шиповника содержится очень дорогое розовое масло, которое используют на производство духов, одеколона, помады, ароматной розовой воды. Из лепестков готовят наливки. Но главное богатство шиповника –в его плодах. Их мякоть содержит витамин С (его в шиповнике в 10 раз больше чем в чёрной смородине, в 50 раз больше чем в лимоне).
А, В, К, Р, Е,а также сахара, дубильные вещества, лимонная, яблочная кислоты.
Шиповник – старинное лекарственное средство народной медицины. Весьма полезны витаминные напитки. Шиповник легко размножается делением кустов, отпрысками, черенками.
Папоротник орляк один из самых распространённых папоротников Дальневосточных лесов. Это высокий, до 1-1,3 метра высотой, многолетник с крупными треугольно – яйцевидными, дважды – трижды перисто-рассеченными кожистыми листьями. В ползучих корневищах содержится до 45% крахмала, поэтому они пригодны для приготовления клея. Молодые, рыжевато опушенные сочные побеги орляка в некоторых странах издавна употребляю в пищу.
Ветка с веткой, как рука с рукой.
Признаюсь, Россия без берёзки
Не была бы солнечной такой.
Берёза светолюбива, требовательна к плодородию, доживает до 100 лет. Высотой да 200 метров. В весенний период из любой малой трещинки течёт холодная, мягкая влага – берёзовица. Сок – жидкость, но попав в организм, он гонит из него лишнюю воду, тело становится плотным, мускулы – собранными и подвижными. По химическому составу сок представляет раствор большого числа солей и сахаров, полезных для здоровья человека.
Спирея иволистная эти небольшие, но броские в своём цветочном наряде кустарники из семейства розоцветных. Прямостоячие побеги до 1,5 – 2 метров высоты. Цветёт ежегодно, обильно и продолжительное время. Спирея светолюбива, морозостойка. Растёт быстро, неприхотлива. Размножается отводками, черенками.
Учитель биологии, географии
МБОУ СОШ п. Высокогорный
Ванинский район Хабаровский край
Экологическая тропа «Книга природы»
Откуда начинается Россия?С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, правде, доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!
В. Боков
Цель мероприятия:
Активизировать процесс приобщения учащимся знаний по экологии, биологии, географии, истории Хабаровского края, развития творческого подхода при расширении интеллектуальных задач, коммуникативных качеств, в процессе решения экологических задач, формирование устойчивости мировоззренческой позиции. Сохранение мирового разнообразия, изучение экологических проблем Хабаровского края, Ванинского района, посёлка Высокогорный.
Подготовка на экологической тропе:
- Предварительно пройти по тропе.
- Развесить таблички на растения.
- Проверить наличие аншлагов.
- Постановка задач перед оператором.
- Подготовка корреспондентов в группах на маршрутах, обработка материала для газеты школьного лесничества.
- Подготовка экскурсоводов и посредников на экологическое мероприятие.
- Составление команд из 7-11 классов.
- Жребий команд – выбор стоянок – полян на экологической тропе.
Сбор участников у школы под флагом Хабаровского края в 9 часов.
Рапорт учащихся директору школы о готовности к выходу на экологическую тропу.
9 часов 15 минут отряд вышел на исходную позицию – зону активного отдыха населения.
Отряд разбился на три команды. Экскурсоводы, корреспонденты, посредники повели команды на стоянки.
9часов 30 минут начало работы на тропе.
Вступительное слово экскурсоводов на трёх полянах – стоянках.
1 экскурсовод
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
То духотой пахнёт, то прошлого дней прелью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берёт он для себя от «щедрости твоей»
Грибы и ягоды по солнечным просёкам,
И пищу, и жильё, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
(Л. Миланич)
2 экскурсовод
Тайга строга, в тайге не плачут
В дали, от самых дорогих,
А если плачут, слёзы прячут,
В тайге спокойно помня о других.
В тайге, не лгут и не воюют
Поют, простуженно сипят.
В тайге за всё в ответе сами,
За все тревоги наперёд.
Сквозь зиму честно тащат сани,
А летом переходят в брод.
Тайга с безмерными вещами,
С добром, чем мёд всегда горчит.
С энцефалитными клещами,
С тысячелетними хвощами,
С тысячевёрстными плащами
Глухих тысячеглазых чащ.
Тайга, где тошут, где не стонут,
До крови ноги разодрав,
Где всё до капли жизни стоит,
Где стоит всё ещё построить
Над омутом дремучих трав.
Тайга где дом наш,
Трудно, грустно и безоглядно дорога
Ты не для труса, не для трудня,
Ты для работника – тайга.
Дерёмся из-за каждой пяди,
И вот багульником дыша,
Через безглазье белых пятен,
Твои распутанные пряди
И расколдованные пади
И настежь вся твоя душа.
(Э. Сетон – томпсона)
3 экскурсавод
Современник мой – собеседник.
Ты куда – спешишь? Погоди
В царство леса тебя приглашаю.
Ты в него без боязни входи.
Здесь ручей самый чистый струиться,
Здесь листва, как старинная медаль,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Всё вокруг говорит о доверье-
Светлый лес с островками цветов,
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.
Ты не держишь за пазухой камня,
Из кармана не вытащишь нож
Не поставишь силков и капканов
Лося ты никогда не убъёшь…!
Вот растёт горицвет. Вот бессмертник
Это мятлик- неброский цветок.
Приглашаю тебя в заповедник,
Выпей влаги студёной глоток…
А от сюда ты выйдешь добрее
Мир зелёный всем сердцем любя
И до самой дороги деревья,
Как родного проводят тебя.
(Раим Фархади)
I ЭТАП.
40 минут. С каждой группой идет учитель.
Экскурсоводы знакомят с работой:
- Ознакомление команд с экологической обстановкой на поляне(уборка и взвешивание мусора).
- Составление командой плана – схемы стоянки.
- Развешивание приготовленных экологических табличек на стоянке.
- Подготовка командой экологического листка.
30 минут. Рассказ экскурсовода по созданию Экологической тропы и
флористическому многообразию стоянки (материал прилагается).
III ЭТАП.
20 минут. «Миниэкспедиция».
От каждой стоянки учитель, корреспондент, экскурсоводы, посредники идут в лес по заранее проложенному посредниками маршруту.
Задание
Проявите наблюдательность, внимание. Определите растения, встретившиеся на пути следования.
Понаблюдайте за птицами, насекомыми и другими животными. Сделайте зарисовки.
Собирайте природный материал для поделок. Подготовить рассказ – отчет в
свободной форме на 5 минут по мини экспедиции.
IV ЭТАП.
20 минут. Подготовка к конкурсам
Все участники экологической тропы возвращаются на стоянку №3.
Идет подготовка к конкурсам:
«Я ЭТО ВИДЕЛ»- рассказ – отчет.
«Я ЭТО СДЕЛАЛ»- из собранного природного материала изготовить поделку.
V ЭТАП.
Конкурсы. (Выступления команд снимаются на камеру).
VI ЭТАП.
10 минут. Практическое задание
Учитель: мы все собрались на стоянке №3 у большого кострища.
Как правильно развести костёр, какие существуют правила по разведению костра в лесу и его тушение?
ИТОГ.
После подготовки, команды излагают методику разведения костра в лесу и его тушение.
Какая команда более полно и точно раскроет последовательность в действиях, той команде и предлагается развести костёр.
VII ЭТАП.
«Стол изобилия».
Ребята готовят обеденный стол у костра из принесённых продуктов. Корреспонденты отмечают: какие продукты используются более часто в походах, срок годности продуктов, качество, удобство переноса.
Кратковременный отдых, обед.
VIII ЭТАП.
«Конкурс знатоков природы».
Учитель:
Сегодня вы прослушали экскурсоводов по созданию Экологической тропы и
дальневосточных растениях растущих на ней. А сейчас, я хочу задать вам несколько вопросов о растениях, встретившихся на маршруте. Вы должны знать их в совершенстве, так как в длительной экспедиции они вам в экстремальных условиях могут пригодиться.
ВОПРОСЫ:
- На протяжении всей Экологической тропы течёт ручей. Можно ли пить из него воду? Объясните почему? Каких правил нужно обязательно придерживаться?
- В лесах нашего края произрастает масса грибов. Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Как можно использовать грибы в пищу?
- Гриб трутовик настоящий встречается в нашей тайге очень часто. Как в походных условиях его можно использовать? (сердцевину гриба можно использовать для умывания).
- Попав в лес, можно приготовить аппетитный, экологически чистый, салат из одуванчиков. Кто может сказать рецепт такого салата? (молодые листья одуванчика промыть и подержать в холодной воде полчаса. Затем соединить их с промытым зелёным луком, мелко нарезать и заправить растительным маслом)
- Как можно в походных условиях сварить щи без капусты? (можно для этого использовать клевер и дикий щавель для кислоты)
- Какими, из произрастающих растений на Экологической тропе, можно лечится? Как?
- Съешь осиновой коры -
Л. Филатов.
Что имеют ввиду, говоря о чае, как о природном даре? Из чего мы можем приготовить чай в походных условиях?
- Как мы можем использовать крапиву в походе? (из волокон крапивы можно изготовить сети, не гниющие в воде)
- В походах часто использую бересту для нужд. Как правильно снимать бересту с берёзы? (бересту снимают с деревьев, стоящих в глубине леса, так как с них она снимается легче, чем с берёз на опушках и полянах. Вертикально надрезав верхний слой коры, концом ножа отделяется от нижнего слоя и аккуратно снимается руками. Снимать кору можно только с сучьев или приростов дерева, не затрагивая ствол: при снятой коре дерево погибает)
ПОДВОДИТСЯ ОБЩИЙ ИТОГ РАБОТЫ:
- Команды предоставляют экологические листки.
- Учитель характеризует выполнение целей и задач, поставленных перед командами на Экологической тропе. Отмечает наиболее активную команду.
- Корреспонденты готовят материал в школьную газету лесничества «эколог».
- Оператор готовит материал к фильму « КНИГА ПРИРОДЫ».
- Сбор команд.
- Обратный путь.
- Построение у школы.
- Рапорт директору школы.
- В дальнейшем обработка материала, оформление папки, фотоальбома, видеоальбома, видеофильма.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ЗОНЕ ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯП. ВЫСОКОГОРНЫЙ.
Идея создания Экологической тропы возникла не вдруг. Мы проживаем в лесной зоне Хабаровского края в горах СИХОТЭ-АЛИНЯ. Климат суров. В связи с этим и животный, и растительный мир представлен небольшим многообразием. Обычно экскурсии проходят на пришкольном участке, но пронаблюдать всю полноту многообразия флоры и фауны Дальневосточной тайги не возможно. Поэтому, ребята школьного лесничества «ЭКОЛОГ» под руководством Гунькиной Н. А, Цыцаревой С. В. создали экологическую тропу в зоне отдыха жителей посёлка Высокогорный. Были поставлены задачи: выбрать место, произвести уборку территории, разработать маршрут, количество стоянок, оформить аншлаги и таблички, подготовить ребят – экскурсоводов. 14 октября 2000 года ребята пришли на место будущей тропы. От моста через реку Мулинка до тропы – 500 метров. Дошли за 15 минут. Маршрут экологической тропы проходит вдоль природного водоёма – ручья. Сразу было выдвинуто предложение о проведении конкурса на лучшее название ручья. На конкурс было предоставлено около 40 названий. Ребята остановились на названии «Лесной ручей». Ручей берет начало в распадке между сопок. Ребятам еще предстоит пройти этот маршрут. Проходя вдоль ручья по маршруту, выявили экскурсионные объекты: 3 стоянки, смотровую точку. Протяженность тропы составляет 324 метра. На протяжении всей тропы наблюдаем деятельность человека: кучи мусора, множество кострищ, срубленные деревья, разработанные огороды, выкопанный котлован. Работу по созданию, изучению экологической тропы мы будем продолжать. На каждой из стоянок ребята ознакомились с растениями, нашли материал в научной литературе и готовят рефераты, подводят фенологические наблюдения. Вашему вниманию предоставляются объекты экологической тропы:
Багульник болотный вечно зелёный кустарник, высотой до 1,5 м, листья очередные, кожистые, края листьев загибаются вниз, черешки короткие. Цветки белые, с опьяняющим ароматом, собраны в зонтики на концах стебля и ветвей; цветёт в мае – июне, плод – многосемянная коробочка, созревает в июле – августе. Используется в виде настоя.
- достаточно крупное листопадное дерево, высотой до 20 метров. Кора пепельно-серая, потрескавшаяся, листья ланцетные. Одна сторона листа серебристо-серая, другая гладкая. Цветки мелкие собраны в сережки, цветёт в мае – апреле. Плод коробочка с мелкими, летучими семенами, созревает в мае – июне. В Древней Греции она была посвящена богиням
Клевер луговой многолетнее травянистое растение с приподнимающимися ветвистыми стеблями высотой 20-50 см. стебель и листья опущены. Листья состоят из трёх элептических мелкозубчатых листочков, складывающихся на ночь. Цветки розовые, шаровидной формы, расположенных в головчатых соцветиях, цветут с мая по сентябрь. В каждом кусте от 3 до 8 стеблей. Плод – боб. Готовят настой и заваривают как чай.
Одуванчик лекарственный многолетнее травянистое растение высотой до 50 см. листья удлинённые, перисто-лопастные, собраны в прикорневую розетку. На каждом листе имеется желобок, по которому дождевая вода стекает к корню. Из центра лиственной розетки вверх поднимаются полые цветоносы, на верхушках которых располагаются соцветия – корзинки. Цветки желтые, цветёт и апреле – июне. Иногда повторно – осенью. Плод – семянка с «парашутиком» из белых мягких волосков. На месте разрыва любой части растения появляется млечный сок. Одуванчик – захватчик, который на пути захвата неосвоенных земель уничтожает другие растения. В лечебных целях готовят сок из листьев одуванчика.
Подорожник большой многолетнее травянистое растение, высотой до 35 см. Листья прикорневые, плотные, глянцевые, широкояйцевидные, черешковые, с 5-9 дугообразными жилками, собраны в прикорневую розетку, имеющую одну или несколько цветочных стрелок. Цветки мелкие серо-розовые, образуют соцветие – колос. Плоды – яйцевидные коробочки с мелкими бурыми семенами. Одно растение даёт до 60 тысяч семян, оболочка которых содержит липкую слизь. Семена, прилипшие к подошвам, разносятся на большое расстояние. Благодаря этой особенности растение распространяется повсеместно. Латинское название подорожника означает «ступня», русское название отражает место произрастания подорожника вдоль дорог или троп. Используется в виде настоя из листьев.
Полынь обыкновенная многолетнее травянистое растение с серебристым прямостоячим стеблем грязно-фиолетового цвета, высотой до 70 см. Листья очерёдные, перисто-раздельные, с загнутыми краями. Нижние листья на черешках, остальные сидячие, сверху зелёные, снизу сероватые. Цветки мелкие красноватые, образуют метельчатые соцветия, цветут в июле – августе. Плоды - семена созревают в августе – сентябре. Готовят настой.
Тысячелистник обыкновенный многолетнее травянистое растение, с прямым жёстким стеблем высотой 40-70 см. Листья очерёдные, ланцетовидные, дважды или трижды перисто-рассеченные, из-за них тысячелистник и получил свое название. Цветки белые, их соцветия – мелкие корзинки, собранные в сложные щитки верхушке стебля; цветёт с июня по сентябрь. Семена созревают в августе – сентябре. Готовится настой.
- называют «пионером» среди таежных ягод. На курчавых кустах созревают сизовато-черные «сосульки» на вкус сладковаты и даже горчат. Ягоды содержат сахара, органические кислоты, витамин С. Их едят свежими, готовят из них варенье, настойки, сиропы, желе. В народной медицине соком выводят лишаи, отвар ягод используют для промывания глаз, полости рта и горла.
Ценю иную красоту.
Дороже мне, чем камни эти,
Шиповник розовый в цвету.
С глубины веков человек ценил его как дикую розу. Роза… Царица цветов. В далеком прошлом в Греции розами венчали победителей, ими усыпали их путь. Многие восточные народы считали розу даром богов, а древние греки цветком богини красоты Афродиты. В Древнем Риме желанных гостей осыпали лепестками роз. Шиповник всегда наряден. В лепестках цветов шиповника содержится очень дорогое розовое масло, которое используют на производство духов, одеколона, помады, ароматной розовой воды. Из лепестков готовят наливки. Но главное богатство шиповника –в его плодах. Их мякоть содержит витамин С (его в шиповнике в 10 раз больше чем в чёрной смородине, в 50 раз больше чем в лимоне).
А, В, К, Р, Е,а также сахара, дубильные вещества, лимонная, яблочная кислоты.
Шиповник – старинное лекарственное средство народной медицины. Весьма полезны витаминные напитки. Шиповник легко размножается делением кустов, отпрысками, черенками.
Папоротник орляк один из самых распространённых папоротников Дальневосточных лесов. Это высокий, до 1-1,3 метра высотой, многолетник с крупными треугольно – яйцевидными, дважды – трижды перисто-рассеченными кожистыми листьями. В ползучих корневищах содержится до 45% крахмала, поэтому они пригодны для приготовления клея. Молодые, рыжевато опушенные сочные побеги орляка в некоторых странах издавна употребляю в пищу.
- крупное дерево, с красивой конусовидной кроной, стройным стволом и поверхностной корневой системой. Теневынослива, требовательна к плодородию, влажность почвы. Растет довольно медленно и доживает до 250-350 и более лет. Размножаются семенами. Очень декоративное дерево. Дым, газы, копоть переносит болезненно.
- одна из самых светолюбивых и зимостойких древесных пород. Выдерживает морозы до 60 градусов. К почве не требовательна. Лиственница – быстрорастущая порода, особенно смолоду. Успешно разводится семенами. Доживает до 400 и более лет.
Ветка с веткой, как рука с рукой.
Признаюсь, Россия без берёзки
Не была бы солнечной такой.
Берёза светолюбива, требовательна к плодородию, доживает до 100 лет. Высотой да 200 метров. В весенний период из любой малой трещинки течёт холодная, мягкая влага – берёзовица. Сок – жидкость, но попав в организм, он гонит из него лишнюю воду, тело становится плотным, мускулы – собранными и подвижными. По химическому составу сок представляет раствор большого числа солей и сахаров, полезных для здоровья человека.
Спирея иволистная эти небольшие, но броские в своём цветочном наряде кустарники из семейства розоцветных. Прямостоячие побеги до 1,5 – 2 метров высоты. Цветёт ежегодно, обильно и продолжительное время. Спирея светолюбива, морозостойка. Растёт быстро, неприхотлива. Размножается отводками, черенками.
- семейство розоцветных. Многолетнее травянистое растение. Листья тройчатые. Прикорневые листья одно - черешковые. Цветки в числе 2-5 на тонких цветоносах. Растёт на скалах, сухих каменистых участках.
- семейство злаковых, многолетнее травянистое растение, с длительными ползучими побегами, до 40 см высоты. Прикорневые листья многочисленны. Метёлка пиромедальная. Растёт на каменистых склонах.
- дерево да 15 м высотой, с густой пирамидальной кроной. Хвоя тёмно-зелёная, до 3см длины, 2 мм ширины. Шишки до 5 см длины, почти цилиндрические. Семена с крылом с одной стороны, на верхушке обрубленные.
- многолетнее травянистое растение, с мощным корнем, несущим несколько прямых стеблей до 50 см высоты. Листья непарноперистые. Соцветия кисти. Венчик мотыльковый, плод боб. Предоставляет большой научный интерес.
Другие статьи
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
- Молодежное добровольчество
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.