С нами 14189 учителей, 5026 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе"

Мазурова Татьяна Михайловна,
высшая квалификационная категория,
учитель музыки, ИЗО,
БОУ города Омска "Гимназия № 150"
Омская область

 

Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе

как поиск духовного начала в самом себе

 

«Имей дух и умей его взрастить!»

С.Соловейчик /«Педагогика для всех», С. 362/

 

Нравственность музыкального звучания общества с ее возможностями воздействия на человека были отмечены еще в далекие времена. Так, в эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу; считалось, что с помощью музыки, написанной в дорическом ладу, можно воспитать в человеке мудрость и мужество. [3; 11]

В Византийской христианской эстетике уделялось особое внимание изучению вопросов о месте и роли искусства в философском осмыслении мира, воспитательном значении художественного творчества, которое мыслилось шире, чем просто очищение и облагораживание души, нежели в древнегреческом понимании роль искусства.[9; 33]

 

И в настоящее время актуальными остаются вопросы исследования эстетического восприятия музыки, выявления ее воспитывающего, по словам византийского богослова и епископа Кесарийского, Василия Великого, «преобразующего воздействия на человека».[4; 400]

Симон Соловейчик, писатель и педагог, в своем труде «Педагогика для всех», рассказывая о том, как зарождаются и укрепляются в ребенке нравственные и духовные начала в новых условиях жизни, в главе «Воспитание духа» пишет: «Дух живет в каждом из нас, и мы отвечаем за его состояние в том сообществе людей, на которое распространяется наше духовное влияние. Именно в духовности заложены основы воспитания». [7; 362]

 

Изучение предмета «Музыка» в общеобразовательной школе по Программе В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, основанного на отечественных традициях в области музыкально - эстетического развития и духовно-нравствнного воспитания, направлено на осмысление таких вопросов, как «Что такое красота в музыке, зачем она нужна человеку, верна ли музыка и ныне своему высокому призванию «духовно питать сердца». [1]

Цель духовно - эстетического воспитания на уроке музыки заложена в расширении познания обучающимися в области духовной культуры, формировании их мира высоких чувств, утверждении творческого отношения к жизни.

Содержание темы пятого класса «Музыка и другие виды искусства раскрывается в двух разделах: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».[1]

 

Изучение темы «Хоровая музыка» предваряется словами Иоанна Златоуста «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение». [5; 79]

На уроке обучающиеся, прослушав русскую народную песню «Есть на Волге утес?», размышляют: «Как возникла хоровая музыка? Какие главные особенности можно выделить в характере народной хоровой песни и как они себя проявляют?» К сожалению, современные дети крайне мало самостоятельно читают в области искусства и музыки, в частности. Учебник по Музыке для пятого класса, в случае возникновения трудностей в построении развернутых, эстетически выстроенных ответов, «приходит нам на помощь». Авторы Учебника предлагают рассмотреть и иллюстрацию «Хоровой коллектив», и обогатить свой словарный запас музыковедческими терминами. Вслушиваясь в звучание русской народной песни «Есть на Волге утес», отмечаем, что «в ней широкая, раздольная мелодия отражает широту и величие русской реки Волги, ее красоту». [5; 80]

 

Нам нравится  Учебник по Музыке для пятого класса, созданный под руководством В.В. Алеева и Т.И. Науменко, красочно оформленный продуманными иллюстрациями, научно и доступно, музыкально и увлекательно написанный, поэтому на наших уроках содержание его «страниц активно звучат». Следует отметить, что воспитание красотой, воздействуя на эмоциональную сферу, неизбежно затрагивает и область мыслей, понятий, убеждений.

В третьем классе во время звучания темы «Рождество Твое Христе Боже наш…», «Колокольные звоны», «Музыка в храме», духовной музыки в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора на уроках музыки уже состоялось первое знакомство учащихся с духовными традициями народа. [2; 46]

В пятом классе мы погружаемся в духовно - музыкальный материал, направленный на усвоение содержания духовной жизни и эстетического идеала.

От эпиграфа урока, слов Иоанна Златоуста, переходим к слушанию хорового произведения «Отче наш» П.И. Чайковского.

-В этой музыке и «совместная молитва»,…и «отзвуки небесной гармонии»,….и «искренность и чистота чувств»…

-…«она озарена светом высокой веры»,…«устремлена ввысь, - звучат ответы детей и нашего «верного помощника – Учебника». [5]

 

На уроке мы узнаем, что «в храме во время служб звучат молитвы на церковнославянском языке, одна из главных – «Отче наш». Открываем для себя, почему она называется «Господнею», изучаем и устроение самой молитвы, ее деление на призывание, семь прошений или семь просьб, славословие. Озвучиваем молитву «Отче наш» на церковнославянском и на современном русском языках, читая ее всем классом по Учебнику. Как учитель, очень осторожно предлагаю своим ученикам данный материал, но дети уверенно читают и духовный текст, и молитву на церковнославянском языке, понятно, что они ее читают не впервые. На странице Учебника авторами предложена и иллюстрация внутреннего вида православного храма, также знакомого моим ученикам по внутреннему устроению не только омских, но и Московских, и Санкт – Петербургских соборов, которые они посещали.

Прослушав еще раз хоровое произведение на текст молитвы «Отче наш» П.И. Чайковского, духовную музыку в исполнении хора омского Христо-Рождественского кафедрального собора, отмечаем: «при внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства», «это искренняя молитва, чистая и возвышенная», а также вспоминаем, что «является и главным в православном пении». [5]

 

Во все времена духовная музыка стремилась быть живой и родной человеку. Ее содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Поэтому церковная музыка оказала огромное влияние и на творчество русских композиторов, а именно: М.П. Мусоргского, Н.А. Римского- Корсакова, П.И. Чайковского.

Обратившись к Учебнику, дети прочитали содержание древнего сказания о чудесном спасении града Китежа от нашествия врагов. Слушая отрывок из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», рассматривали и иллюстрацию И. Билибина «Преображенный Китеж». Домашнее задание определяется вопросом № 5 Учебника «Музыка»: «Какими музыкальными средствами создается образ невидимого града в опере Н. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Дети, которые внимательно слушали музыку и «дружно общались» с Учебником, ответили, что они уже знают ответ: «слышны интонации церковных песнопений, молитв», «слышен в музыке церковный перезвон колоколов невидимого города, отраженного в озере». [5]

Ум, душа, чуткая к музыкальной красоте, эстетике, принимает ее духовность.[8; 68]

Музыка являет собой искусство всецело интонационное, строй которого есть «опредмеченный» в звуках строй души. [8; 66]

На уроке исполняется и духовное песнопение «Многолетие» Д.С. Бортнянского, музыкальный текст которого представлен в Дневнике музыкальных наблюдений за 5 класс. Закреплением навыка главного правила церковного пения, заключенного всего в двух словах: «петь разумно, т.е. проникновения в смысл слов, в «интонационный строй души», завершается урок по теме «Хоровая музыка». [6]

Симон Соловейчик в «Педагогике для всех» пишет: «Человек растет в духовной жизни, в духовной атмосфере, в развитии духа, под влиянием духа народа и семьи. Имей дух и умей передать его ребенку», ученику – звучит как напутствие учителю. [7; 365]

 

Таким образом, «возвышенное рассуждение о смысле музыки обращается, как и сама музыка, ко всем духовным силам. Прежде всего, к уму, который уже настроен музыкой, но которому предстоит еще больше преобразиться, войти в связь с сердцем и восстановить гармонию души. Целью и основой культурологического анализа является понимание. Подлинный предмет понимания всегда живые истина, благо, красота, наполняющие творения культуры. Живое и понимается жизнью, любовью, творчеством. Нет этого – нет и духовного плода, нет преображения жизни». [8; 68]

 

Список литературы

1. Алеев В.В. музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений /В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.- М.: Дрофа, 2003.-96с.

2. В.В. Алеев Музыка. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-М.: Дрофа, 2005.-111 с., ил.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984, - 111с.

4. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998.-с.512

5. Науменко Т.И., Алеев А.А. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений 7 – изд., стереотипное М.: Дрофа, 2006.

6. Науменко Т.И., Алеев А.А, Т.Н. Кичак Дневник музыкальных наблюдений.

Музыка. 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: 2006.

7. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.- 2-е изд.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 496 с.: ил.

8. Спутник учителя музыки /С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.;

Сост. Т.В. Челышева.- М.: Просвещение, 1993.-240с.

        9. Эстетика: Учебное пособие для вузов.-М.: Центр, 1998.-240с.

10. «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» Клирос Христо-Рождественского собора г. Омска /регент Викторя Бабийчук/, звукорежиссер Евгений Щабанов.-Омск: 2006

11. «Всякое дыхание да хвалит Господа» Клирос Христо-Рождественского собора г. Омска /регент Викторя Бабийчук/, звукорежиссер Евгений Щабанов.-Омск: 2004

 

 

 

 

 

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.