С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Активизация познавательной деятельности школьников в обучении математике (из опыта работы)"
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г

 
Активизация познавательной деятельности школьников в обучении математике (из опыта работы)
 
Ведущей целью современной школы является возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека, содействие способности и желанию учащихся решать возможные личные и социальные проблемы, что обусловливает необходимость создания системы таких образовательно-воспитательных условий, в которых каждый ученик сможет максимально использовать свой духовный, интеллектуальный и физический потенциал, свободный от предрассудков и стереотипов.

Ключевой проблемой в решении образовательно-воспитательных и развивающих задач, стоящих перед современной школой, является активизация познавательной деятельности школьников. Вопросы активизации учения школьников рассматриваются в трудах известных российских и зарубежных педагогов и психологов (Б.Т. Ананьева, Л.П. Аристовой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, И. Лингарда, И.Э. Унт), что само по себе уже свидетельствует о значимости данной проблемы для современной школы. Подчеркивая её особую значимость, Т.И. Шамова, в частности, отмечает: «Учение, являющееся отражательно-преобразовательной деятельностью, направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности». [4]

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определённых целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться хороших успехов в учёбе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Активизация познавательной деятельности школьников в настоящее время остаётся магистральной проблемой в деятельности учителя.  Решение её позволит достичь целей современного образования, в том числе и математического образования.

Важное место в процессе обучения и воспитания занимает математика. Особая роль математики как учебного предмета заключается в том, что его содержание направлено, прежде всего, на формирование у учеников логического мышления.  При этом система знаний и умений выступает как средство, необходимая основа, способствующая решению важных воспитательных задач по мобилизации математической памяти школьников.

Основополагающие элементы системы педагогической деятельности:
1. Цель математического образования.
2. Содержание школьного математического образования (система знаний, умений, навыков, ценностные ориентации и опыт творческой деятельности).
3. Возрастные особенности и познавательные возможности школьников.
4. Организация познавательной деятельности учащихся через активные приёмы и формы обучения.
5. Комплекс познавательных интересов учащихся.
6. Мотивация познавательной деятельности школьников.
7. Результаты  обучения.

Исходя из вышесказанного у меня вырисовывается следующая модель моей педагогической деятельности:



Ключевым элементом модели является организация познавательной деятельности учащихся через активные приёмы и формы обучения.
Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников.
Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:
  • выделение основных целей усвоения учебного материала;
  • отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;
  • определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приёмами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, поле чудес с разгадыванием темы, анаграмма и т.д.).
Например: эпиграфом при изучении  темы «Показательная функция» стали слова Г.Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами».

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках математики:
  • ситуация неожиданности;
  • ситуация конфликта;
  • ситуация несоответствия;
  • ситуация неопределённости;
  • ситуация предположения;
  • ситуация выбора.
Например:
Работая над проблемой, учащиеся учатся рассуждать, искать закономерности, убеждаются в необходимости новых знаний. Так, при изучении темы «Графический способ решения уравнений» в ходе устной работы учащимся 8 класса было предложено решить ряд уравнений, среди которых было такое:  х 2 = 6/х. Учащиеся пытались решить его как дробно-рациональное, но пришли к уравнению х 3 – 6 = 0. Опять проблема?  Значит, нужны другие способы решения этого уравнения. Одним из них и является графический способ. Записывается тема урока. Вместе с учащимися осуществляем поиск, составляем план.
 
3. Использование видео- и компьютерной наглядности (видео-уроки из медиатеки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, мультимедийные компьютерные презентации учебного материала, отдельные слайды презентаций, flash-ролики, интерактив, и т.д.).

4. Использование логических схем, схем-посказок.



5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма».
Метод проектов: «Правильные многогранники», «Фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры».

6. Элементы-«изюминки» (математический анекдот, математическое лото, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы, лесенка вопросов, поле чудес, «смотри, не ошибись», найди ошибку, гадание на ромашке, цепочка, чтобы это значило, смотрины и другие). 
Например:
  • Найдите ошибку.    18% = 1,8;       55% = 5,5;        120% = 0,12;         235% = 23,5.
7. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава; карточки-подсказки; учащийся в роли учителя).
Карточки-подсказки:


 
Или фрагмент урока введения в новую тему "Формулы сокращённого умножения":
 
Класс разбит на группы неоднородного состава, в каждой группе обязательно – сильный ученик. Под его руководством выполняют задание:
а) (х + у)2 =
б) (2 - а)2 =
в) (3х – 2)2 =
И т.д. (количество заданий по количеству групп). Группы возводят в квадрат по принципу умножения многочлена на многочлен, приводят подобные слагаемые.
Затем предлагаются вопросы, которые нужно (подробно для задания каждой группы) обсудить:
1) сколько слагаемых получили в результате;
2) что представляет собой первое слагаемое;
3) третье слагаемое;
4) второе слагаемое;
5) не выполняя подробных вычислений, запишите, чему равен (а + в)2 =  и  (а - в)2 =
6)делаем вывод, формулируем правила возведения в квадрат суммы двух выражений и разности двух выражений;
7) находим эти правила в учебнике, сравниваем;
8) составляем алгоритм.
 
8. Нетрадиционные виды уроков математики, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
  • максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
  • поддержка альтернативности и множественности мнений;
  • педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям:  учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.
Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся.

В классах с низким уровнем мотивации чаще всего проводятся уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению математики, а также развитие творческого потенциала детей.

У меня на страничке  в рубрике «Я иду на урок» можно посмотреть урок математики в 6 классе по теме «Путешествие в страну отрицательных чисел».
 
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Игры – «Смотри, не ошибись!», «Кто быстрее достигнет флажка», Математический бой, турнир математических терминов, «Молчанка», «Лучший счётчик», соревнование художников, «Кубик-рубик» и другие.

10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, кроссворд, ребусы, анаграммы, математические рисунки, сказки, стихотворения).

11. Контроль знаний и умений учащихся по математике в форме зачета, широкое внедрение в работу заданий тестового характера: бумажный вариант и компьютерный вариант собственного составления. В последние десятилетия уделяется особое внимание проблемам оценивания качества образования и повышению эффективности образовательных систем, создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества, использующие тестовые технологии. Тестовая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного характера, что позволяет получить оперативную информацию об уровне усвоения знаний для каждого учащегося.

12. Вовлечение учащихся в различного рода внеклассную работу: спецкурсы, элективные курсы, предметные недели, исследовательская деятельность, проектная деятельность, написание рефератов, участие в конференциях творческих и исследовательских работ учащихся, выполнение заданий творческого характера и т.д.

Прогнозируемые результаты:
Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:
1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.
2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.
3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

В целях определения результативности педагогической деятельности могут быть использованы следующие диагностические методики:
  • Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по математике» для учащихся 8-11 классов;
  • Методика «Мое отношение к учению» для учащихся 10-11 классов;
  • Анкета «Любишь ли ты математику?» для учащихся 5-8 классов.
Анализ анкеты, проведенной в 9, 10 и 11 классах в мае 2012 года (52 человека), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по математике школьники считают:
  • интерес к предмету, желание узнать больше –21 человек (40,4%);
  • желание расширить свой кругозор, повысить образовательный  уровень – 25 человек (48,1%);
  • только 6 человек (11,5%) опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по математике назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.
Социологическое исследование, проведенное в 10 и 11 классах по методике Т. В. Балабкиной «Мое отношение к учению», показало, что из 44 опрошенных старшеклассников 67,8% считают, что знают предмет в пределах программы и больше; 96,4% удовлетворены умением учителя донести материал до учащихся; 85,7% не видят необходимости в изменении хода урока. Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости старшеклассников уроками математики.

На вопросы анкеты «Любишь ли ты математику» в 6 классе отвечало 20 человек. В частности, на вопрос о рейтинге математики среди школьных предметов 16 учеников (80%) поставили математику на 1 или 2 место, 4 человека (20%) – на 3 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете математика?»  6 человек (30%) отметили интерес к личности учителя; умение учителя организовать интересную деятельность на уроке – 14 человек (70%). На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках математики?»  положительный ответ дали 2 человека (10%).

Исследования, проведенные в классах с низким уровнем учебной мотивации, показали также заинтересованность в изучении математики, доброжелательное отношение не только к предмету, но и учителю.
 
Используемая литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
2. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №3.
3. Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. – Минск, 1970.
4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. 



 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ