Статья "«Краеведение - один из источников патриотического воспитания»"
Татьяна Банщикова (Хаустова)
05.08.2014
3654
0
Воспитательная работа
Хаустова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа с. Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Статья «Краеведение - один из источников патриотического воспитания»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Тема работы школы «Организация образовательного процесса с использованием культурно-исторических традиций казачества» направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Тема краеведения, как один из важнейших источников патриотического воспитания школьников в моей работе прослеживается во внеклассных мероприятий и классных часах, а так же в исследовательских проектных работах.
Участие учеников в краеведческой работе становится той повседневной работой, во время которой они постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества.
Решая задачи патриотического воспитания, было проведено открытое внеклассное мероприятия «Заходите до нашего дома», к которому готовились заранее. С ребятими мы распредили роли и выучили слова, подготовили игры. Разучили танец "Казача", в постановке которого дети принимали активное участие, здесь мне пригодился хореографический опыт. С учитем музыки учащиеся разучили казачьи песни.
Цель мероприятия воспитывать ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способствуя приобщению к духовным ценностям исторического и культурного наследия.
Место проведения: школьный краеведческий музей
Оформление: в углу русская печь, кухонная утварь, прялка, вышитые скатерти, рушники, на столе самовар, пироги, на стене иконы.
Ведущий и участники в казачьих костюмах.
Ведущий: Сегодня наша встреча посвящена нашей малой Родине. Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.
Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди!
Традиций не наруши!
И всегда чайку попьем.
Всем известно казаков радушие
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые)
Ведущий: Верно, казаки – народ отважный, отчаянно смелый и непокорный.
Знаете, ли вы, когда и как возникло наше село?
Сообщение об истории возникновения села (сообщение готовят ученики 4 класса)
Ученик 1:
С Шилки-речки и с АргуниШли походом казаки.
Оседлать Амур решили
Забайкальцы-удальцы.
Подошли они к Амуру -
Тот шумел крутой волной:
«Здравствуй, батько Величавый,
Вот и встретились мы с тобой!»
Ученик 2:
Поклонились забайкальцы
Приамурской стороне:
«Выполнять указ нам царский -
Здесь селиться на земле».
Нет, Амур не просто речка!
Норовист, как конь лихой,
Зауздал его уздечкой
Забайкалец молодой!
Ученик 3:
Тут зима - метель да стужа -
Душу холодом обдаст.
Но казак державе служит
И Россию не продаст.С Богом шли не ради славы
На Восток, на край земли -
За царя, за честь России
Умирали казаки.
И на берегах Амура,
На околице Руси,
Здесь селенья, сердцу милыеЗаложили казаки.
Ведущий:
О казачьем быте поведем рассказ,
Слушайте внимательно все нас.
Звучит музыка
Ведущий: Если бы мы с вами перенеслись на 350 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. И нас обязательно встретили казак и казачка в традиционных казачьих костюмах.
Казачка: В казачьих семьях главным всегда был казак. Он — границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Посмотрите, какой у него красивый костюм! На голове — папаха или фуражка, черные или синие штаны с желтыми лампасами, на ногах — сапоги, шашка на поясе.
Казак: А дом был на хозяйке-казачке. Любимым нарядом казачек были юбка и кофта. Кроме домашних дел казачки украшали свою одежду вышивкой, кружевом, вышивали скатерти и рушники.
Казачка: В каждом доме была русская печь, в которой готовили пищу. Главное украшение дома – икона с рушником в красном углу.
Традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был стол. Стол немыслим без хлеба – символа благополучия. Когда приветствуют гостей, им подносят хлеб и соль.
Входят гости
Казак: Здравствуйте, гости жданные,
Званные и желанные!
По обычаям казачьим
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Казачка: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка подносит каравай гостям.
Гости: Доброго здоровья! Мир вашему дому, хозяйка!
Казак: Милости просим!
1 гость: Какие вкусные блины пекли жены-казачки!
2 гость: А пироги с капустой - просто объеденье!
Чего только не было в казачьей доме – и ухват, и кочерга, и чугун... И каждый предмет быта имел свое назначение, и в доме к ним относились бережно.
3 гость: Трудолюбивыми были женщины-казачки. В казачьих семьях была традиция: девушка не выйдет замуж, пока не вышьет наряд себе и жениху. В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия - ткачеством и вышивкой.
Конкурс «Рукодельницы» (кто быстрее намотает на веретено клубочек пряжи)
Казак: Мы, казаки, очень наблюдательные люди и на основе своих наблюдений составляли приметы, например: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет.
Казачка: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Ведущий: Вот какие поговорки были у казаков:
1 гость: Казаком быть – не разиня рот ходить.
2 гость: Гриб хорош белый, а казак умелый.
3 гость: Где тревога, туда казаку дорога.
4 гость: Казачьему роду – нет переводу.
Ведущий: А вы, ребята, знаете казачьи пословицы и поговорки?
(пословицы и поговорки раздаются детям заранее)
Казаки от казаков ведутся.Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Смекалка во всяком деле казаков выручает.
Много казаков не бывает, но мало не покажется.
Терпи казак – атаманом будешь.
Казак голоден, а конь его сыт.
Казак сам себя веселит.
Без коня казак кругом сирота.
Наудачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьет.
Казак на службе горит, а без службы тухнет.
Где песня поется, там в счастье живется.
3 гость: Молодцы, сколько мы с вами поговорок услышали, но мне больше всего понравились поговорки о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен.
Ведущий: Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни разнообразны по жанрам - трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые.
Давайте и мы споем одну из казачьих песен.
Песня «Казаки»
Ведущий: Сюжеты казачьих песен и танцев подсказаны удивительной природой родного края и образом жизни.
Сюжетный танец «Казачата»
Казак: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая:
Казачка: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Песня «Ой при лужку, при лужку»
Ведущий: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Атаману подчинялись беспрекословно, казаки говорили:
Казак: “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”,
Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»
Казак: Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка . Потеря шашки и шапки считалось большим позором.
Ведущий: А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки.
Казак: Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Шашка)
Казачка: Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)
Казак: Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)
Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)
Казак: Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
Казачка: Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)
Казак: Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)
Ведущий: Какими качествами должен обладать казак?
Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким.
Все эти качества они воспитывали с детства и придумали много различных игр.
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
"Кто сегодня самый ловкий?"
Игра-соревнование «Накинь подковку» (набросить колечки на стержень)
Ученик:
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Шашка – гордость казака,
Не прожить им без коня,Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.И готов любой казак
За Россию постаять.Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Ведущий: Ну вот, были и песни, были и пляски.
Обойди хоть всю планету,
Все: А казачьей жизни лучше нету.
Звучит песня, ведущий и участники берутся за руки, пройдя круг, выходят из кабинета.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных и исторических ресурсов России.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных традициях и событиях, можно и должно.
Источники:
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа с. Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Статья «Краеведение - один из источников патриотического воспитания»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Тема работы школы «Организация образовательного процесса с использованием культурно-исторических традиций казачества» направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, ведь патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Тема краеведения, как один из важнейших источников патриотического воспитания школьников в моей работе прослеживается во внеклассных мероприятий и классных часах, а так же в исследовательских проектных работах.
Участие учеников в краеведческой работе становится той повседневной работой, во время которой они постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества.
Решая задачи патриотического воспитания, было проведено открытое внеклассное мероприятия «Заходите до нашего дома», к которому готовились заранее. С ребятими мы распредили роли и выучили слова, подготовили игры. Разучили танец "Казача", в постановке которого дети принимали активное участие, здесь мне пригодился хореографический опыт. С учитем музыки учащиеся разучили казачьи песни.
Цель мероприятия воспитывать ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способствуя приобщению к духовным ценностям исторического и культурного наследия.
Место проведения: школьный краеведческий музей
Оформление: в углу русская печь, кухонная утварь, прялка, вышитые скатерти, рушники, на столе самовар, пироги, на стене иконы.
Ведущий и участники в казачьих костюмах.
Ведущий: Сегодня наша встреча посвящена нашей малой Родине. Мы совершим путешествие в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями и музыкальной культурой.
Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.
Гость, войди!
Традиций не наруши!
И всегда чайку попьем.
Всем известно казаков радушие
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые)
Ведущий: Верно, казаки – народ отважный, отчаянно смелый и непокорный.
Знаете, ли вы, когда и как возникло наше село?
Сообщение об истории возникновения села (сообщение готовят ученики 4 класса)
Ученик 1:
С Шилки-речки и с АргуниШли походом казаки.
Оседлать Амур решили
Забайкальцы-удальцы.
Подошли они к Амуру -
Тот шумел крутой волной:
«Здравствуй, батько Величавый,
Вот и встретились мы с тобой!»
Ученик 2:
Поклонились забайкальцы
Приамурской стороне:
«Выполнять указ нам царский -
Здесь селиться на земле».
Нет, Амур не просто речка!
Норовист, как конь лихой,
Зауздал его уздечкой
Забайкалец молодой!
Ученик 3:
Тут зима - метель да стужа -
Душу холодом обдаст.
Но казак державе служит
И Россию не продаст.С Богом шли не ради славы
На Восток, на край земли -
За царя, за честь России
Умирали казаки.
И на берегах Амура,
На околице Руси,
Здесь селенья, сердцу милыеЗаложили казаки.
Ведущий:
О казачьем быте поведем рассказ,
Слушайте внимательно все нас.
Звучит музыка
Ведущий: Если бы мы с вами перенеслись на 350 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. И нас обязательно встретили казак и казачка в традиционных казачьих костюмах.
Казачка: В казачьих семьях главным всегда был казак. Он — границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Посмотрите, какой у него красивый костюм! На голове — папаха или фуражка, черные или синие штаны с желтыми лампасами, на ногах — сапоги, шашка на поясе.
Казак: А дом был на хозяйке-казачке. Любимым нарядом казачек были юбка и кофта. Кроме домашних дел казачки украшали свою одежду вышивкой, кружевом, вышивали скатерти и рушники.
Казачка: В каждом доме была русская печь, в которой готовили пищу. Главное украшение дома – икона с рушником в красном углу.
Традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был стол. Стол немыслим без хлеба – символа благополучия. Когда приветствуют гостей, им подносят хлеб и соль.
Входят гости
Казак: Здравствуйте, гости жданные,
Званные и желанные!
По обычаям казачьим
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Казачка: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка подносит каравай гостям.
Гости: Доброго здоровья! Мир вашему дому, хозяйка!
Казак: Милости просим!
1 гость: Какие вкусные блины пекли жены-казачки!
2 гость: А пироги с капустой - просто объеденье!
Чего только не было в казачьей доме – и ухват, и кочерга, и чугун... И каждый предмет быта имел свое назначение, и в доме к ним относились бережно.
3 гость: Трудолюбивыми были женщины-казачки. В казачьих семьях была традиция: девушка не выйдет замуж, пока не вышьет наряд себе и жениху. В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия - ткачеством и вышивкой.
Конкурс «Рукодельницы» (кто быстрее намотает на веретено клубочек пряжи)
Казак: Мы, казаки, очень наблюдательные люди и на основе своих наблюдений составляли приметы, например: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет.
Казачка: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Ведущий: Вот какие поговорки были у казаков:
1 гость: Казаком быть – не разиня рот ходить.
2 гость: Гриб хорош белый, а казак умелый.
3 гость: Где тревога, туда казаку дорога.
4 гость: Казачьему роду – нет переводу.
Ведущий: А вы, ребята, знаете казачьи пословицы и поговорки?
(пословицы и поговорки раздаются детям заранее)
Казаки от казаков ведутся.Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Смекалка во всяком деле казаков выручает.
Много казаков не бывает, но мало не покажется.
Терпи казак – атаманом будешь.
Казак голоден, а конь его сыт.
Казак сам себя веселит.
Без коня казак кругом сирота.
Наудачу казак на коня садиться, наудачу его и конь бьет.
Казак на службе горит, а без службы тухнет.
Где песня поется, там в счастье живется.
3 гость: Молодцы, сколько мы с вами поговорок услышали, но мне больше всего понравились поговорки о том, как казаки любили петь. Ни одно собрание казаков не обходилось без песен.
Ведущий: Проводы на службу или встреча возвращающихся из похода казаков, свадьба, сборища друзей и другие события сопровождались песнями. Казачьи народные песни разнообразны по жанрам - трудовые, походные, солдатские, лирические, свадебные, плясовые.
Давайте и мы споем одну из казачьих песен.
Песня «Казаки»
Ведущий: Сюжеты казачьих песен и танцев подсказаны удивительной природой родного края и образом жизни.
Сюжетный танец «Казачата»
Казак: Невозможно представить казака без коня, который являлся ему другом. При выезде казака из дома коня седлала и подводила к нему жена, приговаривая:
Казачка: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой». Она и встречала, коня расседлывала, при необходимости и следила, чтоб конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Песня «Ой при лужку, при лужку»
Ведущий: Жили казаки самоуправляющейся общиной – Казачьим кругом. Это народное собрание всего войска, получившее свое название оттого, что на этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки действительно представляли из себя круг, в котором стояли без шапок в знак уважения к месту и случаю. На кругу выбирали атамана. Атаману подчинялись беспрекословно, казаки говорили:
Казак: “Куда атаман глазом кинет – туда и мы кинем головы”,
Звучит фрагмент песни «Любо, братцы любо»
Казак: Вооружение казаков в старину было разнообразным, поскольку каждый вооружался, чем мог. С 1834 года была введена шашка. Шашка- символ всей полноты прав у казака. В 17 лет юношу призывали на службу. Ему присваивалось звание «казак» и вручались шашка . Потеря шашки и шапки считалось большим позором.
Ведущий: А теперь мы предлагаем вам отгадать загадки.
Казак: Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой. (Шашка)
Казачка: Летит птица крылата,
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама бьет. (Стрела)
Казак: Мал мужичок – костяная ручка. (Нож)
Казачка: На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)
Казак: Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)
Казачка: Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)
Казак: Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)
Ведущий: Какими качествами должен обладать казак?
Настоящий казак должен быть смелым, сильным, ловким.
Все эти качества они воспитывали с детства и придумали много различных игр.
Казак: Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
"Кто сегодня самый ловкий?"
Игра-соревнование «Накинь подковку» (набросить колечки на стержень)
Ученик:
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Шашка – гордость казака,
Не прожить им без коня,Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.И готов любой казак
За Россию постаять.Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Ведущий: Ну вот, были и песни, были и пляски.
Обойди хоть всю планету,
Все: А казачьей жизни лучше нету.
Звучит песня, ведущий и участники берутся за руки, пройдя круг, выходят из кабинета.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных и исторических ресурсов России.
Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных традициях и событиях, можно и должно.
Источники:
- http://www.vevivi.ru/best/Patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-ref152408.html
- http://www.prodlenka.org/dopolnitelnoe-obrazovanie-publikatcii/osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniia-v-shkole-vchera-segodnia-zavtra.html
Другие статьи
- Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств"
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Я работаю с детством
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Деформация тел
- Оценка результатов обученности студентов колледжа по учебной дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
- Проект "Память, которой не будет конца". Из опыта работы.
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- Работа в качестве классного руководителя
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.