Статья "Современный школьный музей"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
(Россия, Кемеровская область, город Таштагол)
СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Юбилей – это всегда повод оглянуться на прожитые годы, возможность по достоинству оценить сделанное. А сделано действительно немало, и важный результат, главная гордость учителей – это выпускники. Тысячи юных граждан, ставших инженерами и врачами, экономистами и юристами, тружениками села и рабочими, учителями и преподавателями вузов, шахтерами и водителями…
2013 год юбилейный для Кузбасса: юбилей области, юбилей города и 55 летний юбилей школы №2. В преддверии школьного юбилея появилась необходимость собрать как можно больше информации о выпускниках и пригласить их на торжество. Было понятно, что информационные письма, объявления в местных газетах, местное телевиденье не дают возможности оповестить выпускников за пределами города и страны. Возникла идея обратиться к современным средствам коммуникации. Сайт у школы есть, но он не позволяет достигнуть нужной цели.
Я, бывшая выпускница, а ныне педагог школы, предложила идею о создании страницы на сайте «Одноклассники». Подумала, что общение через страницу в Одноклассниках будет способствовать открытости нашего образовательного учреждения, обмену информацией, формированию партнерских отношений с коллегами, родителями, обучающимися, местным сообществом и всеми, кто неравнодушен к проблемам образования. Наша школа богата инновациями и талантами. На страничке можно познакомиться с общей информацией о школе, ее буднями, достижениях, увидеть фрагменты школьной жизни, узнать о специфике деятельности, о сложившейся системе досуга, выпускниках и конечно же узнать последние новости.
С разрешения школьной администрации, 1 февраля 2013 года была создана страница (постоянная ссылка на профиль: www.odnoklassniki.ru/shkola2.tashtagol)
За пол года с момента создания этой страницы проделана огромная работа по сбору людей, фотографий. Я пока не видела аналогов, но хотелось бы, чтоб этой идеей воспользовались, и другие школы занялись поиском своих выпускников через всемирную паутину. За восемь месяцев работы страницы мною собрано 1140 человек (коллеги и выпускники разных лет). Выложено уже более 1300 фотографий (учителя школы, выпускники, фотографии города, школьные мероприятия). Когда я выложила презентацию с фотографиями выпускников разных лет и ее посмотрели за три дня 4889 раз, у меня дух захватило!!! Значит – это интересное дело и нужно продолжать!!!
Выпускники приходят в гости, повзрослевшие, понявшие, что школа была стартом для их теперешней жизни. Школьные коридоры кажутся родными, учителя ничуть не постаревшими, им хочется делиться успехами и неудачами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа - это частичка твоей души, без которой ты себя уже не представляешь.
Ведь всем когда-то хочется оглянуться назад и задать себе вопрос: Какие они были, эти школьные годы? Школа учила жить, писать, считать, любить, дружить… Несмотря на значительность даты, по сути своей, школа ещё молода, в ней бурлит напряженная, динамичная, творческая жизнь. Ее дети, талантливы, жизнелюбивы, энергичны, они такие же, как и те, что вошли в нее первыми. Школа не мыслит себя без выпускников и гордится ими.
В процессе этой работы стало понятно, что это дело не для одного человека. Музей в нашей школе существует уже много лет. Учащиеся с руководителями, собирали информацию в различных направлениях: о Ленине В.И., о Великой Отечественной войне, Ветеранах труда, участниках боевых действий и многое другое. Как определить профиль музея? Мемориальный музей рассказывает о героях своего района или города; исторический рассказывает об истории города или района, в краеведческом наряду с историей представлены местная флора и фауна, литература и искусство. Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея.
Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.
Музей является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению, но в последние десятилетия у подростков заметно снизился интерес к краеведческой теме, поисковой работе.
Мой замысел направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы, родного города, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма. Цель создания - преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
В перспективе планируется много работы. Нужно оцифровать и систематизировать материалы музея. Разработать единую систему хранения и каталогизации файлов в электронном архиве. Составить поясняющие тексты для экспозиций.
Подготовить презентации по различным темам школьного музея. Они могут быть использованы в образовательном процессе. Учителя и ученики школы главные потребителями информации. Они имеют свободный доступ к банку фотографий, документов, готовых докладов, лекций, презентаций.
Кроме того, каждый учитель и ученик может легко создать свой продукт на основе имеющихся готовых или из «полуфабрикатов» (фотографий, текстов). Электронный архив позволит накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
Активизировать исследовательскую деятельность обучающихся через внедрение современных информационных технологий в работу музея.
Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для развития творческих, исследовательских способностей детей, формирования активной гражданской позиции; происходит саморазвитие учащихся, повышение мотивации к работе в школьном музее. Применение методов ИКТ в работе школьного музея развивает инициативу, мышление и способствует повышению интереса учащихся к изучению истории своего родного края. Такая работа дает большую возможность для реализации принципа активности учащихся в учебном процессе, способствуют воспитанию личности, умеющей решать коммуникативные задачи в различных сферах человеческой деятельности.
Информация, представленная в школьном музее, может оказаться полезной и подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей.
Школьные музеи за многие годы получили широкое педагогическое признание. В них ведется исследовательская, поисковая работа. Это позволяет пополнять фонды и архив музея, развивает у учащихся творческие навыки, формирует разнообразные умения (как взять интервью, как составить опись предмета, как оформить экспозицию, как делать и проводить экскурсию, работать с историческим источником и в архивах, писать работу по краеведению). Через ведение документации музея, учет и опись экспонатов, систематизируется имеющийся материал. Это воспитывает аккуратность, методичность.
Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще он должен стать первым этапом на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре. Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством развития личности ребенка. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств – моя страница в «Одноклассниках».
В музее уместно организовывать творческие уроки общения основанные на материалах музейных экспозиций.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать, сопоставлять факты и др.
В процессе работы дети могут познать важность коллективной деятельности, учатся руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.
Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Первого сентября, поступившие в 1 класс дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Для большинства детей это первый в жизни музей.
Школьный музей это неотъемлемая и органическая часть школы. Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания.
Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Одной из задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности.
Путешествуя по родному краю, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия, в музеях и архивах, учащиеся получат более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, школы научатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Являясь общественной инициативой, школьный музей не может существовать вне самых широких и разнообразных контактов. Причем это контакты не только с партнерами по образовательной деятельности (Управление образования, администрация школы и педагоги), но и с промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями, находящимися на территории округа, с местными СМИ, а также с жителями района.
Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые могут оказать музею самую разнообразную помощь. Как бы подтверждая сложившийся на практике опыт сотрудничества с семьей, учащиеся также называют в числе первых помощников музея - родителей. Значит, в первую очередь нужно налаживать контакты с родителями. Они ведь и работают на этих предприятиях!
На сегодняшний день в плане создание экспозиций: «История школы» (фотографии школы разных лет, сведения о директорах и учителях школы разных лет, информация из истории школы); «Учителя-ветераны педагогического труда» (фотографии и сведения об учителях-ветеранах); создание Книги Почета «Мы гордимся вами»; «История города Таштагола» ( подборка и поиск фотографий, информация из официальных источников); «Уголок славы Великой Отечественной войны» (сведения об участниках Великой Отечественной войны, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет); «Защитник Отечества» (фотографии и сведения о службе выпускников школы. Участие в горячих точках).
Кроме этого в школьном музее можно проводить конкурсы (чтецов, рисунков, сочинений), встречи с интересными людьми (ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил), музейный праздник (отмечать юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов; проводить уроки мужества, посвященные Дню Победы; различные благотворительные акции).
Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в воспитании учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность.
Как организовать массовое вторжение музейных ценностей в школьную жизнь? Как сделать так, чтобы духовные ценности прошлого и настоящего всё время жили бок о бок с людьми?
Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к школьным музеям.
Какой альбом сможет вместить фотографии всех, кто учился и учил, рос и набирался опыта, постигал азы наук и сеял разумное, доброе, вечное? Где найти место для неровных строчек, смешных рисунков, не представляющих важности ни для кого, кроме тех, кто сидит за теми же партами, видит те же самые школьные тополя, слышит долгожданные звонки с уроков и бегает по тем же коридорам? Что как не музей поможет нам сохранить эту память?!
Вот так я вижу предстоящую работу. Пока большая часть – это только планы, но ведь уже положен хороший старт. Когда я читаю отзывы и комментарии выпускников на своей страничке, мне понятно, что надо не только дело довести до конца, но и продолжать его в последующие годы. Учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю города и в целом историю России – нашей многонациональной Родины.
- "Моя педагогическая философия"
- Деформация тел
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- Туда сюда по квадратам
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Интеллектуально-личностный марафон "Твои возможности -2014" (из опыта работы)
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.