Статья "Я работаю с детством"
Ольга Хисяметдинова
13.03.2014
1736
0
ФГОС
Я работаю с Детством.
И только с ним. С тем детским миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые (это один из постулатов Вальдорфской педагогики). И принятие ими окружающего мира совершенно иное, совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. Себя же к «взрослым» учителям не отношу до сих пор. Потому что «лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей» (Марк Твен). И порой непонятно, да и обидно, что взрослые насильно насаждают детям свои взрослые игры под самыми благовидными предлогами. Ведь они же лучше знают, что детям надо!
Другой это мир. Другой! И доступ взрослым в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим, работающим в школе, учителям.
2. Никого ничему не учить.
Казалось бы совершенно абсурдное для учителя утверждение. Попытаюсь объяснить тот смысл, который я вкладываю в этот свой постулат.
Весь тот учебный материал, с которым мы работаем – это всего лишь средство для развития памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, овладение какими-то навыками – в общем, подготовка в период от 7 до 17 лет к тому, что будет после 17-ти лет.
Наша задача, и детей и педагогов – добросовестно работать с учебным материалом. И во время этой работы что-то должно происходить – развиваться память, мышление, логика, культура, эрудиция и пр. Только и всего.
Пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живем, что-то делаем и при этом становимся чуть-чуть лучше (чуть-чуть больше умеем, чуть-чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем». Поэтому важно понимать, что педагог не для того, чтобы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии.
3. Получать удовольствие от работы.
Иначе невозможно. Для меня жизненно важно начинать каждое занятие со слов, с одной стороны простых, но вместе с тем приводящих в какой-то трепет, слов, которые должны произноситься в полной тишине: « Здравствуйте! Я очень рада видеть вас! » Иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Просто быть с ними.
Если бы этого не было, работал бы я тогда 15 лет с детьми и из них 9 лет в школе? Едва ли.
4. Быть учителем.
Поскольку для меня первичной основой работы с детьми была все-таки школа, то и смысл слова Учитель к моему пониманию пришел именно оттуда: выращивать Человека, брать его за руку и вести за собой, потому что, возвращаясь к первому своему постулату:
Я работаю с Детством!
И только с ним. С тем детским миром, который меня окружает. А он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Дети они дети, а не недоросшие взрослые (это один из постулатов Вальдорфской педагогики). И принятие ими окружающего мира совершенно иное, совершенно не такое как у их родителей и «взрослых» учителей. Себя же к «взрослым» учителям не отношу до сих пор. Потому что «лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей» (Марк Твен). И порой непонятно, да и обидно, что взрослые насильно насаждают детям свои взрослые игры под самыми благовидными предлогами. Ведь они же лучше знают, что детям надо!
Другой это мир. Другой! И доступ взрослым в него открыт далеко не всем. И, к сожалению, не открыт он даже многим, работающим в школе, учителям.
2. Никого ничему не учить.
Казалось бы совершенно абсурдное для учителя утверждение. Попытаюсь объяснить тот смысл, который я вкладываю в этот свой постулат.
Весь тот учебный материал, с которым мы работаем – это всего лишь средство для развития памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, овладение какими-то навыками – в общем, подготовка в период от 7 до 17 лет к тому, что будет после 17-ти лет.
Наша задача, и детей и педагогов – добросовестно работать с учебным материалом. И во время этой работы что-то должно происходить – развиваться память, мышление, логика, культура, эрудиция и пр. Только и всего.
Пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живем, что-то делаем и при этом становимся чуть-чуть лучше (чуть-чуть больше умеем, чуть-чуть больше знаем) – значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем». Поэтому важно понимать, что педагог не для того, чтобы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии.
3. Получать удовольствие от работы.
Иначе невозможно. Для меня жизненно важно начинать каждое занятие со слов, с одной стороны простых, но вместе с тем приводящих в какой-то трепет, слов, которые должны произноситься в полной тишине: « Здравствуйте! Я очень рада видеть вас! » Иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Просто быть с ними.
Если бы этого не было, работал бы я тогда 15 лет с детьми и из них 9 лет в школе? Едва ли.
4. Быть учителем.
Поскольку для меня первичной основой работы с детьми была все-таки школа, то и смысл слова Учитель к моему пониманию пришел именно оттуда: выращивать Человека, брать его за руку и вести за собой, потому что, возвращаясь к первому своему постулату:
Я работаю с Детством!
Другие статьи
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
- Скоро в школу (Рекомендации по подготовке к школе для родителей будущих первоклассников)
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
- Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
- Электронное портфолио учителя
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.