Статья "Эссе "Моя педагогическая философия""
Марина Турушева
29.06.2014
2349
0
Эссе
Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Л.Н. Толстой |
Глубину привязанности и погружения в профессию учителя, педагога, глубину твоей внешне завуалированной любви к детям (а я и дома, и на работе – демократ с элементами диктатора) наиболее ярко понимаешь тогда, когда уходит твой любимый класс, когда ты уже не учитель английского языка с учениками первого, второго, третьего…. одиннадцатого класса и 28 часами недельной нагрузки, а педагог дополнительного образования, и твои воспитанники – дошкольники, а нагрузка – всего 2 часа. И когда второй год обучения в Студии раннего развития заканчивается, когда видишь, что твои «дошколята» выросли, научились, понимаешь, что педагогика – твое призвание. Я вспоминаю наше первое знакомство, неуверенные попытки детей повторить по-английски «Good morning!», рассматривание пейзажа за окном или стульчик в сторонке от всех (когда не хочется)…Я горю желанием помочь своим маленьким воспитанникам правильно произнести такие сложные английские звуки, сказать первые слова, спеть первую английскую песенку. Я горжусь, что именно я, Турушева Марина Михайловна, помогаю пятилетним детям сделать первые шаги в мире нового языка, в мире новой культуры. Эти шаги сначала маленькие и неуверенные. Дети вот-вот споткнутся и упадут. Но улыбка и одобрение - это словно поручень, словно опора. Дети хватаются за неё и идут дальше, но уже твёрже и увереннее. И хочется верить, что и дальше они пойдут с тягой к общению, пониманию другого человека, с тягой к новому (знанию, сопереживанию, творчеству, познанию).
И пусть мы не поехали в Англию (как мечтаем на первом, вводном, занятии), но я так горжусь и радуюсь, когда родители моих детей рассказывают мне, что сейчас вместе с детьми, они начали учить английский язык (а кто-то даже признает, что переучивается вместе с ребенком и с его помощью). Я так горжусь и радуюсь, когда все ребята с большим желанием участвуют в работе, когда горит огонёк в глазах, когда вскакивают и не могут удержаться от того, что они знают и хотят ответить, причем, не единицы, а большинство. Порой бывает от этого шумно, но педагог, как умелый режиссёр знает, когда это допустимо и даже необходимо, а когда пора остановиться, и умело регулирует это. Я так горжусь и радуюсь, когда дети, узнав новые слова, нужные им здесь и сейчас, используют эти слова в своей повседневной речи, перемежая их с родным языком. Я так горжусь и радуюсь, когда дети перестают бояться говорить на английском языке, выходить на сцену, общаться со мной и группой, когда они становятся дружнее после моих занятий, когда, одеваясь домой, они всё ещё бессознательно повторяют слова английской песенки, строчки стихотворения, фразы или отдельные слова. Как хочется жить, работать и творить после этого! Как хочется стать методически грамотней, найти новые формы, способы и технологии образования и раннего обучения дошкольников английскому языку! И снова – ночное самообразование, освоение новых компьютерных программ, проигрывание этапов занятий на кухне, пока собственные дети спят…
Педагогическая деятельность, будто пазл, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, затратная, трудоемкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.
Педагог должен постоянно находиться в творческом, жизненном, ценностном поиске, каждый день должен давать новую пищу для размышлений, коррекции своей педагогической деятельности и самообразования. И не нужно бояться открыто перед воспитанниками признавать свои ошибки, свое незнание и неумение (иногда, правда, чтобы смотивировать детей на более активную работу), не нужно водружать себя на недосягаемый для детей пьедестал педагогического опыта и авторитета. Дети сами поймут, что в тебе напускное, двуличное и лицемерное, а что – подлинное, настоящее. И от детей скрывать свои промахи и недостатки не просто глупо, а я считаю, что и безнравственно.
Именно поэтому, признав свою компьютерную отсталость, я поняла, что не хочу быть неграмотным «чайником» и перед своими сыновьями, и перед своими учениками. Освоение информационных технологий методом самопознания, повторения и коррекции собственных ошибок, многочасовые «образовательные прогулки по Интернету» позволили и позволяют мне (и всему педагогическому сообществу нашего района, считающему меня «компьютерным асом») применять знания на занятиях, иметь огромную методическую библиотеку и медиатеку ЦОР и ЭОР. И сейчас мы с детьми путешествуем по Лондону виртуально, знаем английскую королеву и королевскую семью «в лицо», закрепляем материал занятия дома, с родителями, заходя на мой сайт и другие образовательные сайты.
Основной смысл доверительных отношений и общения педагога с детьми (а педагога дополнительного образования, как организатора неформального вида российского образования, вдвойне) – не только в получении той или иной информации. Главное – найти понимание, сочувствие, помощь в том, что волнует, что переживается как наиболее интимное и значимое. Чтобы быть настоящим другом для детей любого возраста, педагог должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства, т.е. ставить себя на их место (по-английски выражение « to be in their shoes» звучит более эмоционально). Не над детьми, а рядом, но чуточку впереди. Не над коллегами и родителями, а вместе, в одной команде, где каждый делает общее дело, применяя свои собственные способности и компетентности.
Пожалуй, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, помочь ему реализоваться в учебе, общении, совместной деятельности.
Польский врач, педагог, писатель, Януш Корчак сказал: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
И я опускаюсь на маленький стульчик, чтобы смотреть дошкольникам в глаза, а не висеть над ними с высоты своего роста. И тянусь до них, чтобы научиться их непосредственности и открытости.
И я верю, что я научусь!
Другие статьи
- Технология организации процесса самообразования
- Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского образования
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
- В предверии юбилея школы
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.