С нами 15417 учителей, 5265 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”"

Хлямина Сажида Жакслыковна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ 12»
города Астрахани
 
                                         Межобразовательная среда : Опыт Швеции и Норвегии
Мне посчастливилось стать участником (от делегации из Астраханской области) международного педагогического семинара «Стратегии и практики современного образования: опыт Швеции». Организаторы семинара — учебный центр Hrnsands folkhgskola и центр дополнительного образования «Альфа-Диалог», кроме делегации из Астрахани, были также делегации из Перми, Томска, Торжка и Челябинска.
 Впереди нас ждала насыщенная программа, мы побывали в гимназиях, детских садах, университетах Швеции, Норвегии. Перед нами выступали преподаватели средней школы "Мюрбергшкола", специализированной школы "Кристина скул", Среднешведского Университета, Школы спасателей "Реддингсгимназиум", профессиональных гимназий и групп предшкольной поры в детских садах. Завершением программы семинара было посещение филиала Университета прикладных наук в Осе, в Норвегии. 
Мы увидели занятия в школах, слушали лекции представителей департамента образования. Программа семинара была насыщенной и плодотворной.
После стажировки хочу поделиться своими впечатлениями от увиденного и остановиться подробно на теме Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”.
В своей статье хочу подробно рассказать о том, что было темой обсуждения сетевого семинара, проведенного,  на портале «Открытый класс» сайте Школы молодого педагога.
 в разделе «Город мастеров» . Вот ссылка на материалы сетевого семинара : http://www.openclass.ru/node/446113
В рамках проблемного сетевого семинара «Межобразовательная среда: “Опыт Швеции и Норвегии”» был предложен к обсуждению  вопрос:Что из скандинавского опыта может быть полезно для России?
Подводя итоги семинара, стоит отметить активную работу всех его участников, их заинтересованность и стремление погрузиться в обсуждаемые проблемы. В мероприятии приняли участие более 70 педагогов  школ Астрахани, Астраханской области . Было очень много  гостей в разделе Город мастеров, познакомившихся с материалами мероприятия.Семинар проходил в плодотворной и творческой обстановке сетевого взаимодействия, подразумевающего эффективный диалог всех участников. В ходе мероприятия были озвучены и проанализированы актуальные вопросы современных  образовательных  процессов, предложений о создании условий в современной школе с учётом скандинавского опыта. Участники обменялись мнениями и обсудили актуальные проблемы современного образования.
Участниками семинара была признана актуальность и перспективность всех рассмотренных тем, безоговорочное желание двигаться в этом перспективном направлении дальше, а также озвучено предсказуемое желание использовать положительный опыт  скандинавских стран.  Педагоги отметили все особенности современного образования. Сетевой диалог позволил  педагогам намного подробнее узнать тот или иной материал   из актуальной подборки вопросов к участникам  стажировки .
Таким образом, состоявшийся семинар , с одной стороны, стал очередным значимым мероприятием, организованным АИПКП , а с другой стороны, еще одним видом обмена инновационным опытом и формой  взаимодействия педагогов и образовательных учреждений в сети Интернет.
Российские школы, развивая свое самобытное образование, могут взять на вооружение  все лучшее, созданное в скандинавской  образовательной системе. Таким образом,  мы пришли к выводу о возможности использования шведского  и норвежского опыта в области образовательной деятельности , выявления наиболее подходящих для адаптации в условиях российской школы особенностей системы школьного обучения, инновационных дидактических моделей Швеции и Норвегии, при учете самобытности современной российской системы образования. 
 
http://f1.dnevnik.ru/get.aspx/21/bf91db86bb3e4a36bb35b7f4924a5e78.m.jpg
Скандинавия - Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция - один из самых благополучных и развитых регионов Европы. Скандинавам присуща основательность во всем, именно она лежит в основе высокого уровня жизни. Общие принципы образования, провозглашаемые в Северной Европе, - непрерывность, доступность для всех и универсальность (признание дипломов за рубежом).
Система образования скандинавских стран строится примерно по одной модели и имеет общие особенности. Во-первых, большая часть учебных заведений в этих странах - государственные, более того немногочисленные частные школы и вузы получают от государства субсидии. Поэтому образование в Скандинавии бесплатное, приходится платить только регистрационные и небольшие студенческие взносы. Так что основная статья расходов иностранного студента - проживание и питание.
Во-вторых, в отличие от других европейских стран, предуниверситетская школьная программа длится не два, а три года, так что скандинавы заканчивают гимназию в 19 лет. Что, однако, не мешает скандинавским университетам быть более либеральными по отношению к иностранным абитуриентам. Многие из них готовы взять семнадцатилетнего выпускника российской школы, конечно при наличии у того хорошей подготовки, способностей и знания, по крайней мере, английского языка.
Швеция славится высоким качеством образования в Европе и в скандинавских странах ,в частности. Эта северная страна с высоким уровнем жизни и устоявшимися традициями имеет одну из самых развитых систем образования, которая славится своим качеством и доступностью. Отличительной чертой системы образования в Швеции является демократичный подход в образовании подрастающего поколения современных европейцев.
Демократичность образования Швеции проявляется в свободе выбора во всех без исключения уровнях образования, любой ученик имеет право выбрать не только дисциплины, по которым он будет обучаться, но и форму обучения, язык обучения (английский или шведский) и даже учителя. В законодательстве Швеции четко прописаны нормы поведения учителей и форма преподавания – учитель не должен навязывать свое авторитетное мнение или давить на ученика, а только передать знания своим ученикам и вызывать у них потребность и навыки самостоятельного мышления и изложения своего видения истины.
Система образования в Швеции четко разграничена на несколько уровней: дошкольное образование, общее среднее образование (три ступени), высшее профессиональное образование (три ступени). Примечательно то, что в Швеции все уровни образования абсолютно бесплатны. Государственное шведское Министерство образования контролирует все учебные заведения Швеции и разрабатывает общие программы обучения, которые должны включаться в процесс образования всех учеников и студентов. В последние годы система образования в Швеции претерпела ряд изменений, которые коснулись в частности подчинения учебных заведений муниципальным властям. Т.е. именно местные власти решают, какое направление обучения и подготовки специалистов выбирать исходя из нужд общественности.
Дошкольное образование в Швеции платное, но шведское правительство с целью повышения рождаемости выплачивает родителям детей до 18 лет государственное пособие, которого хватает и оплату детского сада тоже. Дошкольное образование в Швеции отличается сосредоточенностью системы образования на базовых ценностях, а не на уровне возможностей и личностных качествах каждого ребенка в отдельности. С раннего детства шведам прививают принципы гендерного равенства, командного взаимодействия и любви к окружающим и природе.
Среднее образование в Швеции является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет без исключения. Равенство и права ребенка в Шведском королевстве всегда на первом месте, поэтому шведское правительство и муниципальные власти делают все возможное для того что бы образованием охватить наибольшее количество детей, что бы они могли пройти обязательный средний уровень образования. Для детей с различными отклонениями создаются специальные классы и специализированные школы с профессиональными преподавателями, с целью получения обязательного среднего образования в Швеции.
Организацией среднего образования в Швеции ведают муниципальные власти. Именно из городского бюджета финансируется образование в Швеции, причем на эти расходы идет половина всего местного бюджета. Швеция одна из немногих европейских стран, которая ввела бесплатное школьное питание и обеспечение учеников бесплатными учебниками и необходимыми учебными материалами. Шведское среднее образование имеет три уровня: начальная ступень – 1-3 класс, средняя ступень – 4-6 класс и высшая ступень – 7-9 класс. Отличительными особенностями среднего образования в Швеции являются:
- упрощенная система оценки знаний;
- отсутствие домашнего задания;
- доступность образования всем слоям населения без исключения на равных правах;
- три обязательных предмета: шведский язык, математика и английский язык;
- отсутствие экзаменов и постоянной оценки знаний;
- бесплатное образование на всех уровнях.
Система образования в Швеции ориентирована на отличную физическую подготовку, знание естественных наук и общедоступности знаний. На образование шведских учеников не влияет финансовое состояние их родителей, так как шведы очень ценят равенство всех членов общества.
Равноправие и доступность распространяется и на получение высшего образования в Швеции. Шведские студенты не платят за обучение или поступление в ВУЗ, на плечи студентов и их семей ложатся только те расходы, которые связаны с питанием, оплатой жилья, приобретением учебников и пособий, а также различные студенческие взносы. Бесплатное высшее образование в Швеции доступно и для студентов из других стран. Любой молодой человек получивший аттестат о школьном образовании и знающий шведский или английский язык может подать документы для поступления в ВУЗ Швеции. Особенностью получения бесплатного высшего образования в Швеции иностранными студентами является то, что студенты из других стран вступают в ВУЗы на равных правах со шведами. Шведские университеты не имеют специализированных учебных программ для иностранцев, единственное, что ввели в шведских университетах для облегчения обучения иностранцев, так это англоязычные программы обучения.
Высшее образование в Швеции построено так, чтобы каждый студент мог пройти индивидуальный курс обучения, но в рамках общего курса высшего обучения. Таким образом студент имеет право выбрать ряд предметов необходимых именно для него, которые направлены на повышение личного профессионального уровня. Но также в каждом ВУЗе есть ряд предметов, которые обязательны для изучения абсолютно всеми студентами. Список обязательных предметов зависит от направленности и специализации высшего учебного заведения, причем автономность и самостоятельность каждого ВУЗа позволяет руководству и педагогическому составу учебного заведения самостоятельно выбирать профилирующие предметы.
 
В Норвегии хорошо учат всему, что связано с экологией, природными ресурсами, биотехнологиями, мореплаванием, рыболовством и судоходством. Кроме того, здесь сильные школы педагогики, особенно дошкольной, и здравоохранения. Хотя самыми престижными университетскими специальностями, как и везде, считаются медицина, право, экономика и инженерные науки. Прием иностранцев на них ограничен. Для получения степени в одной из перечисленных наук и права на работу по специальности приходится учиться дольше, чем обычно - от 4,5 до 6 лет.
Отличительные черты норвежских вузов - гибкость программ, маленькие группы, неформальная атмосфера, отличное техническое оснащение.
Обучение в государственных университетах и колледжах Норвегии бесплатное, как и везде в Северной Европе. Надо только внести вступительную плату и ежегодные символические взносы. Однако благополучная Норвегия - одна из самых дорогих стран в Европе, так что на жилье, питание и повседневные расходы потребуются немалые расходы.
В норвежских университетах и колледжах преподавание главным образом ведется на норвежском языке. Язык можно выучить в Норвегии бесплатно. 
Скандинавия - НорвегияШвецияДания; а также Финляндия - одни из самых благополучных и развитых регионов Европы. В Скандинавии самый высокий в Европе бюджет, выделяемый на образование: 7-8% ВВП. Скандинавам присуща основательность во всем, именно она лежит в основе высокого уровня жизни. У них есть чему поучиться, однако эти страны не торопятся рекламировать свое образование на внешнем рынке.
Заключение
В условиях глобализации национальные образовательные системы различных государств сближаются, усиливается их взаимное влияние друг на друга. Система шведского и норвежского образования формировались в совершенно отличных от российских условиях. В их эволюции никогда не было разрывов и резких скачков. В любом случае, несколько поколений скандинавских педагогов образовали и воспитали народ, который построил одну из самых благополучных и благоприятных для жизни человека стран. Что из скандинавского опыта может быть полезно для России, и что может быть использовано — этот вопрос остаётся открытым.
                                                        
                                                                   Список литературы
  1. Исмаилов, Э. Э. Национальное обязательное образование Швеции. Калининград, 2004.
  2. Соколов Е. М. Шведская школа: система и управление // Директор школы. 1994. № 6. С. 70-77.
  3. Соколов Е. М. Школы наших северных соседей // Директор школы. 1995. № 6. С. 59-62.
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Сажида Жакслыковна, спасибо за статью! Опять нахлынули воспоминания от поездки! Вот в Скандинавии как раз практикоориентированное обучение! Установка на самоопределение, самообразование! Полностью бесплатные все ступени образования! кабинеты учителей оборудованы по последнему слову техники! У каждого ребёнка на уроке в кабинетах ноутбуки! Никакой школьной формы нет!
Ольга Спирочкина, дата: 24.07.2014 в 5:39  
#2 Сажида Жакслыковна,спасибо за статью.Познавательно и интересно!
Валентина Фисюк, дата: 24.07.2014 в 14:54  
#3 Группа специалистов из университета Ставангера испытала эффективность российской программы изучения математики в норвежских школах. По итогам 4-летней апробации ученые пришли к выводу, что российская методика существенно превосходит традиционную норвежскую. Школьники в Норвегии будут изучать математику по российским учебникамК примеру, анализ результатов государственного тестирования за 2013 год показал, что 65,5% детей, изучавших математику по российской методике, получили наиболее высокие баллы. Среди школьников, изучавших математику по традиционной норвежской программе, этот показатель в среднем составил 25%. Исследователи объясняют это тем, что российские учебники написаны высококвалифицированными людьми, а изложение в них идет в занимательной форме, что требует особо высокого уровня понимания материала со стороны авторов и значительно улучшает его восприятие детьми. Сравнительный анализ показывает, что задачи в российских учебниках отличаются более значительным разнообразием, что помогает учащимся видеть большую область применения математики. Также, как подчеркивают аналитики, в российской методике уделяется должное внимание формированию навыков мышления и развитию наблюдательности и проницательности ума детей. В школах губерний Хордаланд и Рогаланд преподавание математики по российской программе ведется уже 5-й год. Одна из инициаторов и непосредственных участников проекта Наталья Бланк по итогам проведенной апробации пришла к выводу, что дети в действительности готовы изучать математику на более высоком уровне, чем это ранее предполагалось. В Киркенесе уже ведется издательство российских учебников по математике для их дальнейшего использования в норвежских начальных школах.
Ольга Спирочкина, дата: 26.07.2014 в 6:34  
#4 Эта статья - продолжение темы, по просьбам коллег после сетевого семинара.
Сажида Хлямина, дата: 02.11.2014 в 14:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.