Статья "Письмо моей любимой бабушке"
учитель физики МбОУ "СОШ № 7" (г.Владимир)
- Откуда берется звук флейты?
- Из воздуха.
- Но я ведь все время в нем – и ничего.
- А ты найди свое место, и воздух удивится, что ты есть.
Ю.Кононенко
ПИСЬМО МОЕЙ ЛЮБИМОЙ БАБУШКЕ
Здравствуй, милая моя бабушка Вера Михайловна! Помнишь, 18 лет назад ты говорила: « Каждый выбирает для себя дорогу в жизни. Выбор твоего жизненного пути замечателен! Нет человека на Земле, который не примерял бы на себя нашу необыкновенную профессию. Учитель у нас перед глазами с детства: пока не вырастем, мы никого другого не видим в работе столько, сколько учителя. Изо дня в день мы приходим в класс и приносим в своём сердце Солнце, чтобы зажечь сотни радуг в глазах притихшей ребятни, увлечь их своим оптимизмом, своей любовью, своей жаждой жизни. И потому каждый с детства определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: « Я буду учителем!» или: « Нет, ни за что и никогда я не буду им!» А ты сказала: «Буду!» Профессия педагога вечна, как вечны истины добра, мудрости и милосердия, которые мы, учителя, несём людям…»
Бабушка, ты замолчала. Наступившая тишина меня насторожила. Что скрывает эта недосказанность?
«Физика?! Формулы, числа, графики, понятия… Скупой, строгий язык, в нем нет ничего лишнего. Физические картинки Природы вовсе не кажутся привлекательными. Амперметры, вольтметры, электрические цепи, реакторы, ускорители… Разве это по плечу тебе - хрупкому существу?»
Нет, ты не пыталась меня таким образом отговорить. Просто у тебя обострены родственные чувства: пусть моей любимой внучке будет комфортно… И слова твои прочно засели в моей памяти:
Жизнь - на вершины всходить и взойти.
Жизнь - это значит не сбиться с пути.
Трудно? Но пусть не робеет душа.
В снежную бурю, под ветра гуденье,
Будем карабкаться, трудно дыша.
Жизнь - восхожденье! Жизнь - восхожденье!
И вот 1 сентября 2009 года, пятнадцатое «1 сентября» в моей учительской биографии. О чем я буду говорить семиклашкам на их первом уроке физики?
О, сколько же открытий чудных
Всем людям помогают жить!
Вот лазер, луч с названьем «чудо».
Всё может: строить и лечить!
А этот небольшой портфельчик
Зовётся просто «ноутбук».
Но по возможностям, поверьте,
Заменит целый институт!
Азы простые, шаг за шагом,
Ом, Ньютон, Гей-Люссак, Ампер…
Ну, а потом поймём, ребята,
Что знания - ключ от всех проблем!
Долгожданный звонок, мелодичный, музыкальный, электрический! Я у дверей класса. Прислушиваюсь… Тишина! Открываю дверь… За партами никого?!! Вся ребятня носами прилипла к окнам!
- Здравствуйте! – говорю я, не слыша своего голоса. Ни звука! Тихо пробираюсь за спины школяров… РАДУГА!!! Вот, что привлекло внимание моих ребят. Я не должна нарушить это таинство, надо продлить ощущение мимолетной радости, вызванной радугой – неуловимой, недолговечной.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном видении
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.
Бабушка, ты удивлена моим решением! Мои ребята были удивлены не меньше. Они отрываются от окна и смотрят на меня с любопытством: « Что будет дальше?»
А дальше?! Удивительное в своей красоте « мимолетное виденье» буквально растаяло на глазах, а ощущение радости, красоты от наших встреч не тает. Путешествуя с бароном Мюнхгаузеном и спасая Святогора – богатыря, взмывая в безграничный космос с Ю.А. Гагариным и погружаясь в глубины морей и океанов с Жюлем Верном, мы призываем на помощь проворных и удалых слуг «КАК?», «ПОЧЕМУ?», «КТО?», «ЧТО?», «КОГДА?» и «ГДЕ?». Когда в далёком 1947 году ты, бабушка, впервые переступила порог Воршинской восьмилетки в качестве учителя, моя прабабушка Анна Яковлевна, директор сельской школы, вместе со своей сестрой Александрой Яковлевной, преподавателем физики, глядя в твои лучистые глаза, твердили: «Запомни, Вера, главное для учителя – не столько сообщить ученику новые знания, сколько помочь ему узнать то, что он знает, то есть углубить и оживить уже имеющиеся у него сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению». Милая моя бабушка, я тоже стараюсь следовать заветам сестер Блиновых – Савичевых, стоявших у истоков нашей учительской династии, используя в своей работе интересные приемы: целый ряд головоломок и замысловатых вопросов, забавных задач – парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно – фантастической беллетристики.
Я не знаю, будет ли кто из детей изучать природу, но, мне кажется, воспринимать то, что с ней происходит, они безразлично не будут, равнодушия или, как говорил А.П. Чехов, «паралича души» в их глазах я не увижу.
Бабушка, я сделала свой выбор.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Вспоминаю наш давний разговор и понимаю, как ты помогла мне, моим ученикам познать радость быть УЧЕНИКОМ!
Жизнь – это значит дорога крута,
Жизнь – это вечно в глазах высота,
Видеть вершину всегда пред собой,
Видеть сквозь бурю, сквозь тучи препятствий,
И по камням, по тропе ледяной
ВСЕ ПОДНИМАТЬСЯ!
ВСЕ ВВЕРХ ПОДНИМАТЬСЯ!
- Английский. Сюрприз на ладони
- Моя формула успеха
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Равные условия обучения - для каждого
- Спешите делать добро
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
- Юбилей школы
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- ПОС и ФГОС
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС