С нами 14199 учителей, 5028 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Размышления о педагогике сотрудничества «Ребенок – не взрослый. Но когда-то он им станет…»"
Сажида Хлямина   20.07.2014   1391   2   Эссе

Хлямина Сажида Жакслыковна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ 12»
города Астрахани

 
 
 
 
 
 «Учитель я, а не поэт,
Но школе славу воспою.
Я двадцать лет назад  дала обет –
И сердце детям отдаю!
Своей профессии и детям
Я буду предана всегда!
Горжусь я очень званьем этим:
Учитель – это навсегда!
Так много в школе пережито,
Но я судьбу благодарю.
Пускай звучит чуть-чуть избито:
Я сердце детям отдаю!»
 
Для того, чтобы добиться действительных успехов, учитель должен постоянно находиться в поиске – не упустить важного, отбросить лишнее, уметь выработать тактику дальнейшего продвижения. Трудно себе представить деятельность человека в любой сфере, когда он не знает «с чем работает», « что можно», « каковы возможности», « как управлять». И, наконец, «что нужно сделать, чтобы не испортить, не сломать».В своих педагогических размышлениях я хочу поделиться мыслями о педагогике сотрудничества. Почему я выбрала именно эту проблему?
Я считаю, что она – одна из актуальных проблем педагогики и  вытекает из потребностей и противоречий практики. Педагогика сотрудничества не родилась на пустом месте, а если сказать точно, идея ее такая же старая, как сама педагогика.
Чего только стоят педагогическое творчество и эксперименты Иоганна Генриха Песталоцци! Однако идея терпела поражение, а практика все более приобретала рафинированную форму авторитаризма и давления. Педагогические эксперименты А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского были прорывами в демократическое будущее. Тогда их было трудно понять, сегодня же их опыт составляет суть гуманизации школы. Сейчас время другое: общество освобождается от авторитаризма, диктата, скованности мысли, стремится утвердить в жизни нормы демократии и гуманизма. Учителя проявляют обостренный интерес к педагогике сотрудничества. Почему? Потому что сам момент истины рождает этот интерес, его поощряет задача обновления школы, его воодушевляет расширение прав учителя на творчество. В этот момент истины идея сотрудничества, эта старая идея, становится новой, свежей, актуальной. Идея гуманной педагогики может быть реализована лишь в том  случае, если будут переосмыслены все основные компоненты педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей…
А самое главное во всем этом – взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителя заиграет по-другому.

Именно идеи гуманизма делают классическую педагогику вечной. Хочу привести  как доказательство слова  известного педагога и публициста Шалвы Александровича Амонашвили : « …Педагогика сотрудничества не есть абсолют для педагогической науки и практики. Она, я думаю, есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, пробуждения в нем духа взаимопонимания и доброты. Я  пропагандирую эту педагогику, ибо верю в нее; пропагандирую  потому , что хочу, чтобы поверили в нее как можно больше учителей, которые ищут пути гуманизации своей практики. Я убежден, что это пойдет на пользу обновления школы».

Мне нравится « оптимистическая гипотеза» в педагогике сотрудничества ученого, много лет отдавшего  работе с детьми младшего школьного возраста Шалвы Александровича Амонашвили. « Оптимистическая гипотеза» основана на том, что надо опираться на лучшее в ребенке, верить в его возможности стать умнее, культурнее, самостоятельнее. Учитель поддерживает в ребенке все положительное, вызывая активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, понимать и любить не только хорошего, послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания. Это тоже педагогика сотрудничества, и осуществить ее без знания ребенка невозможно.
Идея педагогики сотрудничества сейчас – это идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, это педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя. Именно сейчас, в наше трудное, сложное время, школе необходима идея, дух педагогики сотрудничества, при которой между учителем и учеником возникает доброжелательное, дружеское взаимопонимание.
Идею педагогики сотрудничества можно выразить в следующей формулировке: сделать ребенка нашим добровольным соратником, сотрудником, единомышленником, в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным, заботливым участником педагогического процесса, ответственным за этот процесс, за его результаты.
Знание и понимание ребенка дают в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.
Педагогика сотрудничества – это взаимопонимание и взаимодействие между учителем и родителями, учениками. Тогда родители не будут стесняться или, еще хуже, бояться рассказать о недостатках сына или дочери, о том, что их тревожит и волнует. А учитель не станет упрекать родителей за ленивого и нерадивого, невнимательного или чересчур живого ученика, а постарается вместе с ними найти возможность помочь ребенку.

В.А.Сухомлинский считал, что «Учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними». Американский психолог Х.Джайнот пишет: «Нет на свете матери, которая проснулась бы утром с мыслью и желанием доводить своего ребенка. Мать никогда не станет думать: « Сегодня я буду кричать, ругать и мучить своего ребенка целый день». Как раз наоборот!

Нашим девизом должно стать: « Я хочу понять ребенка. Хочу показать, что понимаю его».
Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны взрослого, ребенок проникается доверием к нему и с готовностью выполняет все требования, внимательно относится к его оценкам.
Учитель должен вести обучение с учетом интересов и возможностей самих детей, поощрять и стимулировать проявление творчества и самостоятельности, установить атмосферу взаимного доверия и уважения между педагогом и детьми. Педагогика сотрудничества – это, прежде всего педагогика знания личности, знания и учета особенностей детей в процессе обучения.
Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность.
Уважительные отношения между педагогом и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создает психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, создание ситуации успеха, доверия, соревновательности с целью корректировки отношений.
Создать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только его перспективные линии нравственного развития.
Ребенок для педагога – начальная точка отсчета в разборе любых жизненных ситуаций. А отношение к ребенку как к личности – это отношение педагога к маленькому человеку, когда он умеет ставить себя в положение воспитанника, проникается его состоянием.

«…Как только родится  сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала».

Это слова великого мыслителя Марка Фабия Квинтилиана. Самые лучшие надежды, возложенные на  ребенка, рисуют учителю будущую жизнь ребенка, которая должна превосходить своей многогранностью и новизной жизнь их самих. Повышенная заботливость должна заставить искать путь, чтобы самые лучшие надежды сбылись. Правильно расшифровать отношения детей к учителю можно только в том случае, если педагог владеет способностью читать их чувства по внешним проявлениям. Об этом образно повествует старая китайская сказка, рассказанная в книге «Мудрость чувства» Ю.Макаренко: « Два приятеля Чанг-цзе и Гуй-цзе стояли на мосту и смотрели на резвящихся рыбок.
- Посмотри, как они радуются, - сказал Чанг-цзе.
- Но ведь ты не рыба, - возразил Гуй-цзе, - как ты можешь судить о том, в чем состоит радость рыб?
Чанг-цзе ответил: - Я знаю об этом из моей собственной радости, которую мне доставляет вода».

Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь ставить себя в положение ребенка, вспомнить собственные состояния в сходных ситуациях, обогащать мир своих чувств.
Разные дети требуют разного подхода в обучении и воспитании. Интерес к формированию творческой личности, острый дефицит на личность вообще заставили многое пересмотреть.
 В своей педагогической практике я столкнулась с множеством проблем. И чем больше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что « уча других, учишься сам». Мы живем в очень  интересное, сложное время. И это время накладывает свой отпечаток на отношения в обществе. Наше нынешнее общество страдает от острого дефицита гуманности, гуманного духа. Общество хочет, оно жаждет, чтобы возродились и развились милосердие, взаимопонимание, уважение и защита личности, законность и правопорядок. Если мы будем и останемся пассивными, общество не вылечится, оно еще больше огрубеет. Как же нам быть?
Мы – педагоги, нас несколько миллионов, а почти половина общества – его молодое поколение. Это поколение находится под нашим воспитательным влиянием.
Нам по долгу профессии, надо придерживаться в обществе гуманных взаимоотношений, воспитывать наших учеников в духе гуманности и доброты. Какая будет школа, зависит от нас самих, от учителей, воспитателей.
Ребенок – не взрослый. Но  когда-то он им станет. А сейчас, пока целиком, зависит от нас, взрослых, и долго еще будет зависеть каким он станет.
На празднике, 1 сентября, родители моих учеников подарили мне на память эмблему «Подсолнух».
Ведь дети – они как подсолнухи, всегда готовы повернуться своими головками к добру, к свету.
 
Какими они вырастут, целиком зависит и от меня, от моих знаний, от моего стремления понять и помочь каждому ребенку «раскрыться».
      В заключении я бы хотела рассказать свою любимую притчу  о мудреце.

"Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймай бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

Спасибо за внимание! 
                                             Список литературы
 
  1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике». М., 1995
  2. Х.Джайнот «Родители и дети» Москва: Знание ,1986
  3.  Педагогика/ Под ред. Ю.К.Бабанского. - М.,1988.
  4. Ю.А.Макаренко «Мудрость чувства»  Москва : Сов. Россия, 1970
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень понравилась притча о мудреце, спасибо за информацию!
#2 Я полностью согласна с тем, "чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь ставить себя в положение ребенка, вспомнить собственные состояния в сходных ситуациях, обогащать мир своих чувств. Разные дети требуют разного подхода в обучении и воспитании".
Ольга Спирочкина, дата: 20.07.2014 в 15:18  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.