Статья ""Роль коллективно - творческих дел в формировании личности""
Людмила Борисовна Ильина
13.07.2014
13058
2
Воспитательная работа
«Роль коллективно – творческих дел в формировании личности»
Подготовила:
учитель химии и биологии
классный руководитель
МОУ «СОШ №66 имени Н.И.Вавилова»
г.Саратова
Ильина Людмила Борисовна
и многие, многие другие…..
Среди различных воспитательных технологий я остановила свой выбор на технологии коллективного творческого воспитания.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитие каждого, это рыцарское служение добру, это творческий подъем, это истинный путь к успеху, секрет успеха. Ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Приучают учащихся быть активным участником в общественной жизни класса, школы, города, района. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.
Каков же механизм построения воспитательной системы «Секрет к успеху» на основе КТД?
Важная определяющая данной системы - создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело или участвуя в мероприятиях различного уровня, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.
Чтобы пробудить в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности, помочь детям «открыть себя» и лучше помочь другим необходимо создать условия. Какие же условия для этого необходимы?
1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием, нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.
2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники, коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою личность.
3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.
4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.
Таким образом,
Цель моей воспитательной системы класса заключается в:
- воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, адаптированной в современном обществе и нацеленной на его совершенствование.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Задачи:
В ходе выполнения задач и, исходя из поставленной цели, планируются ожидаемые результаты:
-деятельность системы, реализация ее задач позитивно скажутся на интеллектуальном развитии детей; повысится уровень осознанного отношения к учению, жизни вообще, расширится круг познаваемых интересов. Опыт, приобретенный в различных сообществах, будет способствовать развитию навыков общения, социальной активности, ответственности.
Воспитательная система предусматривает модель выпускника:
-выпускник должен быть с развитыми личными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, с активной жизненной позицией.
Основные принципы данной системы:
Новизна системы:
-заимствование технологии коллективной творческой, в стремлении создать максимальную вариативность возможностей для проявления учащимися своих индивидуальных способностей посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, в создании условий для развития выпускника:
-умеющего принимать решения и делать важный выбор;
-умеющего анализировать ситуацию;
-несущего ответственность за свои поступки;
-способного быть успешным в выбранном виде деятельности;
-умеющего быть независимым, смело отстаивающего свою позицию корректными способами.
Приоритетными направлениями системы являются:
-учебно-познавательное направление;
-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое;
-художественно-эстетическое и духовное воспитание;
-физкультурно-оздоровительное направление;
Úсохранение и развитие традиций.
Авторская программа рассчитана на 5 лет, предназначена для учащихся 5-9 классов. В процессе построения воспитательной системы можно выделить следующие этапы и ступеньки ее реализации
I этап - диагностический
(сентябрь-декабрь 2007-2008 учебный год 5 класс)
1) Ступень-организация и анализ диагностической работы;
2) Ступень - изучение научно-методической литературы по вопросам воспитания;
3) Ступень - выбор воспитательной технологии, направления в работе и разработка воспитательной системы;
4) Ступень - выступление с воспитательной системой на заседаниях методического объединения ШМО классных руководителей и муниципального уровня с целью утверждения.
На данном этапе устанавливается неодинаковость детей, это достигается с помощью различных методик, которые позволяют диагностировать:
Диагностика на данном этапе показала, что в данном классе средний уровень воспитанности.
2)Ценностные ориентации личности (методика «Что важнее?»). Результаты определились следующие:
-60% ребят считают, что дружба основывается на единстве интересов, верности и доброжелательности;
-70% ребят считают, что дружбе между одноклассниками мешает отсутствие общих дел, которые бы объединили бы ребят (приложение №2)
3) Структуру межличностных отношений в коллективе
Диагностика показала разобщенность коллектива (приложение №3)
Диагностические методики позволили выявить ряд проблем:
-коллектив класса разобщен, разбит на множество микрогрупп;
-в классном коллективе отсутствуют традиции;
-треть учащихся класса не участвуют в жизни класса (8% учеников реализуют свои творческие способности, 6% не видят в себе таковых, а остальные, владея творческими данными, не развивают их и не находят им применения);
-15% детей не имеют родительской поддержки в полной мере;
-У некоторых учащихся прослеживается безразличное отношение к единым требованиям школы и общества.
Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что в некоторых семьях дети предоставлены сами себе, родители при этом заняты своими проблемами. Родители редко принимают участие в организации воспитательной деятельности с учащимися, оказывают помощь школе только в решении хозяйственных вопросов.
Таким образом, проведенная диагностика позволила спланировать воспитательную работу с учетом выявленных проблем. Необходимо запланировать ряд мероприятий совместно с родителями и с учащимися по всем направлениям данной воспитательной системы, особенно обратить внимание на первом этапе на сплоченность классного коллектива, уровень воспитанности и развитие личностных качеств учащихся, корректировку поведения с учетом единых требований.
II этап – экспериментально – поисковый
(январь-май 2008-2010 учебные года 5-8 класс)
5) Ступень - планирование, разработка и организация коллективных творческих дел с учащимися класса;
6) Ступень - апробация воспитательной системы.
Для разработки коллективно-творческих дел необходима единая целеустремленная команда, другими словами актив класса. Было выбрано самоуправление класса, которое стало своеобразной инициативной группой.
Следующим моментом было планирование коллективно-творческих дел с учетом их типа и направлений воспитательной системы.
На данном этапе апробация воспитательной системы проходила успешно и дала ряд положительных моментов:
*занятость во внеурочной деятельности возросла на данном этапе на 19%;
*уровень воспитанности учащихся средний;
*результативное участие в школьном и областном конкурсе «Лучший ученический класс»: школьный уровень – 1 место, на муниципальном уровне -4 место среди 17 ученических коллективов района, номинация «Класс, достигший наибольших успехов в учебе»;
*созданный орган ученического самоуправления и организованные КТД сплотили коллектив класса.
Таким образом, на следующем этапе планируется продолжить работу по формированию и развитию личностных качеств, развития их творческих способностей и возможностей, самостоятельности, самоопределению, самовыражению, самореализации.
III этап – аналитический
(сентябрь-май 2010-2011)
7) Ступень - анализ положительных аспектов системы и возможных трудностей;
8) Ступень - корректировка работы с учетом анализа.
Результативность действия системы на личностный рост ребенка отслеживалась с помощью методики «Пословицы» (приложение№ ), разработанной кандидатом психологических наук С.М.Петровой. Обработка и анализ результатов осуществлялся с заместителем директора по воспитательной работе Комаровой М.В. Данные исследования занесены в диаграммы.
На данном этапе результаты показывают, что уровень духовно-нравственного развития учащихся возрастает, изменяется в положительную сторону отношение к духовно- нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.
Кроме того, у учащихся наблюдается повышение уровня сформированности следующих качеств:
-успешность в обучении и самообразовании, что отрадно у мальчиков данного класса идет повышение качества обучения.
Продолжая анализировать положительные аспекты воспитательной системы, отмечу позитивные результаты внеурочной деятельности:
а) В учебно-познавательной деятельности
б) В физкультурно-оздоровительном направлении:
в) В нравственном и гражданско-патриотическом направлении:
г) В художественно-эстетическом и духовном направлении:
Активность ребят на протяжении двух лет возрастает и достигает 100% внеурочной занятости к данному этапу. Мои воспитанники посещают школьные клубы и другие учреждения дополнительного образования по разным направлениям:
Результативность посещений учреждений дополнительного образования учащихся класса.
Данный этап показал, положительную динамику воспитательной системы, однако наряду с положительными моментами прослеживается трудные моменты:
*проявление мнимых лидерских качеств учащихся мешают самовыражению и самореализации;
*самоутверждение в коллективе происходит за счет негативных личностных качеств.
*родительский контроль завышен на уровне доверия;
IV этап – обобщающий (сентябрь-май 2011-2012, 9 класс)
8) Ступень - разработка стратегии дальнейшего развития системы;
9) Ступень - выступление с обобщением опыта работы
На завершающем этапе разрабатывается стратегия дальнейшего развития воспитательной системы с учетом выявленных трудностей. К перспективам развития воспитательной системы относятся:
*совершенствование воспитательной системы (на данном этапе усилить психологическую поддержку учащихся с целью оказания помощи в самовыражении и самореализации с учетом возрастных особенностей);
*самостоятельная разработка и апробация коллективно – творческих дел учащимися с привлечением ребят классов данной параллели;
*расширение спектра внеурочной занятости с учетом профориентационной направленности;
*разработать с учетом данного периода направление в работе, связанное с развитием конкурентно-способной личности в современном обществе.
учитель химии и биологии
классный руководитель
МОУ «СОШ №66 имени Н.И.Вавилова»
г.Саратова
Ильина Людмила Борисовна
Человек не воспитывается по частям,
он создается синтетически всей суммой
влияний, которым он подвергается.
Поэтому отдельное средство всегда
может быть и положительным,
и отрицательным, решающим моментом
является не его прямая логика, а действие
всей системы средств, гармонически организованных.
А.С.Макаренко
он создается синтетически всей суммой
влияний, которым он подвергается.
Поэтому отдельное средство всегда
может быть и положительным,
и отрицательным, решающим моментом
является не его прямая логика, а действие
всей системы средств, гармонически организованных.
А.С.Макаренко
В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность, определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный уровень. Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности через коллективную творческую деятельность.
В результате диагностических исследований выявилось противоречие: между имеющимися творческими природными задатками практически у каждого школьника и недостатком общей направленности учебно-воспитательного процесса на творчество.
Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, наша роль заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями.
Педагогическое сотрудничество с социальными партнерами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создает необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, для проявления творчества в социальных отношениях и эффективнее всего это проводить через организацию коллективных творческих дел.
В 2007 -2008 году была назначена классным руководителем 5 «А» класса. За плечами стаж педагогической работы 20 лет, из них все 20 лет являлась классным руководителем, было сделано два выпуска и в настоящее время являюсь классной мамой 8 «А» класса.
Первое знакомство с ребятами состоялось еще с 4 класса, во время посещений уроков, выпускного вечера, который закончился совместным походом ребят с родителями. Именно в этот момент началось изучение данного класса, выявление интересов, степени сплоченности.
Встреча моих пятиклашек 1 сентября состоялась у дверей школы, где я с волнением ожидала их прихода, но и маленькие, но в то же время чуть-чуть повзрослевшие ребята волновались не меньше меня. Ведь первая встреча с классным руководителем – это волнительно и моя задача заключалась в доброжелательном отношении к ребятам, именно с моей помощью они войдут в этот знакомый, но в то же время новый мир.
Впервые дни, недели проходило знакомство со структурой средней школы, с обязанностями и правами всех членов образовательного учреждения, с моей стороны шло изучение психолого-педагогических особенностей каждого учащегося данного класса, уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности. На первом родительском собрании, среди прочих важных вопросов, рассматривался вопрос об интересах, склонностях, личностных качествах ребят, мною были выслушаны рекомендации родителей о создании условий благоприятной адаптации учащихся в среднем звене, о направлениях в работе, традициях класса и пожелания ожидаемых результатов.
Проведя ряд мониторинговых исследований, помогающих выявить уровень воспитанности, особенностей качеств личности, межличностных отношений, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы начала моделирование воспитательной системы класса. Но для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка.
В результате диагностических исследований выявилось противоречие: между имеющимися творческими природными задатками практически у каждого школьника и недостатком общей направленности учебно-воспитательного процесса на творчество.
Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, наша роль заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями.
Педагогическое сотрудничество с социальными партнерами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создает необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, для проявления творчества в социальных отношениях и эффективнее всего это проводить через организацию коллективных творческих дел.
В 2007 -2008 году была назначена классным руководителем 5 «А» класса. За плечами стаж педагогической работы 20 лет, из них все 20 лет являлась классным руководителем, было сделано два выпуска и в настоящее время являюсь классной мамой 8 «А» класса.
Первое знакомство с ребятами состоялось еще с 4 класса, во время посещений уроков, выпускного вечера, который закончился совместным походом ребят с родителями. Именно в этот момент началось изучение данного класса, выявление интересов, степени сплоченности.
Встреча моих пятиклашек 1 сентября состоялась у дверей школы, где я с волнением ожидала их прихода, но и маленькие, но в то же время чуть-чуть повзрослевшие ребята волновались не меньше меня. Ведь первая встреча с классным руководителем – это волнительно и моя задача заключалась в доброжелательном отношении к ребятам, именно с моей помощью они войдут в этот знакомый, но в то же время новый мир.
Впервые дни, недели проходило знакомство со структурой средней школы, с обязанностями и правами всех членов образовательного учреждения, с моей стороны шло изучение психолого-педагогических особенностей каждого учащегося данного класса, уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности. На первом родительском собрании, среди прочих важных вопросов, рассматривался вопрос об интересах, склонностях, личностных качествах ребят, мною были выслушаны рекомендации родителей о создании условий благоприятной адаптации учащихся в среднем звене, о направлениях в работе, традициях класса и пожелания ожидаемых результатов.
Проведя ряд мониторинговых исследований, помогающих выявить уровень воспитанности, особенностей качеств личности, межличностных отношений, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы начала моделирование воспитательной системы класса. Но для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка.
Мною были изучены ряд материалов известных педагогов и ученых:
Название | Автор |
Современные воспитательные технологии. | Смоляная М.Н., Герасева И.М., заместители директора по ВР гимназии имени А.М.Горького |
Технология коллективного творческого воспитания. | И.П.Иванов |
Гуманно – личностная технология. | Ш.А.Амонашвили |
Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание |
Барышников Е. Н., Петрова Т. И. //Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75 |
Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ | Е.Н.Степанова. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. |
Классное руководство: теория, методика, технология. | Н.Е.Щуркова. М.педагогическое сообщество, 2000 г.- 256 с. |
и многие, многие другие…..
Среди различных воспитательных технологий я остановила свой выбор на технологии коллективного творческого воспитания.
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитие каждого, это рыцарское служение добру, это творческий подъем, это истинный путь к успеху, секрет успеха. Ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Приучают учащихся быть активным участником в общественной жизни класса, школы, города, района. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.
Каков же механизм построения воспитательной системы «Секрет к успеху» на основе КТД?
Важная определяющая данной системы - создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело или участвуя в мероприятиях различного уровня, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.
Чтобы пробудить в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности, помочь детям «открыть себя» и лучше помочь другим необходимо создать условия. Какие же условия для этого необходимы?
1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием, нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.
2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники, коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера и персональные выставки призваны не только приобщать к искусству, миру прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою личность.
3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.
4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни.
Таким образом,
Цель моей воспитательной системы класса заключается в:
- воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, адаптированной в современном обществе и нацеленной на его совершенствование.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Задачи:
- создавать условия для самовыражения и самореализации всех учащихся класса.
- формировать потребности в здоровом образе жизни;
- формировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе;
- создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития личности ребенка;
- способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;
- поддерживать творческие устремления детей;
- создавать условия для самовыражения и самореализации всех учащихся класса.
В ходе выполнения задач и, исходя из поставленной цели, планируются ожидаемые результаты:
-деятельность системы, реализация ее задач позитивно скажутся на интеллектуальном развитии детей; повысится уровень осознанного отношения к учению, жизни вообще, расширится круг познаваемых интересов. Опыт, приобретенный в различных сообществах, будет способствовать развитию навыков общения, социальной активности, ответственности.
Воспитательная система предусматривает модель выпускника:
-выпускник должен быть с развитыми личными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, с активной жизненной позицией.
Основные принципы данной системы:
- Интерес к ребенку, принятие его таким, какой он есть, уважение самоценности любого ребенка;
- Способность педагога одновременно работать с детьми, имеющими разные образовательные и иные потребности;
- Отношение к ребенку как целостной личности (опора на положительное в ребенке):
- Отказ от сравнения успехов и неудач детей;
- Максимальная реализация творческого и природного потенциала каждого ребенка
Новизна системы:
-заимствование технологии коллективной творческой, в стремлении создать максимальную вариативность возможностей для проявления учащимися своих индивидуальных способностей посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, в создании условий для развития выпускника:
-умеющего принимать решения и делать важный выбор;
-умеющего анализировать ситуацию;
-несущего ответственность за свои поступки;
-способного быть успешным в выбранном виде деятельности;
-умеющего быть независимым, смело отстаивающего свою позицию корректными способами.
Приоритетными направлениями системы являются:
-учебно-познавательное направление;
-нравственное воспитание и гражданско-патриотическое;
-художественно-эстетическое и духовное воспитание;
-физкультурно-оздоровительное направление;
Úсохранение и развитие традиций.
Авторская программа рассчитана на 5 лет, предназначена для учащихся 5-9 классов. В процессе построения воспитательной системы можно выделить следующие этапы и ступеньки ее реализации
I этап - диагностический
(сентябрь-декабрь 2007-2008 учебный год 5 класс)
1) Ступень-организация и анализ диагностической работы;
2) Ступень - изучение научно-методической литературы по вопросам воспитания;
3) Ступень - выбор воспитательной технологии, направления в работе и разработка воспитательной системы;
4) Ступень - выступление с воспитательной системой на заседаниях методического объединения ШМО классных руководителей и муниципального уровня с целью утверждения.
На данном этапе устанавливается неодинаковость детей, это достигается с помощью различных методик, которые позволяют диагностировать:
- Уровень воспитанности учащихся, особенности личности ученика (отношение к знаниям, к школе, к себе и людям, к прекрасному и природе), психолого-педагогические особенности ученика и многие другие ( приложение №1 )
Диагностика на данном этапе показала, что в данном классе средний уровень воспитанности.
2)Ценностные ориентации личности (методика «Что важнее?»). Результаты определились следующие:
-60% ребят считают, что дружба основывается на единстве интересов, верности и доброжелательности;
-70% ребят считают, что дружбе между одноклассниками мешает отсутствие общих дел, которые бы объединили бы ребят (приложение №2)
3) Структуру межличностных отношений в коллективе
Диагностика показала разобщенность коллектива (приложение №3)
Диагностические методики позволили выявить ряд проблем:
-коллектив класса разобщен, разбит на множество микрогрупп;
-в классном коллективе отсутствуют традиции;
-треть учащихся класса не участвуют в жизни класса (8% учеников реализуют свои творческие способности, 6% не видят в себе таковых, а остальные, владея творческими данными, не развивают их и не находят им применения);
-15% детей не имеют родительской поддержки в полной мере;
-У некоторых учащихся прослеживается безразличное отношение к единым требованиям школы и общества.
Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что в некоторых семьях дети предоставлены сами себе, родители при этом заняты своими проблемами. Родители редко принимают участие в организации воспитательной деятельности с учащимися, оказывают помощь школе только в решении хозяйственных вопросов.
Таким образом, проведенная диагностика позволила спланировать воспитательную работу с учетом выявленных проблем. Необходимо запланировать ряд мероприятий совместно с родителями и с учащимися по всем направлениям данной воспитательной системы, особенно обратить внимание на первом этапе на сплоченность классного коллектива, уровень воспитанности и развитие личностных качеств учащихся, корректировку поведения с учетом единых требований.
II этап – экспериментально – поисковый
(январь-май 2008-2010 учебные года 5-8 класс)
5) Ступень - планирование, разработка и организация коллективных творческих дел с учащимися класса;
6) Ступень - апробация воспитательной системы.
Для разработки коллективно-творческих дел необходима единая целеустремленная команда, другими словами актив класса. Было выбрано самоуправление класса, которое стало своеобразной инициативной группой.
Следующим моментом было планирование коллективно-творческих дел с учетом их типа и направлений воспитательной системы.
Результативные мероприятия, проведенные в течение трех лет:
Направления | Тип КТД | ||
Представление | МТД | БТД | |
5 класс (2007-2008г.г.) | |||
Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание | -Игра-экспромт «Портрет класса» -Беседа «Школьный звонок. Какие тайны он скрывает?» |
Мероприятие «Улыбка в жизни класса» | Праздник «Добрые руки матери» |
Художественно-эстетическое и духовное воспитание | -Конкурс рисунков к праздникам |
Конкурс макетов на противопожарную безопасность | Выставка цветов и даров природы |
Физкультурно-оздоровительное направление | Устный журнал «Заочное путешествие в мир спорта» | Эстафета «Веселые старты» | Спортивный праздник |
Учебно-познавательное направление | Защита собственных интересов и увлечений, самопрезентация; |
Математический конкурс «Кенгуру» | Конкурс «Лучший ученический класс» |
Сохранение и развитие традиций | Посвящение в пятиклассники | Конкурсы к праздникам 8 марта и 23 февраля «А ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир» |
Праздник «День именинника» |
6 класс (2008-2009г.г.) | |||
Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание | Акция «Дарить людям добро» -ко дню пожилого человека | Конкурс мини-газет -«Мы помним вашу ласку» |
-«Мой родной край» |
Художественно-эстетическое и духовное воспитание | Игра-обозрение «Кольцовка песен» на новогоднюю тематику | Конкурс «Трели весенней капели» | Концерт «Алло, мы нашли свои таланты!» |
Физкультурно-оздоровительное направление | Встречи с медработниками, диспут | Спартакиада народных игр | «Веселая спартакиада» |
Учебно-познавательное направление | Турнир знатоков | Интеллектуальный марафон «Поезд знаний» | |
Сохранение и развитие традиций | Конкурс «Признаемся в любви своей маме» | Защита проектов «Мои верные домашние друзья» | Фестиваль семейного мультфильма «Один день из жизни моей семьи» |
7 класс (2009-2010г.г.) | |||
Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание | -Акция «Милосердие» | КТД «Молодежная избирательная компания глазами ребенка» | |
Художественно-эстетическое и духовное воспитание | Конкурс стихов собственного сочинения | Конкуры плакатов на разной тематики | -«Береги все живое» «Мир моих увлечений» |
Физкультурно-оздоровительное направление | -Акция «Чистый двор» | -Устный журнал «Профилактика простудных заболеваний |
-«Молодецкие забавы» |
Учебно-познавательное направление | Интеллектуальные игры по предметам | Фестиваль профессий | Конкурс «Лучший ученический класс» |
Сохранение и развитие традиций | Отчетно - выборные собрания | Конкурс стенгазет -Ко дню Космонавтики -Новый год и др. |
Поход «Здравствуй, лето!» |
На данном этапе апробация воспитательной системы проходила успешно и дала ряд положительных моментов:
*можно отметить динамику участия ребят и родителей в делах школы и класса:
Учащиеся | Родители | ||
2007-08 | Всего школьных и классных мероприятий | 40 | 10 |
Участвовали | 12 (28%) | 4 (40%) | |
2008-09 | Всего школьных и классных мероприятий | 43 | 9 |
Участвовали | 14 (32%) | 6 (66%) | |
2009-10 | Всего школьных и классных мероприятий | 43 | 21 |
Участвовали | 43 (100%) | 21 (100%) | |
2010-11 | Всего школьных и классных мероприятий | 44 | 12 |
Участвовали | 40 (91%) | 10(80%) |
Участие родителей в школьных и классных мероприятиях
в 2009-2010 году(7 класс)
в 2009-2010 году(7 класс)
мероприятия | ответственные | |
1 четверть | а) Совместные мероприятия: *Проведение похода, посвященного началу учебного года. *Участие в школьной и районной выставке цветов и даров природы; *Организации экскурсии в «ЦРБ» б) Профилактические мероприятия: *Помощь в организации классного часа «Молодежь за здоровый образ жизни!» в) Лектории: *Лекция на родительском собрании «Здоровье – главное богатство» |
Родит. комитет Родит. комитет Родит. комитет Спирина Т. Курова Н. |
2 четверть | а) Совместные мероприятия: *Подготовка к осеннему баллу; *Помощь в проведении конкурса «Новогодняя открытка»; *Организация экскурсии «Водоочистные сооружения» б) Профилактические мероприятия: *Заседание профилактического совета в) Лектории: *Профилактика простудных заболеваний народными средствами; *Гигиены девушки(для девочек класса) |
Титова Ю.А. Родит. комитет Родит. комитет Родит. комитет Белых И.Е. Белых И. Е. |
3 четверть | а) Совместные мероприятия: *Подготовка к конкурсу «Звездный дождь» *Подготовка агитбригады «Курить – здоровью вредить!»; *Организация фестиваля профессий; *Организация экскурсии «Салон красоты»; б) Профилактические мероприятия: *Беседа о поведении в общественных местах; в) Лектории: *Родительское собрание «Вредные привычки в семье» |
Титова Ю.А. Титова Ю.А., Коблова М. Родит. комитет Родит. комитет Родит. комитет Неверова О. |
4 четверть | а) Совместные мероприятия: *Акция «Внимание, дети!»; *Участие в сборе информации о тружениках тыла для конкурса буклетов; б) Профилактические мероприятия: *Заседание профилактического совета в) Лектории: *Гигиена юноши (для мальчиков класса) |
Куров А. Родит. комитет Родит. комитет Коблова М. |
Итого | всего -21 |
*занятость во внеурочной деятельности возросла на данном этапе на 19%;
*уровень воспитанности учащихся средний;
*результативное участие в школьном и областном конкурсе «Лучший ученический класс»: школьный уровень – 1 место, на муниципальном уровне -4 место среди 17 ученических коллективов района, номинация «Класс, достигший наибольших успехов в учебе»;
*созданный орган ученического самоуправления и организованные КТД сплотили коллектив класса.
Таким образом, на следующем этапе планируется продолжить работу по формированию и развитию личностных качеств, развития их творческих способностей и возможностей, самостоятельности, самоопределению, самовыражению, самореализации.
III этап – аналитический
(сентябрь-май 2010-2011)
7) Ступень - анализ положительных аспектов системы и возможных трудностей;
8) Ступень - корректировка работы с учетом анализа.
Результативность действия системы на личностный рост ребенка отслеживалась с помощью методики «Пословицы» (приложение№ ), разработанной кандидатом психологических наук С.М.Петровой. Обработка и анализ результатов осуществлялся с заместителем директора по воспитательной работе Комаровой М.В. Данные исследования занесены в диаграммы.
Отношение к жизни.
Отношение к людям.
Отношение к себе.
Характеристики личностно – развивающегося потенциала
Сопоставление диагностических данных за два года позволило выявить систему ориентиров учащихся, получены сведения о повышении уровня устойчивости желательных ценностных отношений моих воспитанников к жизни, к людям, к самим себе. По мере взросления ребят позитивным образом изменяется накопляемый ими нравственный опыт. У них ярко проявляются такие качества личности, как коммуникабельность, порядочность, ответственность, они обладают высокими адаптивными способностями к современной жизни.
Результаты динамики творческой активности учащихся.
Степень занятости детей | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
В кружках, секциях, клубах | 66% | 85% | 100% |
В творческих конкурсах | 35% | 52% | 68% |
В совместных мероприятиях (КТД) | 40% | 75% | 95% |
Результаты исследования состояния духовно-нравственных качеств личности
(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А. И. Герцена)
(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А. И. Герцена)
Качества | 2007-2008 | 2008- 2009 | 2009-2010 |
Любовь к родине | 52% | 67% | 78% |
Готовность прийти на помощь | 61% | 68% | 82% |
Интерес к родной культуре | 77% | 84% | 92% |
На данном этапе результаты показывают, что уровень духовно-нравственного развития учащихся возрастает, изменяется в положительную сторону отношение к духовно- нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.
Кроме того, у учащихся наблюдается повышение уровня сформированности следующих качеств:
-успешность в обучении и самообразовании, что отрадно у мальчиков данного класса идет повышение качества обучения.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение музеев, выставок, походы, выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий и повышение психолого-педагогических знаний.
Участие родителей в жизни класса, школы | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Проведение совместных мероприятий познавательного характера | 10% | 10% | 15% |
Совместная творческая деятельность при организации общешкольных праздников | 10% | 25% | 60% |
Выставки творческих работ | 5% | 15% | 57% |
Участие в проведении родительских собраний (тематических лекторий) | 10% | 20% | 40% |
Продолжая анализировать положительные аспекты воспитательной системы, отмечу позитивные результаты внеурочной деятельности:
а) В учебно-познавательной деятельности
Год | Наименование | Фамилия, имя | Место | Уровень |
Предметные олимпиады | ||||
2007-08 | -«Кенгуру» -«Золотое руно» |
Спирин Г. Кочегарова И |
Участник участник |
Междун. Междун. |
2008-09 | -«Кенгуру» -«Золотое руно» |
Титова В. Спирин Г. Котина С. Кочегарова И |
Участник 1 место (школа) Участник Участник участник |
Междун. Междун. Междун. Междун. |
2009-10 | -«British Bulldog» (английский) -по физике -«Кенгуру» -«Основы православной культуры» -«Золотое руно» -«Русский медвежонок» -«Золотое руно» |
Сюденева А. Сюденева А. Сюденева А. Титова В. Титова В. Титова В. Титова В. КочегароваИ |
1 место (школа) 5 место (район) призер участник участник участник участник участник участник |
междун. Школьный Междун. Междун. Областной Междун. Междун. Междун. |
2010-11 | -по биологии - по физике -по физике (заоч) -«Основы православной культуры» -«Кенгуру» -«Золотое руно» -по обществов. -по истории -по биологии --«British Bulldog» -«Золотое руно» -по информатике (www.) |
Титова В. Титова В. Титова В. Титова В. Кочегарова И Спирин Г. Кочегарова И Спирин Г. Кочегарова И Кочегарова И КочегароваИ Савочкина Я. Галдин Д. Куров Д. Галдин Д. Куров Д. |
призер призер победитель участник участник участник участник участник участник участник участник участник участник участник участник участник |
Школьный Школьный Школьный Областной Междун. Междун. Районный Школьный Школьный Районный Междун. Междун. Междун. Междун. Междун. Междун. |
Интеллектуальные конкурсы и марафоны, брейн-ринги | ||||
2007-08 | -Интеллектуальная игра «Знание – это сила» | команда | 2 место | школьный |
2008-09 | «Математический поезд» | Титова В. Котина С. |
1 место 3 место |
Школьный школьный |
2009-10 | Брейн-ринг По биологии |
команда | 2 место | школьный |
Конкурсы и конференции | ||||
2007-08 | ||||
2008-09 | -Конкурс сочинений -Конкурс стихов |
Титова В. Спирин Г. |
2 место 1 место |
Районный районный |
2009-10 | -«Инициатива молодых»-конф. -«Серебряное перо Губернии» -«Журналисткое расследование» |
Белых В. Титова В. Спирин Г. |
участник сертификат 1 место Диплом 1 степ. |
Областной Районный районный |
2010-11 | -«Юный лингвист» -«Влияние пыли на организм подростка»-научно-практ.конференция -Конкурс сочинений |
Титова В. Кочегарова И. Куров Д. |
призер победитель победитель |
школьный районный областной (3 место) |
б) В физкультурно-оздоровительном направлении:
год | наименование | Фамилия, имя, команда |
место | уровень |
2007-08 | -День здоровья» -первенство по пионерболу -Школьная спартакиада |
Команда Команда Команда |
2 место 3 место 2 место |
Школьный Школьный школьный |
2008-09 | -«Пионербол» -судейство -«Безопасное колесо» -Сор. по стрельбе -«Белая ладья» |
Титова В. Белых В. Команда Спирин Г. Котина С. |
активный участник 1 место 2 место 1 место |
Школьный школьный Школьный Районный районный |
2009-10 | -«Зарница» -День здоровья -Школьная спартакиада -Соревнования по волейболу |
Титова В. Команда Команда команда |
1 место 2 место 1 место 1 место |
Районный Школьный Школьный школьный |
в) В нравственном и гражданско-патриотическом направлении:
год | наименование | Фамилия, имя | место | уровень |
2007-08 | Конкурс рисунков ко дню космонавтики | Ягодаров К. Анадеев А. Белых В. Коблова К. |
Участник Участник Участник победитель |
Школьный Школьный Школьный Школьный |
2008-09 | Конкурс рисунков ко дню космонавтики | Осипова Ю. Коблова К. Сюденева А. Титова В |
Победитель Участник Участник победитель |
Районный Районный Районный районный |
2009-10 | -Конкурс буклетов о тружениках тыла и участниках Вов -Конкурс эмблем молодежной избирательной комиссии -Конкурс журналиста «Сочинение о людях военных лет» |
Белых В., Галдин Д., Котина С., Стрельникова Шелудяков Куров Д., Неверова Д., Спирин Г., Анадеев А., Маторин М. Титова В. |
Участник Участник Участник победитель участник победитель участник участник участник участник участник |
Районный Районный Районный Районный Районный Районный Районный Районный Районный Районный областной |
г) В художественно-эстетическом и духовном направлении:
год | конкурс | Фамилия, имя | место | уровень |
2007-2008 | -«Мудрость веков» -Конкурс рисунков |
Кочегарова И Котина С. |
Участник 3 место |
Районный школьный |
2008-2009 | -«Рождественская открытка»-английский язык -Фотоконкурс |
Титова В. Осипова Ю. Титова В. |
1 место 1 место Диплом 1 ст. |
Школьный Школьный областной |
2009-2010 | -Рождественский фестиваль -Конкурс рисунков (Выборы глазами детей) |
Сюденева А. Титова В. Титова В. |
Участник участник 1 место |
Районный районный Районный |
2010-2011 | -«Осенний балл» |
команда | 1 место | школьный |
Активность ребят на протяжении двух лет возрастает и достигает 100% внеурочной занятости к данному этапу. Мои воспитанники посещают школьные клубы и другие учреждения дополнительного образования по разным направлениям:
- ДЮСШ- детская юношеская спортивная школа
- ДШИ – детская школа искусств
- ДДТ – дом детского творчества
- РДК – районный дом культуры
- МОУ СОШ №1 (секции, клубы)
- РОВД – клуб юных правоведов.
Наименование | Кол-во детей | Фамилии |
ДЮСШ а) секция «Футбол» б) секция «Греко-римская борьба» |
3 1 |
Галдин Д. Куров Д. Якубов Р. Маторин М. |
ДШИ а) музыкальное отд. Б) художественное отд. |
1 3 |
Лемешев К. Титова В., Осипова Ю., Коблова Е., Сюденева А. |
ДДТ |
3 | Котина С. Наракидзе Т. Кочегарова И. |
РДК -вокал | 1 | Савочкина Я. |
МОУ СОШ №1 Клуб «Человек и его здоровье»-6ч Клуб «Химия: вчера, сегодня, завтра»-4 |
10 | Шелудяков В., Стрельникова К., Трафимова А., Кочегарова И., Наракидзе Т., Спирин Г., Ягодаров К., Кочегарова И., Котина С., Тельба Ю. |
РОВД (клуб юных инспекторов милиции) |
9 | Белых В., Осипова Ю., Маторин М., Анадеев А., Неверова Д., Котина С., Коблова Е., Кочегарова И., Сюденева А. |
Итого | 22ч | 100% |
диаграмма
(посещаемость кружков по годам)
(посещаемость кружков по годам)
Результативность посещений учреждений дополнительного образования учащихся класса.
Данный этап показал, положительную динамику воспитательной системы, однако наряду с положительными моментами прослеживается трудные моменты:
*проявление мнимых лидерских качеств учащихся мешают самовыражению и самореализации;
*самоутверждение в коллективе происходит за счет негативных личностных качеств.
*родительский контроль завышен на уровне доверия;
IV этап – обобщающий (сентябрь-май 2011-2012, 9 класс)
8) Ступень - разработка стратегии дальнейшего развития системы;
9) Ступень - выступление с обобщением опыта работы
На завершающем этапе разрабатывается стратегия дальнейшего развития воспитательной системы с учетом выявленных трудностей. К перспективам развития воспитательной системы относятся:
*совершенствование воспитательной системы (на данном этапе усилить психологическую поддержку учащихся с целью оказания помощи в самовыражении и самореализации с учетом возрастных особенностей);
*самостоятельная разработка и апробация коллективно – творческих дел учащимися с привлечением ребят классов данной параллели;
*расширение спектра внеурочной занятости с учетом профориентационной направленности;
*разработать с учетом данного периода направление в работе, связанное с развитием конкурентно-способной личности в современном обществе.
Другие статьи
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Организация работы по формированию здоровьесберегающей среды
- "Моя педагогическая философия"
- Молодежное добровольчество
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Веб-квест
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
- Весна
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Роль коллективно-творческих дел настолько велика в воспитании школьников, что стоит даже их ставить на самое главное место в нашей работе. А ваша статья - анализ своей работы за несколько лет - доказывает это со всеми положительными результатами. Хорошая статья со всеми конкретными данными, примерами и результатами своей работы. Молодец. Есть с кого брать пример.
Ольга Степанова, дата: 13.07.2014 в 22:03
#2 Ольга Михайловна, спасибо за высокую оценку!!!!!!!!!!
Людмила Борисовна Ильина, дата: 13.07.2014 в 22:11
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.