Статья "Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)"
Екатерина Пупкова
02.06.2014
4209
2
Другое
В современной ситуации модернизации образования вопросы кадрового потенциала выходят на первый план. Общеизвестно, что высокий уровень образования не является показателем профессионализма учителя. Не менее важную роль играют готовность к инновационной деятельности, к переходу на новsе стандарты образования, к развитию интеллекта и расширению кругозора. Таким образом, саморазвитие педагога является важным фактором профессиональной самореализации, обеспечивает его профессиональный и личностный рост, способствует осознанию себя в обществе, повышает эффективность деятельности. В современных условиях социальных изменений готовность к саморазвитию является новым требованием жизни.
Процесс саморазвития педагога нашей школы осуществляется не только через самообразование, освоение последних научных и методических разработок, обогащение профессиональных знаний, но и посредством внутришкольной неформальной коммуникации в различных ее формах: сотрудничество, взаимодействие, наставничество. По такой модели проходит повышение квалификации во многих развитых странах: США, Англии, Германии. Исследователи отмечают, что у учителей возникает стремление работать с другими учителями, анализировать, критиковать (рефлексировать), передавать умения, знания. В результате формируется культура общения, происходит обогащение профессионального языка. [2, с. 17]. Так в МАОУ СОШ №91 проходили неформальные встречи с преподавателями Чикаго, Ливерпуля, Кейптауна, в ходе которых педагоги поделились опытом своей работы, осветили некоторые вопросы частных методик преподавания. Большинство учителей английского и немецкого языка нашей школы прошли стажировку в Англии и Германии, что в значительной мере способствовало их профессиональному развитию.
В нашем образовательном учреждении сложилась традиция наставничества, что способствует росту педагогического мастерства как молодого педагога, так и более опытного. Об этом свидетельствуют достижения педагогов школы в различных конкурсах на городском уровне. Так, участник городского конкурса «Учитель года-2008» Майорова В.Н. на протяжении трех лет являлась наставником Стукаловой М.С., занявшей 2 место в конкурсе «Молодой педагог-2009», что подтверждает необходимость и плодотворность такого вида сотрудничества внутри педагогического коллектива. Активная коммуникация в педагогической среде способствовала складыванию особого типа рефлексивной культуры в рамках школы, при котором происходит постепенное включение молодого учителя в образовательный процесс. Ежегодно он представляет перед педагогическим коллективом рефлексивный отчет по реализации плана стажировки. Подобная деятельность способствует ускорению процесса становления учителя, развитию способностей к самоанализу и самокоррекции, выявлению перспективы дальнейшего профессионального роста.
Современная профессиональная деятельность, интеграционные процессы в сфере образования требуют от учителя нового творческого педагогического мышления, которое является важнейшим условием повышения качества образования. Высокий уровень творческого мышления способствует выявлению новых эффективных форм взаимодействия учителя и учащихся на уроке, созданию новых методов обучения, позволяет избежать шаблонности и стандарта в педагогической деятельности, также дает возможность наметить индивидуальные траектории развития учащихся и пути своего профессионального роста. Показателем высокого уровня развития такого мышления может являться участие педагога в творческих конкурсах, стремление к освоению новых технологий. Примером тому может служить опыт учителя истории МАОУ СОШ №91 Бабиной Л.В., которая неоднократно становилась участником и лауреатом конкурсов, таких как «Мастерская мультимейных уроков» в 2010 и 2012 году, конкурс среди педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание в образовательных учреждениях свердловской области в 2012 году, «Элита российского образования» в 2013 году. Администрация образовательного учреждения также была не раз отмечена в этом конкурсе в лице директора Харламовой Л.П. и заместителя директора по воспитательной работе Кретовой Н.Б. Группа педагогов нашей школы приняла участие в работе различных секций в ходе Международного педагогического форума (Санкт-Петербург, 2013г.), где они представили свой опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Огромную роль в развитиии творческого начала педагогической деятельности играет шаш школьный конкурс «Учитель года», который ежегодно проводится с 2009-2010 учебного года. Он не только мотивирует педагога на повышение педагогического мастерства, но и способствеут развитию креативности мышления.
Формирование творческого типа мышления невозможно без развития мировоззрения учителя, без расширения его кругозора, без постоянной работы над собой. Следовательно, самореализация в педагогической деятельности предполагает саморазвитие и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Средством развития мировоззрения, расширения кругозора и повышения общекультурного уровня являются постоянное посещение педагогами и учащимися нашей школы объектов культурного и исторического наследия. Нами был посещен «Демидовский цент» в г. Ревда, заповедник «Холзан», поселок Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, город Верхотурье - «духовную столицу» Урала, Кремль и музеи города Тобольска. Учителя являются и организаторами экскурсионных поездок в Москву, Санкт-Петербург и некоторое города Европы. “Только саморазвивающийся педагог способен воспитать самопоспитывающегося учащегося, только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося общеобразовательной или профессиональной школы”[4, стр. 40].
Опыт нашей работы подтверждает, что процесс саморазвития является непрерывным, он мотивирован потребностью педагога в самореализации. Только при условии саморазвития и самосовершенствования педагога может идти речь о его профессиональной компетентности и высокой квалификации.
В данном контексте приоритетной задачей педагогических вузов становится подготовка не просто специалиста, овладевшего теорией и практикой по своему профилю, а постоянно развивающейся личности, способной содействовать самореализации учащихся.
Список литературы
1. Вековцева Т.А., Резанович И.В. Методы профессионального саморазвития преподавателя ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. - URL: www.science-education.ru/106-7649
2. Бондаренко Е.Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации рахвитых стран.//Акмеология: Научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 17-18
3. Сараева Н. М. Самореализация педагогов в осложненных условиях жизненной среды// Гуманитарный вектор. - 2012. - № 1 (29).-С.70-77
4. Батаршев А.В., Макарьев И.С.. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления. //А. В. Батаршев, И. С. Макарьев // Человек и образование.- 2013. - № 3.-С.38-42 .
5.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
Процесс саморазвития педагога нашей школы осуществляется не только через самообразование, освоение последних научных и методических разработок, обогащение профессиональных знаний, но и посредством внутришкольной неформальной коммуникации в различных ее формах: сотрудничество, взаимодействие, наставничество. По такой модели проходит повышение квалификации во многих развитых странах: США, Англии, Германии. Исследователи отмечают, что у учителей возникает стремление работать с другими учителями, анализировать, критиковать (рефлексировать), передавать умения, знания. В результате формируется культура общения, происходит обогащение профессионального языка. [2, с. 17]. Так в МАОУ СОШ №91 проходили неформальные встречи с преподавателями Чикаго, Ливерпуля, Кейптауна, в ходе которых педагоги поделились опытом своей работы, осветили некоторые вопросы частных методик преподавания. Большинство учителей английского и немецкого языка нашей школы прошли стажировку в Англии и Германии, что в значительной мере способствовало их профессиональному развитию.
В нашем образовательном учреждении сложилась традиция наставничества, что способствует росту педагогического мастерства как молодого педагога, так и более опытного. Об этом свидетельствуют достижения педагогов школы в различных конкурсах на городском уровне. Так, участник городского конкурса «Учитель года-2008» Майорова В.Н. на протяжении трех лет являлась наставником Стукаловой М.С., занявшей 2 место в конкурсе «Молодой педагог-2009», что подтверждает необходимость и плодотворность такого вида сотрудничества внутри педагогического коллектива. Активная коммуникация в педагогической среде способствовала складыванию особого типа рефлексивной культуры в рамках школы, при котором происходит постепенное включение молодого учителя в образовательный процесс. Ежегодно он представляет перед педагогическим коллективом рефлексивный отчет по реализации плана стажировки. Подобная деятельность способствует ускорению процесса становления учителя, развитию способностей к самоанализу и самокоррекции, выявлению перспективы дальнейшего профессионального роста.
Современная профессиональная деятельность, интеграционные процессы в сфере образования требуют от учителя нового творческого педагогического мышления, которое является важнейшим условием повышения качества образования. Высокий уровень творческого мышления способствует выявлению новых эффективных форм взаимодействия учителя и учащихся на уроке, созданию новых методов обучения, позволяет избежать шаблонности и стандарта в педагогической деятельности, также дает возможность наметить индивидуальные траектории развития учащихся и пути своего профессионального роста. Показателем высокого уровня развития такого мышления может являться участие педагога в творческих конкурсах, стремление к освоению новых технологий. Примером тому может служить опыт учителя истории МАОУ СОШ №91 Бабиной Л.В., которая неоднократно становилась участником и лауреатом конкурсов, таких как «Мастерская мультимейных уроков» в 2010 и 2012 году, конкурс среди педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание в образовательных учреждениях свердловской области в 2012 году, «Элита российского образования» в 2013 году. Администрация образовательного учреждения также была не раз отмечена в этом конкурсе в лице директора Харламовой Л.П. и заместителя директора по воспитательной работе Кретовой Н.Б. Группа педагогов нашей школы приняла участие в работе различных секций в ходе Международного педагогического форума (Санкт-Петербург, 2013г.), где они представили свой опыт работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. Огромную роль в развитиии творческого начала педагогической деятельности играет шаш школьный конкурс «Учитель года», который ежегодно проводится с 2009-2010 учебного года. Он не только мотивирует педагога на повышение педагогического мастерства, но и способствеут развитию креативности мышления.
Формирование творческого типа мышления невозможно без развития мировоззрения учителя, без расширения его кругозора, без постоянной работы над собой. Следовательно, самореализация в педагогической деятельности предполагает саморазвитие и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Средством развития мировоззрения, расширения кругозора и повышения общекультурного уровня являются постоянное посещение педагогами и учащимися нашей школы объектов культурного и исторического наследия. Нами был посещен «Демидовский цент» в г. Ревда, заповедник «Холзан», поселок Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, город Верхотурье - «духовную столицу» Урала, Кремль и музеи города Тобольска. Учителя являются и организаторами экскурсионных поездок в Москву, Санкт-Петербург и некоторое города Европы. “Только саморазвивающийся педагог способен воспитать самопоспитывающегося учащегося, только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося общеобразовательной или профессиональной школы”[4, стр. 40].
Опыт нашей работы подтверждает, что процесс саморазвития является непрерывным, он мотивирован потребностью педагога в самореализации. Только при условии саморазвития и самосовершенствования педагога может идти речь о его профессиональной компетентности и высокой квалификации.
В данном контексте приоритетной задачей педагогических вузов становится подготовка не просто специалиста, овладевшего теорией и практикой по своему профилю, а постоянно развивающейся личности, способной содействовать самореализации учащихся.
Список литературы
1. Вековцева Т.А., Резанович И.В. Методы профессионального саморазвития преподавателя ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. - URL: www.science-education.ru/106-7649
2. Бондаренко Е.Н. Пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации рахвитых стран.//Акмеология: Научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 17-18
3. Сараева Н. М. Самореализация педагогов в осложненных условиях жизненной среды// Гуманитарный вектор. - 2012. - № 1 (29).-С.70-77
4. Батаршев А.В., Макарьев И.С.. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления. //А. В. Батаршев, И. С. Макарьев // Человек и образование.- 2013. - № 3.-С.38-42 .
5.Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
Другие статьи
- Анализ миссий образовательных организация среднего пофессионального образования
- Использование куклы на уроках английского языка.
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Использование ИКТ на уроках физики
- Программа "Школа-территория здоровья"
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- От компьютерных технологий к природе
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- Postcrossing – находка как для учителей английского языка, так и для их учеников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо за статью, в которой дана оценка и моей деятельности, как педагога, рассказано о том, что и как влияет на формирование профессионально-личностной компетенции как фактора успешности самореализации учителя. От себя могу добавить слова известного педагога М.П. Щетинина: “Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Она требует постоянного творчества. Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра - новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего”.
Людмила Бабина, дата: 03.06.2014 в 19:14
#2 я старалась)
Екатерина Пупкова, дата: 03.06.2014 в 19:27
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.