С нами 17281 учитель, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Современные нетрадиционные способы работы с семьями воспитанников, как эффективное средство сотрудничества "
Мария Лазарева   29.09.2015   3926   0   Семья
Лазарева Мария Михайловна,
воспитатель первой квалификационной
категории,
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида  № 86 «Былинушка»,
г. Нижневартовск, ХМАО -Югра
 
Современные нетрадиционные способы работы с семьями воспитанников,
как эффективное средство сотрудничества
 
   От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
 
  За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
   Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
  Цель: раскрыть значение современных нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников, как эффективного средства сотрудничества.
   Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.
2. Раскрыть традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательной организации.
3. Уточнить, обобщить знания педагогов о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия дошкольной организации с родителями;
4. Обобщить, расширить  знания воспитателей о формах, методах, направлениях работы с семьями воспитанников;
5. Активизировать педагогов, для использования нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в практической деятельности;
  Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании" и др.
   Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
     Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
   Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
    В переходный период (с ФГТ на ФГОС), проблема взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников остается актуальной. В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.
  В «Концепции  дошкольного воспитания» говориться о том, что  семья и дошкольное образовательное учреждение  в хронологическом ряду связаны  формой преемственности, что обеспечивает  непрерывное воспитание и обучение детей. Однако  дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки  педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
     Представленная классификация форм работы с семьями воспитанников, выделяет три блока или направления работы с семьями воспитанников:
  1. Педагогическое просвещение родителей
  2. Включение родителей в деятельность
  3. Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями 
 
Блоки Задачи Формы
1 группа Педагогическое просвещение родителей
 
Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация
2 группа Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольной организации Соревнования, конкурсы, викторины, совместные досуги, праздники, участие родителей и воспитанников в выставках
 
3 группа Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
 
Активизация участия семей воспитанников в образовательной деятельности Проведение социологических опросов, срезов, устные педагогические журналы, информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, организация мини – библиотек, «Почтовый ящик», практикумы, педагогическая гостиная, вебинары, семейные клубы, оnline конференции, использование богов и сайтов.
 
   Более подробно хотелось бы остановиться на нетрадиционных современных формах работы с семьями воспитанников.
    Проектная деятельность является важным звеном во взаимодействии с семьями воспитанников. Нами разработан и реализуется проект «Клуб молодого отца». В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Цель клуба: формирование патриотических качеств личности через приобщение воспитанников к семейным традициям и ценностям. Тематика встреч формулируется и родителями. В ходе организаций совместных мероприятий используются информационно – коммуникационные технологии (презентации, фотоотчеты, видеоотчеты и другое). Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла. Реализация проекта позволила: активизировать и обогатить педагогические знания и умения родителей, повышению их психолого – педагогической культуры. Проект дал возможность конструктивному сотрудничеству педагогов дошкольной организации с  семьями воспитанников, созданию благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
   Еще одной из форм работы с семьями воспитанников являются родительские собрания, но не традиционные, а организованные в форме online конференции, с использованием программ Skape, Mail Агент и других программ для установления видеосвязи. Такая организация родительских собраний позволяет участвовать всем родителям, которые не имеют возможность посетить родительское собрание в дошкольной организации. Оnline конференции пока проводятся один раз в учебный год, так как для контингента родителей такая форма организации еще новая, «неизведанная», однако мы планируем продолжать внедрять данную форму организации работы с семьями.
  Современные родители имеют огромные возможности использования Интернет – ресурсов находясь дома, на работе, на улице. Поэтому ведение личного блога воспитателя, неотъемлемая часть просветительской работы с родителями воспитанников. Что же такое блог? Блог (blog - англ.) - сетевой журнал одного или нескольких авторов, организованный в обратнохронологическом порядке. Цели и задачи создания блога - создание единой информационно-коммуникативной  среды, презентация и популяризация жизни и достижений воспитанников, создание инструмента публичного интерактивного обсуждения вопросов и проблем обучения и воспитания, повышение качества образования за счет внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
  Создавая  блоги, педагоги не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога:
      Преимущества ведения блога:
- новые навыки в работе с персональным компьютером: публикации фотографий, слайд-шоу, посвящённые   мероприятиям, праздникам; фильмы и клипы, гаджеты, виджеты;
- обмен опытом с коллегами из других регионов, ссылки на полезные ресурсы сети, комментарии к материалам;
- обратную связь с родителями  и  учениками: рекомендации для родителей, полезные советы, объявления.
- размещение материалов и ссылок на веб - ресурсы для распространения опыта;
- онлайн – дискуссии;
- средства мультимедиа, которые пополнят копилку технических средств,  продемонстрируют  наглядность к новой теме, например, ссылки на обучающие интерактивные игры, созданные в среде Web 2.0. (приложения LearningApps, Pazls и т.д.)
  Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
    Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
 
Список литературы:
  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
  2. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  3. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ