Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
Ольга Спирочкина
24.08.2014
16141
1
Игровые технологии
Спирочкина О.В., учитель русского языка,
литературы, обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка»,
МО «Енотаевский район», Астраханской обл.
Готовясь к выступлению, я прочитала большое количество литературы по применению игровых технологий на уроках, посетила много сайтов. И что самое интересное – почти все статьи или научные работы начинаются одними и теми же словами: «В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам» (или что-то похожее).
Но… Исходя из того, что игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности, я бы сказала по-другому: во все времена учитель, который стремился к тому, чтобы его дети хорошо знали предмет, применял элементы игры в процессе обучения. Ведь принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Их задачи будут заключаться в следующем:
Мои задачи как выступающего следующие:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;
3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 группа - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
Игра состоит из следующих основных этапов:
Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра – это интерес и удовольствие.
Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Уроки-игры
Деловые и ролевые игры, сюжетные игры.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке - это преодоление познавательного эгоцентризма и расширение познавательных и коммуникативных способностей учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников и сплочения ученического коллектива, поэтому игровые технологии в нашей работе просто необходимы.
Литература
1. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. -215с.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.
3. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.
5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. - 143 с.
6. Баринова И.И. «Современный урок русского языка». Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2001 г.
7. Баянкина З.В. Развитие творческой деятельности в коллективе подрост¬ков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в разви¬тии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 135-141.
8. Боголюбов В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 36-39.
9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во «Флинта», 1997. 96 с.
10. Букин А.П. Проектирование игр // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб, семинару. Пущине: Биопресс. С. 32-37.
11. Газман О.С., Харитонова И.Е. В школу - с игрой // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
12. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа учеников. В сб.: Организация самостоятельной работы учеников. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1969. - 123 с.
13. Занько С.Ф., Тонников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение // Тео¬рия, практика и перспективы игров. обучения. М., 1992. Ч. 1. 128 с.
14. Игровые метолы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т.А., Кова¬лева Н.Б., Лим Е.С., Миушкина А.В. М., 1989. 62 с.
15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче¬ния. Моск. псих. соц. ин-т, М.: изд-во «Флинта», 1998. 192 с.
16. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика» 1985. №6. С. 57-61.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.-80с.
18. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. - М.: Знание, 1987.
19. Нилова Л.Н. Обучение в процессе игры // Биология в школе», 1989.
20. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. агентство,
21. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 192 с.
22. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издатель¬ский дом «Удмуртский университет», 2001. - 160с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с.
24. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. 144 с.
25. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения. // Советская педагогика. - № 3. - 1965. - С. 3 - 10.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
27. Спичак С.Ф., Тесленко С.В. Игра на уроках географии. //География в школе, №2, 1996.
28. Третьяков П.И, Сенковский Н.Б. «Технология модульного обучения в школе» М., 1997 г.
29. Шамова Т.И. «Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы». М., 1994 г.
30. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры // М.: Новая школа, 1994. - 144 с.
литературы, обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка»,
МО «Енотаевский район», Астраханской обл.
Применение игровых технологий
на уроках русского языка и литературы
на уроках русского языка и литературы
Готовясь к выступлению, я прочитала большое количество литературы по применению игровых технологий на уроках, посетила много сайтов. И что самое интересное – почти все статьи или научные работы начинаются одними и теми же словами: «В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам» (или что-то похожее).
Но… Исходя из того, что игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности, я бы сказала по-другому: во все времена учитель, который стремился к тому, чтобы его дети хорошо знали предмет, применял элементы игры в процессе обучения. Ведь принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Их задачи будут заключаться в следующем:
- сделать процесс обучения занимательным,
- создать у детей бодрое рабочее настроение,
- облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Мои задачи как выступающего следующие:
- раскрыть особенности педагогических игр;
- показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
- определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;
3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 группа - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
Игра состоит из следующих основных этапов:
- ориентировочный (для учителя);
- подготовительный;
- игровой;
- заключительный;
- анализ результатов (рефлексия).
Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра – это интерес и удовольствие.
Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
- Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Уроки-игры
Деловые и ролевые игры, сюжетные игры.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
- обоснование требований к проведению игры;
- составление плана её разработки;
- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку;
- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке - это преодоление познавательного эгоцентризма и расширение познавательных и коммуникативных способностей учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников и сплочения ученического коллектива, поэтому игровые технологии в нашей работе просто необходимы.
Литература
1. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. -215с.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.
3. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.
5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. - 143 с.
6. Баринова И.И. «Современный урок русского языка». Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2001 г.
7. Баянкина З.В. Развитие творческой деятельности в коллективе подрост¬ков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в разви¬тии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 135-141.
8. Боголюбов В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 36-39.
9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во «Флинта», 1997. 96 с.
10. Букин А.П. Проектирование игр // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб, семинару. Пущине: Биопресс. С. 32-37.
11. Газман О.С., Харитонова И.Е. В школу - с игрой // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
12. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа учеников. В сб.: Организация самостоятельной работы учеников. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1969. - 123 с.
13. Занько С.Ф., Тонников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение // Тео¬рия, практика и перспективы игров. обучения. М., 1992. Ч. 1. 128 с.
14. Игровые метолы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т.А., Кова¬лева Н.Б., Лим Е.С., Миушкина А.В. М., 1989. 62 с.
15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче¬ния. Моск. псих. соц. ин-т, М.: изд-во «Флинта», 1998. 192 с.
16. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика» 1985. №6. С. 57-61.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.-80с.
18. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. - М.: Знание, 1987.
19. Нилова Л.Н. Обучение в процессе игры // Биология в школе», 1989.
20. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. агентство,
21. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 192 с.
22. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издатель¬ский дом «Удмуртский университет», 2001. - 160с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с.
24. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. 144 с.
25. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения. // Советская педагогика. - № 3. - 1965. - С. 3 - 10.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
27. Спичак С.Ф., Тесленко С.В. Игра на уроках географии. //География в школе, №2, 1996.
28. Третьяков П.И, Сенковский Н.Б. «Технология модульного обучения в школе» М., 1997 г.
29. Шамова Т.И. «Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы». М., 1994 г.
30. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры // М.: Новая школа, 1994. - 144 с.
Другие статьи
- Стандарт профессиональной деятельности учителя
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Сравнительный анализ реализации модуля «Алгоритмизация и программирование. Алгоритмизация» в УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Деформация тел
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- Ах, лето!
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо! Взяла кое-что себе на заметочку. Попробую на практике.
Ольга Четвернина, дата: 10.11.2014 в 15:29
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.