С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Работа в качестве классного руководителя"

Мордовских Надежда Васильевна
Учитель математики, классный руководитель учащихся 9 класса
МБОУ Сарасинская СОШ 
с. Сараса, Алтайский район, Алтайский край
Работа в качестве классного руководителя

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,  государства.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются:
  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
  • духовности и культуры,
  • инициативности, толерантности,
  • способности к успешной социализации в обществе
  • и активной адаптации на рынке труда.
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
В данной школе у меня было 2 выпуска: в 2005 и в 2012 годах. Эти выпускники принимали активное участие, как в жизни класса, школы, так и села, и района. Они были участниками и призерами школьных и районных предметных олимпиад. По итогам школьного соревнования учащиеся и того и другого выпуска были лидерами. Все были охвачены внеурочной деятельностью.
Сельский образ жизни невозможно представить без трудовой деятельности. Именно труд определяет социальное положение человека на селе, его культуру, благополучие. Учащимися под моим руководством были разработаны и реализованы проекты:
  • В 2007/2008 учебном году был реализован проект "Старинный русский двор". Цель: декоративное оформление участка территории школы.
   
  • В 2008/2009 учебном году реализован проект  "Уютный класс". Цель: создание эстетической среды в классной комнате.
   
  • В 2009/2010 учебном году реализован проект "Пришкольный участок". Цель: опытническая работа. 
   
  • В 2010/2011 учебном году реализован проект "Цветник". Цель: создание эстетической среды на территории школы.

Участие в проектах воспитывает любовь к красоте, к школе, к селу, малой Родине, уважение к труду других людей.

Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Особое значение имеет воспитание у школьников любви к Отчизне, преданности ей, готовности службе в армии.
С каждым днем все меньше и меньше остается живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился после Победы. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне.
Учащиеся 11 класса (выпуск – 2012) разработали и реализовали проект, который назвали «Память, которой не будет конца», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
 «Память, которой не будет конца» - это акции, мероприятия, КТД направленные на воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой Отечественной войны.

Так получилось, что в прошлом году меня назначили классным руководителем учащихся 8 класса.  Сейчас являюсь классным руководителем учащихся 9 класса.
 Отношения с учащимися выстраиваю на принципах сотрудничества и гуманности, что помогает установить тесный контакт с ними, сформировать в классе доброжелательную обстановку, желание прийти на помощь друг другу. Способствую созданию условий для приобретения учащимися позитивного опыта социальной деятельности:
  • Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы
  • Помощь пожилым людям
  • Участие в проектах, направленных на благоустройство  территории, улучшение качества окружающей среды
  • Взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения проблем местного социума
 Воспитательная система строится по семи направлениям:
  • духовно-нравственное,
  • патриотическое,
  • профессионально-трудовое, 
  • художественно-эстетическое,
  • экологическое,
  • культура здоровья,
  • семейное.
Самоутверждение личности – процесс непрерывный и необходимый. Подростка следует обеспечить информацией о том, как самостоятельно жить в современном обществе, научить применять полученные знания в жизни. Поэтому вовлекаю учащихся в конкретную деятельность, поддерживаю их инициативу, помогаю достичь поставленной цели. Стараюсь развить в каждом школьнике его качества, задатки, способности. Учащиеся отличаются активной социальной позицией, серьезным отношением к учебе, по всем видам деятельности в числе первых в школе, так как в классе возглавляет работу орган детского самоуправления.
Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы
Цель: формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом.
Самоуправление в классе работает под девизом: «Не отстанем мы нигде: ни в учебе, ни в труде». Класс (в детском объединении школы «Город  Солнцеград») живет на улице Мастеровой.

Основу самоуправления составляют сменные творческие сектора – «мастерские»:
  • Совет знатоков
  • Мастера развлечений
  • Классная газета
  • Дежурная часть
  • Олимпиец
Работая в ученическом самоуправлении, учащиеся учатся самостоятельно планировать, анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Высшим органом коллектива является классное собрание. Помощники – классный руководитель и родители. 
  
МОДЕЛЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ НА улице МАСТЕРОВОЙ города СОЛНЦЕГРАД школы
«Мастерские» Обязанности Фамилия и имя
СОВЕТ ЗНАТОКОВ Организуют учебную помощь нуждающимся, подготовку коллективных творческих дел познавательной направленности, проверяют дневники. Староста:
Иванова Алина
Проверка дневников:
Иванова Алина
МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ Организуют подготовку и проведение классных часов и вечеров, экскурсий, походов в музей, выпускают вместе с редколлегией «Классной газеты» поздравления с днями рождения, различными праздниками, с достижениями как всего класса, так и каждого ученика. Саликова Наталья
Дьяченко Татьяна
КЛАССНАЯ ГАЗЕТА Выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты. Беленко Юлия
Анисимова Дарья
ОЛИМПИЕЦ Проводит физкультминутки на уроках, подвижные игры во время экскурсий на природу, отвечают за подготовку класса к спортивным соревнованиям, дням здоровья, помогают классному руководителю проводить беседы о здоровом образе жизни. Полев Дмитрий
Кочешев Владимир
Николенко Николай
ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ
 
 
 
 
 
Сохранность и ремонт мебели класса, забота о растениях класса и школы, помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных часов, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке к классным собраниям, организация дежурства в классе и школе Озеленение класса:
Скурепова Софья
Дерябина Инна
Косихина Светлана
За столовую:
Анисимова Дарья
Дежурство в классе и в школе:
Стародубцева Ирина
Штергель Кристина
Сохранность и ремонт мебели:
Бунин Александр
Шабанов Роман
Аржанников Дмитрий

Такая модель ученического самоуправления позволяет защищать права ребенка, развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины.
Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами не только в классе, но и в школе.
За последние 2 года (2012-2013 и 2013-2014)  они – лучшие во всех конкурсах, соревнованиях, в организации и проведении массовых общешкольных праздников, что подтверждается многочисленными грамотами.  Являются победителями в соревновании школьного объединения  ДО «Город Солнцеград» среди 8-11 классов. За это ребята отмечены грамотами и экскурсионными поездками по различным местам Алтайского края.
 Учащиеся активны не только в жизнедеятельности школы, но и района.
Отмечается рост их участия в различных школьных и районных выставках, концертах художественной самодеятельности. Таким образом, показатели занятости учащихся класса во внеурочное время высокие, что свидетельствует об их активной жизненной позиции.
Ребята - активные сторонники здорового образа жизни. За высокие спортивные достижения на уровне школы, района, края учащиеся имеют почетные грамоты, дипломы.
Благоприятный психологический климат в классе
 
Способствую созданию условий для развития благоприятного психологического климата в классе. Для этого использую  разнообразные формы и методы индивидуальной и коллективной работы.
Учащиеся любят  организованные походы в окрестности с. Сараса,  Алтайского района,  поездки в г. Бийск, Белокуриху, Горно-Алтайск, в Чемал, экскурсии на конезавод, в музей (с. Алтайское), праздники, вечера.
 Помощь пожилым людям
В школе по традиции ежегодно проводятся акции патриотического содержания. Мои воспитанники в них принимают активное участие. Проводятся следующие акции:
  • «Подарок ветерану»:
    • Вручение подарков
    • Поздравление
    • Посещение и беседы
  • «День пожилого человека»:
    • Оказание посильной помощи:
    • ремонт ограды,
    • уборка территории,
    • побелка дома
  • «Поздравляем с праздником»:
    • подготовка
    • и участие в концертной программе.
   
Участие в таких акциях способствует воспитанию гражданских качеств личности, таких, как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к военной истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, внимание к жизни старшего поколения.
 Участие учащихся в решении проблем местного социума
Ребята с интересом участвуют в решении проблем местного социума: участвуют в субботниках, убирают территорию школы и села, оказывают помощь ветеранам войны и труда, ухаживают за памятниками, принимают активное участие в сельских олимпиадах, спортивных соревнованиях, в концертах. Моих учащихся приглашают в ДК «Орбита» и детский сад «Малютка» для участия в театрализованных представлениях «Проводы зимы», «Новый год», 8 Марта, 23 февраля. 

Частым гостем школы является глава сельсовета Попов М.В. Встречи на тему «Каким я хочу видеть село» способствуют решению таких важных проблем, как экологическое состояние родного села, благоустройство внешнего облика села, оказание помощи ветеранам труда, ВОВ, пожилым людям. Учащиеся моего класса являются активными участниками всех обсуждений, что свидетельствует о  любви ребят к своей малой родине.
Участие в различных мероприятиях помогают ребятам раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников. Учащиеся овладевают умениями осуществлять исследовательскую деятельность (проводили соцопрос по теме «Что знает современная молодежь об истории Великой Отечественной войны»), контактировать с разными категориями населения: сверстниками, работниками магазинов, учителями, администрацией села.




 
 
 
 

 


 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Отличная статья! Планомерная реализация проектов дала свои результаты. Спасибо за представленный опыт!
Ольга Мажарцева, дата: 24.07.2014 в 1:36  
#2 Очень понравился проект "Старинный русский двор"(фото).
Ирина Кунц, дата: 24.07.2014 в 10:00  
#3 Выбранные принципы работы с классом "сотрудничества и гуманности" и личный пример формируют у ребят активную жизненную позицию, что очень важно для современной молодежи!
Ирина Кунц, дата: 24.07.2014 в 10:04  
#4 Коллеги, вы правы. С современной молодежью иначе нельзя!
Надежда Мордовских, дата: 24.07.2014 в 21:05  
#5 Надежда Васильевна. Хорошая статья обобщение вашего опыта работы в качестве классного руководителя. Можно ещё добавить раздел экологии, ведь работу в этом направлении вы проводите, пишите проекты. Удачи вам в реализации ваших планов.
нина гунькина, дата: 06.07.2015 в 7:59  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ