С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Советы родителям будущих первоклассников"
Александра Андреева   23.11.2015   5484   0   Семья
Андреева Александра Васильевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «Лицей №18 », г. Орел,
Орловская область               
                          
Советы родителям будущих первоклассников

      Сейчас  требования к первоклассникам достаточно высоки, и идя в школу, ребенок много чего должен уметь делать. Если ребенок приходит в первый класс совершенно не подготовленный, то у него период адаптации к школе будет проходить  немного больше, чем у подготовленных детей. Он будет  быстрее уставать, и работоспособность будет ниже. Иногда, переживания ребенка могут сказаться и на его здоровье. Ведь  он обязательно заметит, что значительно отстает от своих одноклассников. Лучше оградить своего ребенка от ненужных расстройств, и уделить ему время, постараться  максимально  подготовить его к школе. Никому не хочется, чтобы его ребенок отставал от остальных детей.

На сегодняшний день сложился перечень того, что должен  уметь и знать будущий первоклассник.
Ребенок должен знать о себе и своей семье:

-Назвать свое имя, фамилию, отчество.
-Сколько ему лет. Когда у него день рождения.
-Есть у него брат или сестра. Сколько им лет.
- Назвать свой домашний адрес.
-Как зовут родителей. Кем они работают.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

-Основные цвета;
-Дни недели, месяцы, времена года;
-Основные профессии;
-Домашних и основные виды диких животных;
-Детенышей животных;
-Знать зимующих и перелетных птиц;
-Виды транспорта;
-Уметь ориентироваться на бумаге;
-Знать, что такое овощи и фрукты. Уметь отличать их;
-Понятия «лево», « право», уметь показать правый глаз, правую руку и т. д.

Что должен знать по математике:

-Прямой и обратный счет в пределах 10;
-Знать понятия  «больше», «меньше», «поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий»;
 -Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
-Ориентироваться  на бумаге в клеточку, уметь писать графические диктанты (одна клеточка вправо, две клеточки вверх и т. д.);
-Уметь соотносить цифру и число предметов.

Что ребенок должен знать по чтению:

-Буквы, уметь соотносить звук  с буквой;
-Вычленять звуки из слова;
-Подбирать слова на заданный звук или букву;
-Читать по слогам слова и простые предложения;
-Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

Навыки письма:

-Ребенок должен уметь обводить картинки по контуру и выполнять штриховку;
-Обводить печатные буквы по контуру;
-Правильно держать ручку в руке;
-Копировать геометрические фигуры по клеточкам.

Память, мышление, внимание и речь:

-Уметь пересказывать небольшое  услышанное произведение;
-Составлять рассказ по картинке, уметь описать картинку по памяти;
-Знать стихотворения, сочинять сказки;
-Отвечать на поставленные вопросы, делать какое-либо задание по образцу;
-Запоминать до 10 увиденных картинок;
-Заканчивать предложение;
-Находить лишнюю картинку или слово;
-Уметь отгадывать загадки;
-Группировать предметы по признаку;
-Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов;
-Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай
                               Готов ли Ваш ребенок  стать первоклассником?
      Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в 1 класс.
Первый и самый простой – это Ваши собственные наблюдения.
      Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания: рисует, лепит, собирает конструктор и т. п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые Вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается с взрослыми. На вопрос: «Хочешь пойти в школу?» - ребенок отвечает: «Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать и читать».
                         Второй способ определить готовность ребенка к школе.
      Беседа с педагогом и психологом, работающими в детском саду, поможет Вам узнать об особенностях Вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами. Важно получить следующую информацию:
      Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
      Как ребенок взаимодействует с педагогом?  Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При  выполнении задания общается с взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и  интерес к познанию чего-то нового?
        Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли ребенок идти в школу и что его там        привлекает:
      Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
      Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
      Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие  ответы пятерки и четвертки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
      Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
      Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты  бы хотел учиться?
      Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
      Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
      Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
      Если бы твой друг (подруга) спросил, что тебе больше нравится в школе, чтобы ты ему ответил?Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

1.Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы  учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4.Составьте   вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

5.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысит интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У  первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
                          Упражнение на развитие  произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников.
Когда эта работа завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить. Пусть делает так, как понял. Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
                        
Упражнение на развитие наблюдательности
Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок может называть предметы: часы, ваза, выключатель, столик и т. д.
Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
                           Игра на развитие памяти
В эту  игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет  свое слово.
                     
Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»
Предложите ребенку игру. Найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как  его можно использовать. Им можно писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т. д.
                               Тест «Нелепицы» для оценки образно-логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены  разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку  и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша  объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит  более 8 нелепиц.  
Тест для родителей.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7.Умеет ли он изменять существительные по числам?
8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.






Литература
Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе.  2004г.
Гаврина С. Е. Сборник  тестов для детей 6 -7 лет  2001г.
Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. 2005г.
Узорова  О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. 2002г.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ