С нами 17342 учителя, 7338 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Социальное партнёрство школьного научного общества с общественными организациями и государственными органами"
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории и обществознания
и руководитель ШНО «ЛОГОС» МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель РФ.
Социальное партнёрство школьного научного общества  с общественными организациями и государственными органами
      В Федеральных государственных стандартах второго поколения сказано, что в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Особое внимание сегодня уделяется воспитательной составляющей образовательного процесса. В этом педагогу помогает привлечение учеников к практической деятельности. Ребята вместе с педагогом учатся практической деятельности на основе социального партнёрства субъектов в социуме, границы которого выходят за пределы школы.
     С 2002 года наша школа оказывала помощь депутату ЗС Владимирской области, а ныне – главе города Владимира - С.В.Сахарову в восстановлении истории Владимирского края. Нам с ученицей 11 класса Юлией Щетилиной к 2004 году удалось выяснить неизвестные страницы в судьбе депутата Первой Государственной думы, нашего земляка: Фёдора Фёдоровича Кокошкина. Благодаря нашей исследовательской работе и при содействии депутата ЗС Владимирской области Сергея Владимировича Сахарова в 2004 году имя Ф.Ф.Кокошкина появилось на обновленной мемориальной доске на здании бывшей мужской гимназии. На церемонии открытия мемориальной доски присутствовали наши ученики, в том числе, - Ю.Щетилина, которая вместе со мной занималась изучением формирования личности Ф.Ф.Кокошкина в его владимирский период жизни (1874 – 1889). Но главное – были раскрыты неизвестные гражданам области и страны факты его биографии.
     На протяжении нескольких лет мы с ученицей нашей школы Гавриченко Вероникой в сотрудничестве с Президентом Национального Фонда «Русское либеральное наследие», д.ф.н., профессором Алексеем Алексеевичем Кара-Мурзой занимались изучением биографии и деятельности другого нашего земляка и депутата I Думы Михаила Герасимовича Комиссарова. Благодаря этим исследованиям, в   2006 году в селе Дубасово Гусь-Хрустального района Владимирской области была открыта мемориальная доска памяти М.Г.Комиссарова. Как уже указывалось, до недавнего времени даже дата смерти М.Г.Комиссарова была неизвестной.      Мы не только раскрыли неизвестные факты его биографии, но и доказали огромную роль Комиссарова в развитии образования и культуры на территории России. Материал о Комиссарове теперь широко известен за пределами области благодаря публикациям в соавторстве с профессором А.А.Кара-Мурзой и моей ученицей Вероникой Гавриченко.    Исследовательская работа привела к необходимости создания школьного научного общества краеведческой направленности «ЛОГОС» (2006 год).
   Мы с ребятами сотрудничаем с Владимирской региональной организацией общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, помогая вести краеведческие исследования о воинах, погибших в Афганистане. 1 сентября 2007 года в здании школы была установлена мемориальная доска памяти выпускника школы № 7 1971 года Фёдорова Владимира Александровича, геройски погибшего в Афганистане в 1984 году. Большую помощь оказали учителя Веденеев И.Г. и Шилова О.Г.. Инициаторами открытия мемориальной доски была Владимирская региональная организация общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане во главе с её председателем Грязновым С.Г. и директор школы Жукова С.И., у которой брат тоже погиб в Афганистане. Определённую помощь оказали и члены ШНО «ЛОГОС» Барсукова Олеся и Новикова Елена, написавшие работу  о судьбе героя,
В сотрудничестве с ребятами был написан ряд статей об истории  7-ой школы 1-ой ступени, которая открылась в 1918 году в здании церковно-приходской школы Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря. Первая публикация о школе появилась в 2009 году[4]. Исследовательскую работу по истории школы я вела с моими ученицами Лидией Кривенюк (Президентский грант 2009 года), Полиной Яковлевой и Олесей Барсуковой (Президентский грант 2012 года). Результаты этих исследований были не раз озвучены на массовых городских и областных мероприятиях, а на  XVII Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ школьников «Отечество» в 2009 году был представлен материал о церковно-приходской школе. Вместе с членами ШНО «ЛОГОС» под руководством директора школы Веденеевой Татьяны Анатольевны в 2011 году я обратилась в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области по поводу согласования вопроса об установлении мемориальной доски на здании бывшей школы № 7 (ранее – ЦПШ). Это согласование было получено, так же, как и согласования департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области. Было получено также согласование управления архитектуры и строительства администрации города Владимира, и согласование Генерального директора ООО «Владспецреставрация», на чьём балансе находится здание, Заслуженного деятеля культуры РФ - А.И.Скворцова. Наконец, Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил установление памятной доски на здании 7-ой школы 1-ой ступени (бывшей церковно-приходской школы Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря).
       4 октября 2011 года на старом здании школы № 7 в Княгинином монастыре была торжественно открыта мемориальная доска по проекту Председателя Союза художников Владимирской области И.А. Черноглазова. Это событие широко освещалось в СМИ. Освятил памятную доску отец Владимир Торгов. Главное для нас – то, что на церемонии открытия присутствовали наши ребята, ученики, 7-х, 10-х и 11-х классов. Ведь, в конечном итоге, всё, что мы делаем, мы делаем именно для них. Выступая на церемонии открытия доски, Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника С.Е.Мельникова сказала, что здание 7-ой школы музей обязательно включит в программу своих экскурсий.
       Школьное научное общество «ЛОГОС» сотрудничает с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Владимирским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское общество «Мемориал». Так, 29 октября 2009 года в Палатах музея-заповедника прошёл вечер, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий. Был разработан сценарий выступления нашей школы, полностью основанный на краеведческих исследованиях: учащихся и моих собственных. Наше выступление было посвящено памяти репрессированных в первые годы Советской власти наших земляков Ф.Ф.Кокошкина и М.Г.Комиссарова. Это был настоящий публицистический спектакль, который назывался «Мы не хотим, чтобы их забыли!».
     А перед выступлением были репетиции… Ребят 8-ых – 9-х классов взволновал тот материал, который мы представляли. Никого не надо было упрашивать остаться после уроков, наоборот: претендентов на участие в инсценировке пришлось выбирать из многих желающих. И получилось очень душевно, проникновенно. Перед выступлением было огромное волнение, потому что высок был уровень мероприятия, ребята переживали.
    На вечере памяти присутствовали люди, пострадавшие от политических репрессий в СССР. Они сразу почувствовали бы «показушность мероприятия». Весь текст, всё действие прошли через души ребят, нашли сначала эмоциональный отклик в их сердцах. В результате, - «задело» всех: и ребят, и присутствовавших в зале репрессированных! Даже «старые», пожелтевшие от времени газеты присутствовавшие на вечере зрители приняли за подлинные: так правдиво ребята «читали» отрывки из них. Один человек даже спросил, как нам разрешили взять газеты из архива?
Я горжусь тем, что в ходе подготовки к спектаклю ребята росли, буквально, на моих глазах. Когда я спросила игравшего роль большевика ученика 9 «Б» класса Дениса Неряхина, почему он не сбегает с репетиций, он сказал: «Потому, что мне интересно». У него никак не получалось читать отрывок из поэмы А.Блока «Двенадцать». Я его просто измучила индивидуальными репетициями, но когда он, наконец-то понял, как надо читать, он потом просто упивался тем, что у него получилось. Тогда я поняла, что это и есть высшая награда для педагога.
    В 2010 году мы с членами ШНО «ЛОГОС» приняли участие во «взрослом» Всероссийском (с международным участием) форуме руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений «Научно-исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология». Ребята защитили творческий проект «Наш путь к успеху» о деятельности школьного научного общества «ЛОГОС». Они заняли II место из 53-х школьных научных обществ, которые участвовали во Всероссийском конкурсе научных обществ в рамках форума.
       В апреле  2012 года ШНО «ЛОГОС» приняло участие в Международной  научно-практической конференции «Российский конституционализм и парламентаризм: от графа М.М.Сперанского до князя П.Д.Долгорукова». Конференция была организована по инициативе Национального Фонда «Русское либеральное наследие» во главе с его Президентом А.А.Кара-Мурзой, Фонда Ф.Науманна (Германия), Владимирского городского совета народных депутатов и администрации города Владимира.       В рамках работы конференции, её участники во главе с Президентом фонда «Русское либеральное наследие», д.ф.н., профессором А.А.Кара-Мурзой побывали в средней общеобразовательной школе № 7, где учащиеся, члены ШНО рассказали о развитии школы и о достижениях в научно-исследовательской работе. В своей статье на сайте «Русское либеральное наследие» А.А.Кара-Мурза назвал наш «ЛОГОС» «радостью, гордостью и надеждой российского образования». Участники Международной конференции, в том числе, - и ШНО «ЛОГОС»,  также провели церемонию закладки камня к мемориалу памяти князя П.Д.Долгорукова и других жертв политических репрессий, умерших во владимирской тюрьме и похороненных на Князь-Владимирском кладбище. Закладной камень был освящён отцом Сергием Фестинатовым, после чего прошла гражданская панихида. Конференция и закладка камня мемориала памяти репрессированных на Князь-Владимирском кладбище нашли своё отражение в СМИ: от муниципальных до федеральных.
   В 2012 году нам пришло  письмо из г. Вязники от председателя Ассоциации жертв политических репрессий г. Вязники Васищева Юрия Александровича. Он писал, что прочитал работу моей ученицы Л.Кривенюк и церковно-приходской школе рукоделия, и работа ему очень понравилась. И далее: «В ней меня заинтересовали сведения о послушнице Александре Ильиничне Шипулиной и в другом документе, сберегательной книжке монастыря, - о монахине Серафиме. Как я понимаю, это одна и та же личность». Далее он написал, что эта женщина в 1916 году была направлена в Серапионову пустынь, а позднее (до 1923 года) стала игуменьей Вязниковского Благовещенского монастыря Серафимой. Она была репрессирована Советской властью. Ю.А.Васищев просил меня предоставить ему сведения о ней: о начале монастырской службы в Княгинином монастыре. Такую информацию я предоставила. Совсем недавно пришло письмо с благодарностью: сведения о монахине Серафиме оказались очень ценными, поскольку раскрывали начало её жизненного пути и позволяли установить её личность. Благодаря и нашим материалам, недавно было отправлено прошение в Патриархию о канонизации игуменьи Серафимы. В апреле 2013 года материал об игуменье Серафиме (А.И.Шипулиной) был опубликован на сайте РПЦ в разделе «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.». 
        На схеме социального партнёрства ШНО «ЛОГОС» с субъектами социума (см. начало страницы): общественными организациями и государственными органами, видно, какой широкий спектр общественных организаций сотрудничает с нами. Участие ребят в исследовательской деятельности по историческому краеведению способствует формированию у них локально-региональной идентичности. Результаты научной деятельности педагога в сотрудничестве  с одарёнными детьми являются востребованными обществом и государством. Это также доказывает социальную успешность обучающихся, вовлечённых в исследовательскую деятельность по историческому краеведению Владимирской области.
 
Примечания.
1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.. «Просвещение». 2009. С.20.
2. О.Гудкова. Ф.Ф.Кокошкин и Владимирский край. // Из истории либерализма на Владимирской земле. Общая редакция – Алексей Кара-Мурза, доктор философских наук. ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ. Москва-Владимир. 2007.
3.  О.Гудкова, В Гавриченко. «Тайны судьбы» владимирского депутата М.Г.Комиссарова. // Из истории либерализма на Владимирской земле. Общая редакция – Алексей Кара-Мурза, доктор философских наук. ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента РФ. Москва-Владимир. 2007; . Алексей Кара-Мурза (Москва), Ольга Гудкова (Владимир). Комиссаров Михаил Герасимович. // Перводумцы. Сборник памяти депутатов первой государственной думы. Общая редакция – А.А.Кара-Мурза. Москва. Премьер-пресс. 2006.
4.  Гудкова О.Я.. Школа в монастыре. (Страницы истории средней школы № 7 города Владимира). // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (28 апреля2008 г.). Владимир.. 2009
5.  Памяти жертв репрессий посвящается… // http://www.museum.ru/N38207 См. также: Гудкова О.Я. Конспект внеклассного мероприятия по истории в 8-9 классах «Мы не хотим, чтобы их забыли!» (о судьбах земляков, репрессированных в первые годы Советской власти) (занятие – публицистический спектакль) // Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР». Итоги VIII межрегионального конкурса учителей истории, обществознания и литературы, проведённого в 2009-2010 учебном году. М.. Издательство «Права человека». 2010. с. 360-373.
6. Гудкова О.Я.. Сотрудничество педагога-исследователя и членов школьного научного общества как залог успешности исследовательской деятельности учащихся. // Сборник: «Исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология». Материалы Всероссийского форума руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений (6-7 декабря 2010 года). Владимир. 2010.
7.  http://www.rusliberal.ru/28_04_12.php
8.  «Школьное историко-краеведческое общество «Логос» - радость, гордость и надежда русского просвещения…» // http://www.rusliberal.ru/06.05.12.php
9. http://www.rusliberal.ru/28_04_12.php
10. http://www.pstbi.ru/   ;    а также: http://213.171.53.29/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XcSUvu8cseKfvru1suGefe8U66ufv8CU67yefe8fdO8hc0kUsyScseKfv00csS8is8Wc
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ