С нами 17168 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья ""Пять шагов к педагогическому успеху""
Ирина Кунц   23.07.2014   5631   0   Эссе
Кунц Ирина Васильевна
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Крутологовская средняя общеобразовательная школа
Коченевского района Новосибирской области


 
ПЯТЬ ШАГОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ УСПЕХУ

   Можно ли дать четкое, краткое определение слову «Успех»? Используя толковые словари, наверное, можно. Но описать слагаемые педагогического успеха одним определением не получится. Слагаемые педагогического успеха у каждого учителя разные, они зависят от многих факторов: от того – какие мотивы подвигли его на  выбор  профессии, от того – какими принципами руководствуется он в своей работе, какие методы, приемы и технологии  использует, а самое главное – от того,  как выстраивает свои отношения с детьми, любит ли их, ценит и уважает ли их, как неповторимую личность.

     Что же такое «Успех»? Это – диплом, как свидетельство о высшем образовании?  Дипломы, благодарности, вручаемые за «профессиональный подход», «высокий уровень», «достижения и талант педагога»? Министерская грамота? …Все это есть.

     Но разве учительский успех в этом?

     Он, прежде всего, виден в глазах учеников, когда вспыхивает в них желание узнать, благодаря твоей помощи, данным тобой ориентирам что-то новое, заполняющее не только ум, но сердце и душу.

      Как же сделать интересным и компактным рассказ о своем успехе учителя? Рассказать о нем можно, только вспоминая прошлое, размышляя о настоящем, грезя о будущем.

     Не каждый день и не каждый час обращаюсь я к предыстории своих успехов. Но настает иногда момент, когда весь путь «по школьным коридорам» отзывается в сердце, в памяти. И прошлое – любопытные и беспокойные, озорные и застенчивые, улыбчивые и отчаянные, любимые и, прошедшие как бы мимо, ученики,  неудачи и взлеты, озарения и будничные хлопоты – возникает за плечами, радует и тревожит, не дает успокаиваться на достигнутом.

    Мой первый шаг к педагогическому успеху, думаю, был в восхищении моей любимой первой учительницей – Чертоляс Верой Ивановной. Будучи опытным педагогом, она научила нас всему тому, что умела сама, а главное - понимать и уважать друг друга. Именно она привила мне любовь к профессии учителя.   Вспоминая свои детские годы отчетливо представляю, как я, семилетняя девочка, прихожу из школы домой, рассаживаю в своей комнате любимые игрушки и начинаю урок… Уже в то время я мечтала стать учителем. А определиться  со специальностью в дальнейшем мне помог мой учитель химии и биологии – Гинтер Татьяна Алексеевна, это случилось в 8 классе, когда мы начали изучать «волшебный» предмет. Меня покорил не столько предмет, сколько личность учителя… Когда она входила в класс, ее энергия, всеобъемлющая эрудиция заряжали и покоряли всех. Точная, интеллигентная, без единой ошибки речь, глубокие знания, внимание к каждому – сделали ее моим образцом для подражания. Я восторгалась Татьяной Алексеевной, восхищалась ее трудолюбием, принципиальностью, открытостью. Мне хотелось быть учителем, похожим на нее, так же относится к детям, подражать, повторять сделанное ею.  И до сегодняшнего дня я не теряю с ней связь. 

     Мой второй шаг к педагогическому успеху  – это выбор педагогических принципов,   которыми руководствуюсь в своей работе. Я придерживаюсь следующих принципов:

    Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

    Если будет интересно мне, значит, я смогу сделать так, чтобы было интересно ученикам. Готовясь к очередному уроку, я стараюсь найти какую-то изюминку, неожиданность, чтобы увлечь школьников, разбудить интерес, заставить их удивляться.

    Главное не только то, что видят и слышат дети, а что они сами ищут истину.  Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

   Мой третий шаг к педагогическому успеху – постоянное самообразование. Вспоминаю мудрые слова моей коллеги  Розановой Надежды Григорьевны – «Самообразование превыше всякого образования!». Многочисленные курсы повышения квалификации по предмету, профессиональная переподготовка по психологии, обучение современным информационно-коммуникативным технологиям, общение в педагогических сообществах в Интернет, обучение на дистанционных курсах, создание группы психологической взаимопомощи для педагогов и родителей в школьной образовательной сети «Дневник.ру» - далеко не весь перечень моих образовательных ресурсов, которые помогают мне в работе, помогают идти «в ногу» с инновационными изменениями в образовании.

    Мой четвертый шаг к педагогическому успеху – это стиль  общения. Важно убедить ученика в том, что он «кладезь» возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы. И мне очень хочется, чтобы каждый получал удовольствие и радость от результатов своего труда.    Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная работа. Всем известно, что дети свободнее, раскрепощённее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.

    Мой пятый шаг к педагогическому успеху – это стиль  преподавания. Годы работы убедили меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием школьного предмета, его методологии и набором задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи материала, от способа организации труда школьников на уроке.

     Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком.

   «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Я считаю, что талант учителя, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание действовать.

    Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить…..   И этот труд должен быть радостным!  Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного (вчера не понимал – сегодня понял, вчера не умел – сегодня научился) – вот в чем радость!  Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но обязательно показывать,  в чем он не прав.

    С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Так, например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Умение пользоваться различными компьютерными программами, ресурсами Интернет, позволяет эффективно использовать их возможности на уроке и во внеурочной деятельности.

   Мой  успех - в успехах моих учеников. Это и участие в конкурсах, школьной и районной научно-практических конференциях, участие в региональных соревнованиях по предмету, и , конечно, для меня немало важно, если  ученик выбирает профессию, так или иначе связанную  с преподаваемыми мною предметами.

    Успех не возможен без постоянного общения, обмена опытом со своими коллегами. Вот фамилии и имена только некоторых из них, ищущих, щедрых душой  людей, без кого не могло  быть моего успеха: Михренин Александр Михайлович, Розанова Надежда Григорьевна,  Белавцева Татьяна Викторовна, Купорева Тамара Петровна, Голубева Наталья Яковлевна.  Я очень им благодарна за эмоциональную поддержку, которая в свое время заставила поверить в свои силы,  бесценный опыт преподавания и общения с детьми.

   Закончить свою историю хочется такими словами -  Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделал свой выбор, считаю его правильным и сейчас. 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ