Статья ""Пять шагов к педагогическому успеху""
учитель биологии и химии
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
Крутологовская средняя общеобразовательная школа
Коченевского района Новосибирской области
Можно ли дать четкое, краткое определение слову «Успех»? Используя толковые словари, наверное, можно. Но описать слагаемые педагогического успеха одним определением не получится. Слагаемые педагогического успеха у каждого учителя разные, они зависят от многих факторов: от того – какие мотивы подвигли его на выбор профессии, от того – какими принципами руководствуется он в своей работе, какие методы, приемы и технологии использует, а самое главное – от того, как выстраивает свои отношения с детьми, любит ли их, ценит и уважает ли их, как неповторимую личность.
Что же такое «Успех»? Это – диплом, как свидетельство о высшем образовании? Дипломы, благодарности, вручаемые за «профессиональный подход», «высокий уровень», «достижения и талант педагога»? Министерская грамота? …Все это есть.
Но разве учительский успех в этом?
Он, прежде всего, виден в глазах учеников, когда вспыхивает в них желание узнать, благодаря твоей помощи, данным тобой ориентирам что-то новое, заполняющее не только ум, но сердце и душу.
Как же сделать интересным и компактным рассказ о своем успехе учителя? Рассказать о нем можно, только вспоминая прошлое, размышляя о настоящем, грезя о будущем.
Не каждый день и не каждый час обращаюсь я к предыстории своих успехов. Но настает иногда момент, когда весь путь «по школьным коридорам» отзывается в сердце, в памяти. И прошлое – любопытные и беспокойные, озорные и застенчивые, улыбчивые и отчаянные, любимые и, прошедшие как бы мимо, ученики, неудачи и взлеты, озарения и будничные хлопоты – возникает за плечами, радует и тревожит, не дает успокаиваться на достигнутом.
Мой первый шаг к педагогическому успеху, думаю, был в восхищении моей любимой первой учительницей – Чертоляс Верой Ивановной. Будучи опытным педагогом, она научила нас всему тому, что умела сама, а главное - понимать и уважать друг друга. Именно она привила мне любовь к профессии учителя. Вспоминая свои детские годы отчетливо представляю, как я, семилетняя девочка, прихожу из школы домой, рассаживаю в своей комнате любимые игрушки и начинаю урок… Уже в то время я мечтала стать учителем. А определиться со специальностью в дальнейшем мне помог мой учитель химии и биологии – Гинтер Татьяна Алексеевна, это случилось в 8 классе, когда мы начали изучать «волшебный» предмет. Меня покорил не столько предмет, сколько личность учителя… Когда она входила в класс, ее энергия, всеобъемлющая эрудиция заряжали и покоряли всех. Точная, интеллигентная, без единой ошибки речь, глубокие знания, внимание к каждому – сделали ее моим образцом для подражания. Я восторгалась Татьяной Алексеевной, восхищалась ее трудолюбием, принципиальностью, открытостью. Мне хотелось быть учителем, похожим на нее, так же относится к детям, подражать, повторять сделанное ею. И до сегодняшнего дня я не теряю с ней связь.
Мой второй шаг к педагогическому успеху – это выбор педагогических принципов, которыми руководствуюсь в своей работе. Я придерживаюсь следующих принципов:
Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Если будет интересно мне, значит, я смогу сделать так, чтобы было интересно ученикам. Готовясь к очередному уроку, я стараюсь найти какую-то изюминку, неожиданность, чтобы увлечь школьников, разбудить интерес, заставить их удивляться.
Главное не только то, что видят и слышат дети, а что они сами ищут истину. Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.
Мой третий шаг к педагогическому успеху – постоянное самообразование. Вспоминаю мудрые слова моей коллеги Розановой Надежды Григорьевны – «Самообразование превыше всякого образования!». Многочисленные курсы повышения квалификации по предмету, профессиональная переподготовка по психологии, обучение современным информационно-коммуникативным технологиям, общение в педагогических сообществах в Интернет, обучение на дистанционных курсах, создание группы психологической взаимопомощи для педагогов и родителей в школьной образовательной сети «Дневник.ру» - далеко не весь перечень моих образовательных ресурсов, которые помогают мне в работе, помогают идти «в ногу» с инновационными изменениями в образовании.
Мой четвертый шаг к педагогическому успеху – это стиль общения. Важно убедить ученика в том, что он «кладезь» возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы. И мне очень хочется, чтобы каждый получал удовольствие и радость от результатов своего труда. Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная работа. Всем известно, что дети свободнее, раскрепощённее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей.
Мой пятый шаг к педагогическому успеху – это стиль преподавания. Годы работы убедили меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием школьного предмета, его методологии и набором задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи материала, от способа организации труда школьников на уроке.
Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Я считаю, что талант учителя, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его на столько, что ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание действовать.
Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного (вчера не понимал – сегодня понял, вчера не умел – сегодня научился) – вот в чем радость! Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но обязательно показывать, в чем он не прав.
С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Так, например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Умение пользоваться различными компьютерными программами, ресурсами Интернет, позволяет эффективно использовать их возможности на уроке и во внеурочной деятельности.
Мой успех - в успехах моих учеников. Это и участие в конкурсах, школьной и районной научно-практических конференциях, участие в региональных соревнованиях по предмету, и , конечно, для меня немало важно, если ученик выбирает профессию, так или иначе связанную с преподаваемыми мною предметами.
Успех не возможен без постоянного общения, обмена опытом со своими коллегами. Вот фамилии и имена только некоторых из них, ищущих, щедрых душой людей, без кого не могло быть моего успеха: Михренин Александр Михайлович, Розанова Надежда Григорьевна, Белавцева Татьяна Викторовна, Купорева Тамара Петровна, Голубева Наталья Яковлевна. Я очень им благодарна за эмоциональную поддержку, которая в свое время заставила поверить в свои силы, бесценный опыт преподавания и общения с детьми.
Закончить свою историю хочется такими словами - Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделал свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
- Системно-деятельностный подход
- «Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»
- Электронное портфолио учителя
- "Моя педагогическая философия"
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Туда сюда по квадратам
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Равные условия обучения - для каждого