Статья "Исследовательская культура учителя. Из опыта преподавания предмета "Искусство""
-
Мазурова Татьяна Михайловна,
высшая квалификационная категория,
учитель музыки, ИЗО,
БОУ города Омска "Гимназия № 150",
Омская область
Исследовательская культура учителя. Из опыта преподавания предмета "Искусство"
Одним из факторов духовно-личностного, гражданского развития учащихся, становления их творческих способностей, является насыщение общеобразовательной школы духом исследовательской культуры.
Проблема, над которой я работаю с 1997 года, «Включение в программу по предмету «Искусство» регионального культурологического материала», позволяет решать воспитательные, образовательные, развивающие задачи на основе изучения культуры региона, города. Искусство, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления наших предков и современников, позволяет обозначить проблему преемственности мировой и региональной культур, традиций, новаторства в художественной жизни города.
- Мои ученики живут, учатся, надеюсь, будут трудиться, после приобретения профессии, в городе Омске. Знакомство с творчеством мастеров искусства родного города поможет не только познавать мир в активном диалоге, но и заинтересованно решать проблемы региона.
«Красота спасет мир» - звучат слова Федора Михайловича Достоевского при знакомстве с творчеством Омского художника по керамике Анны Георгиевны Адаевой. Художник ищет собственный путь выражения художественного видения мира, что находит отражение в темах ее творчества. Сказка и реальность. Возможность превращения сказки в реальность или бытийность отождествленная со сказкой… Волнующий вопрос во все времена «Что есть любовь» - и его личностное прочтение.
Родилась Анна Георгиевна Адаева в городе Омске в 1961году. Первое восторженное знакомство с миром цветовых превращений в жизни школьницы состоялось в художественной студии дворца Нефтяников в классе омского педагога и художника Г.С. Катилло - Ратмирова. Именно Георгий Сергеевич «открыл» и способствовал развитию у будущего художника декоративного способа мировосприятия. Обучение в Художественной школе №1, на художественно - графическом факультете Омского Государственного Педагогического института имени М.А. Горького, на факультете «Художественная керамика» Красноярского Государственного Художественного института явилось тем остовом, который позволяет Анне Адаевой творить осязаемые размышления из глины.
- Ее творчество, как возможность самовыражения, самореализации, расцвечивается разными мелодиями, но доминанта звучания - «Гармония и красота ».
- Рождение «Детской темы» в творчестве художника по керамике не случайно: Анна лишь «переводит» на язык глиняной пластики волнующие во все времена темы добра и зла.
Столовый набор «Семейство драконов».
-Анна Георгиевна, почему именно образ дракона был выбран вами для перевоплощения?
-В мифологии многих народов дракон - это олицетворение зла, коварства, огненное дыхание которого уничтожает все на своем пути, являя собой образ разрушения. Орнаментируя его мягкими, спокойными тонами, уравновешивая вертикаль и ломаную горизонталь, достигаешь трансформации образа и первоначальная «отрицательная» характеристика теряет свою былую значимость. Перед нами уже не устрашающие драконы, которых нужно усмирять, побеждать, а милые, забавные дракончики.
Значимость красоты (линии, формы, цвета) столь осязаемо, что способно разрушить любое зло - основная идея, которую Анна Адаева стремится донести до своего зримого и незримого собеседника.
-
- Интересна и работа «Теремок». Кто, кто в теремке живет? Что это? Философская сказка в глине для взрослых или каждодневная неназойливая воспитательная минутка для ребенка. Учиться не только строить, но и беречь вместе со всеми свой дом, дорожить родным уголком, важно с первых шагов, букв, складывающихся в величавое «Моя Родина».
- Анна Адаева, создавая свои творения, в основном использует приемы жгутообразной техники. В технике лентообразной и жгутообразной работали мастера глиняных дел еще 10000 тысяч лет назад на современной территории Омского Прииртышья. Работая с глиной необходимо не только тонко чувствовать, но и понимать ее особенности.
- -В состав глины входит шамот (различные добавки), которые по размерам иногда встречается крупнее песка, и, естественно, крутить на гончарном круге сосуд из такой глины чаще всего бывает невозможно. Поэтому крупные работы набираются жгутами, а круг вращения используется, в основном, только для поворота. Да и сама глина в сыром виде тяжелая, может и форму раздавить, а жгут форму держит.
- Вспоминая годы обучения в Красноярском Художественном институте на факультете «Художественная керамика», Анна отмечает то, что преподаватели не предлагали копировать ту или иную школу керамического мастерства.
- - Изучение истории керамики, создание проектов, выполнение практической работы - все это поиски своего стиля, создание своего видения, своего способа художественного воздействия на человека. Преподаватели, от первого учителя Г.С. Катилло - Ратмирова
- до художников – керамистов Красноярского Художественного института, вложили в меня самое ценное качество для художника: думать, размышлять, анализировать, искать, иметь свое мнение...
- Так Анна Адаева, бережно сохраняя, продолжает путь художественного мироздания красоты.
Именно способность к инновационной работе выдвигается как один из важнейших элементов профессиональной компетентности учителя в современных условиях, а одной из основ его педагогической деятельности выступает совершенствование исследовательской культуры.
- Пример гармонического анализа музыкального произведения
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Публичный доклад
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
- Письмо моей любимой бабушке
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Личность учителя и здоровьесберегающая педагогика