Статья "Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии."
Ильина Людмила Борисовна
учитель химии и биологии
МОУ "СОШ №66 имени Н.И.Вавилова
г.Саратова"
Применение методов повышающих мотивацию в обучении химии.
Ни для кого не секрет, желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако, такая учебная дисциплина, как химия, в последние годы не пользуется популярностью у школьников, имеет отрицательное отношение общества к химии, несмотря на прогресс в области наукоемких технологий, успехов в получении химических продуктов. Конечно, существуют объективные причины (загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы), но в то же время существует недостаточная химическая грамотность населения. Специфичность и сложность изучения предмета в школе не способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Но что же такое мотивация? Как добиться ее повышения?
Просматривая разные трактовки термина мотивации, можно остановиться на следующем:
-Мотивация – это совокупность форм, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Таких методов, средств и форм работы существует множество, и каждый учитель может их использовать исходя из тематики урока и учитывая психологическую картину класса.
Так, в 8 классе, у ребят, впервые пришедших на урок химии, глаза горят огнем. Они с интересом слушают, смотрят, выполняют не сложные посильные операции. Тут большую роль играет построение содержания дисциплины. От простого, легкого материала, жизненных наблюдений идет постепенное вовлечение ребят в учебный предмет. Главное не упустить в данный момент ребят. Требовательность учителя и контроль за выполнением требований, посильных, нарастающих по мере изучения – главный успех в данном направлении. У ребят в первой четверти оценки очень хорошие, это большой стимул для всех, даже для слабоуспевающих. На уроках сочетаются разные формы, методы и средства.
Во-первых, это уроки с использованием различных технологий (ИКТ, технологии практического обучения, критического мышления и др), методов, средств, приемов (это игровые моменты на уроке, использование памяток, особенно в 8 классе ребята ведут записную книжечку, где записывают все, что нужно знать наизусть, опорные сигналы, опорные конспекты), различных форм обучения (нетрадиционных уроков: урок-игра, урок – путешествие, зачет-вертушка).
Немаловажным моментом является заинтересованность предметом и во внеурочное время. Так в школе организован кружок «Исследователи». Главная цель этого кружка – показать применение знаний химии на практике, здесь ребята восполняют пробел поработать с приборами, веществами. Почему я говорю – пробел, потому что объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования. В основном сокращение происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические работы и лабораторные опыты, экскурсии на промышленные предприятия, на решение экспериментальных и расчетных задач. В кружок ходят ребята разного возраста (8-10), даже 5 класса. Навыки, полученные на кружке, знания, полученные на уроках, используются при участии ребят в олимпиадах, исследовательских конкурсах.
№ | Название мероприятия | результат |
1 | Городская конференция «В науку первые шаги» -Картава Миранда (9а) «Жемчужный блеск здоровой улыбки» -Нечаев Вадим (9а) «Жевать или не жевать» |
-Сертификат участника -2 место |
2 | Международная научно-практическая конференция "От школьного проекта — к профессиональной карьере" Сероштанова Кристина 8 «в» «Фаст фуд: быстрая еда или медленная смерть» |
ожидается |
3 | Международная олимпиада по основам наук – ПРЕМЬЕР ЛИГА -8 кл | 3 диплома III степени 5 сертификатов участия |
Может это за год пока и мало, но эту работу можно повысить.
Наблюдая за учебной деятельностью старших классов (9-11 кл), я сделала вывод, что к данному предмету у ребят низкая мотивация. Причин здесь много: во – первых, химия - наука комплексная, тут знания должны быть в системе, и если какое-то звено выпадает, дальнейшее восприятие материала уже сложно наверстать. Многие, столкнувшись с этими трудностями, просто-напросто пасуют. И тогда уже возникает не только негативное отношение к предмету, но и к педагогу. И с этим проявлением я сталкиваюсь часто.
Вторая причина, это выбор предметов для сдачи экзамена. Выбрав тот или иной предмет для экзамена, к химии относятся предвзято – часто слышишь возгласы ребят «Нам химия не нужна, мы сдаем другие экзамены». Как в таких условиях повысить мотивацию?
Конечно, разнообразием форм, методов, приемов. Например, использование дифференцированного подхода на уроках. Так при изучении нового материала более простые операции – нахождение информации в таблицах, учебнике, и объяснение ее, записывание уравнений химических реакций и их чтение – выполняют школьники с низким уровнем мотивации, для которых привлекательна легкость выполнения действий.
Например: 9 класс (объяснение нового) тема « Азот» расскажите о физических свойствах азота, используя опорную схему:
Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя).
Например:
- Запишите эти уравнения реакции (работа у доски)
-Расставьте коэффициенты использованием электронного баланса.
-Что можно сказать о химической активности азота? Почему?
-В каких реакциях азот-окислитель, в каких - восстановитель.
-Запишите самостоятельно реакции взаимодействие азота с водородом и кислородом. Укажите условия, при которых происходят эти реакции.
-Классифицируйте реакцию получения аммиака и оксида азота(II) .
Возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи, дается учащимся с высоким уровнем мотивации, для которых преобладающим видом деятельности является поиск решений, требующих изменения комбинаций известных алгоритмов.
Также на уроках использую интересные обучающие опорные конспекты. Так
в программу 9-го класса введён раздел “Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом, не “спугнув” ученика сложностью материала, используется таблица “Органика в твоих руках”, позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью эксперимента. Порой такие демонстрационные опыты выполняют несколько функций: не только закрепляют теоретический материал, закрепляют знания по ТБ, закрепляют навыки работы с оборудованием, но и повышают мотивацию, если они порой имеют игровой момент. Так во время открытого в 9 «г» классе при изучении темы «Железо и его свойства» был показан занимательный эксперимент на приеме врача. В эксперименте сразу вызвался участвовать ученик с низкой мотиваций, долгое время после данной темы ученик рассказывал что видел, наблюдал.
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- Postcrossing – находка как для учителей английского языка, так и для их учеников
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Я – учитель!
- Инновации в преподавании физики.