С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках химии"
Алимова Эльвие Назимовна
учитель химии
магистр химии
МОУ «Вольновская школа»
п.Вольное, Джанкойский район
Республика Крым
 
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии
 
Высшее благо достигается
на основе полного физического
и умственного здоровья.
Цицерон
           Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Это важный показатель благополучия общества. Эту проблему нужно решать и я решили внести свой вклад.
Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).
·         на 50% – от образа жизни;
·         на 25% – от состояния окружающей среды;
·         на 15% – от наследственной программы;
·         на 10% – от возможностей медицины.
        И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
      Создание и организация здоровьесберегающего урока - это достаточно сложный и творческий процесс, требующий от учителя знаний психологии, физиологии, гигиены и других наук. Урок является основной формой организации обучения в школе. Иногда он характеризуется комплексом факторов риска для здоровья учащихся (гиподинамия, выраженные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, интенсивность большой объем учебного материала, игнорирование  учителем индивидуальных особенностей учащихся и др.), что требует корректировки существующих подходов к организации урока. Именно поэтому вопрос использования  здоровьесберегающих технологий неоднократно становился предметом  обсуждения на МО.   От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
        Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
а) игровых ситуаций на уроке;
Процесс обучения будет эффективным тогда, когда ученик полно, быстро и в оптимальной последовательности будет осуществлять определённые умственные и практические действия и их операции во взаимосвязи. В качестве примера рассмотрим возможности использования на уроках химии технологии адаптивной системы обучения.
      В программу 9-го класса введён раздел "Органическая химия”, который из-за обширности материала и малого количества времени изучается в обзорном виде. Чтобы проявить у учащихся интерес и желание учиться, при этом не "спугнув” ученика сложностью материала, я использую обобщающие таблицы, которые помогают даже слабому ученику в усвоении целого раздела органической химии, не вызывая при этом психологического страха и затруднений.
      Представленная таблица "Органика в твоих руках” позволяет объяснить номенклатурные названия практически всех органических веществ в течение одного урока, что удобно при дальнейшем изучении химических свойств этих классов.
Работая с таблицей, обращаю внимание учеников на тот факт, что "пальцы” рук пронумерованы по порядку атомов углерода:

С1,С2, С3……С10 и возле каждого из них соответствующее - название приставки: мета-, эта -, пропа -, тетра- и т.д.
Следующий этап – работа с понятиями "Общая формула”, "Суффикс”, "Класс”, рассматриваем все данные о радикалах, об алканах, алкенах и алкинах, заносим в таблицу:
б) разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра); Например, урок  -химическая сказка «Колобок» в 6 классе; урок -  игра «Своя игра» между 8-11 классом; урок-путешествие «Путешествие океаном веществ» в 8 классе.
в) наглядности (демонстрации опытов):
г) занимательных упражнений;
д) фантазирования;
е) загадки по химии.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. Так в самом начале изучения неорганической химии можно предложить такие загадки: 
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)
В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)
      Что касается наглядности, например, то скука от изучения химических свойств веществ моментально проходит, когда обучающимся демонстрируется химический эксперимент, да ещё и с их обязательным привлечением в качестве добровольных помощников. Занимательные упражнения хороши потому, что с их помощью можно привлечь ребят к нелюбимому занятию – решать задачи или записывать уравнения химических реакций. Вот некоторые примеры занимательных упражнений:
Химики и их заслуги
Соотнесите

АРРЕНИУС
  1. Открыл периодический закон.
 

МЕНДЕЛЛЕВ
2. Он исследовал прохождение электрического тока через многие типы растворов.
 

МАРКОВНИКОВ
3. Он установил ряд
закономерностей, касающихся зависимости направления реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации от химического строения (в частности, правило его имени).
 
 
2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся; (тонкие и толстые и вопросы).
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.
Вот некоторые примеры таких задач. 
Задача 1. В лаборатории был разбит градусник, и ртуть раскатилась по полу. Её собрали в сосуд, который закупорили. Учитель химии дал строгое распоряжение лаборанту провести демеркуризацию помещения подкисленным соляной кислотой раствором марганцовки с массовой долей перманганата калия 10%. 
Предложите быстрый грубый способ приготовления раствора в 12-литровом ведре. А как приготовить раствор точно? 
Задача 2. Чтобы шампуни оставались прозрачными при любой температуре, в них добавляют пропиленгликоль (пропантриол – 1,2). Напишите уравнение реакции его получения из пропилена. 
Применение игровых ситуаций на различных этапах урока (химическое лото при изучении алканов и алкенов, химическое домино при закреплении знаний об углеводах, морской бой при решении задач, как по химии, так и по биологии и т.д.) позволяет вывести обучающихся на такой этап, когда они готовы принять нетрадиционную форму повторительно-обобщающего урока. Так, всегда успешно проходят игровые уроки «Занимательно об алканах» и «Генетическая связь между углеводородами». 
Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам. 
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения  интереса к предмету  имеет практическая направленность,  уметь связать изучаемый материал с жизнью. На своих уроках данному виду работы я уделяю большое внимание. Так, при изучении темы «Жиры» в 10 классе мы рассматриваем не только их строение и  химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы. Мы рассматриваем и то, как избавиться от жирных пятен.
При изучение темы «Одноатомные спирты» и «Алкалоиды» в 10 классе, рассматриваем влияние алкоголя и никотина на организм человека
      При изучении темы «Водородная связь» рассказываю  о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая  это с изучаемой темой.
в) Проведение физкультурных минуток. Например, на практических и лабораторных работ применяется физкультминутка по правилам техники безопасности в кабинете химии.
Физкультминутка на тему «Правила техники безопасности в кабинете химии».  (3 минуты)
Четверо учащихся выходят к доске рассказывают четверостишия, совершая под них движения, остальные ученики повторяют.
Правил безопасности много есть друзья
Мы расскажем главные –
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить только с разрешенья
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад)
К носу совершай рукой
Легкие движенья
Вот тогда нюхач такой
Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу)
Чтоб разбавить кислоту
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту –
Это не годится! (Круговые движения рук  в локтевом суставе)
Химик же, наоборот,
Вот как поступает
Кислоты чуть-чуть прильет
В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак)
К пламени нельзя никак
 Низко наклоняться,
Только, скажем так, чудак
Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед)
Из-под крана воду пить –
Все - равно, что «Ваниш».
Жажду можно утолить,
Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках).
Навсегда запомните:
Правила важны,
Зная их, вы с химией
Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы.
г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
“Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение. Учитель говорит строчку и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти слова)
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
3. Экологическое пространство
– озеленение кабинета химии;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
4. Социализация личности ребёнка
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; 
- демонстрация, прослеживание этих связей; 
- формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; 
- выработка понимания сущности здорового образа жизни; 
-формирование потребности в здоровом образе жизни; 
- выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д. 
      Важную роль играет исследовательская направленность учащихся. В 2013г. была написана работа по теме: «Искривление позвоночника у детей и подростков МОУ «Вольновская школа».    Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью нарушений осанки и сколиозов у подростков. Целью исследовательской работы стали: знакомство с заболеванием подросткового сколиоза; выявление последствий данного заболевания и методы борьбы и предотвращения сколиоза,  изучение распространенности сколиоза и нарушений осанки у учащихся Вольновской ОШ I-III ступеней, анализ используемых в образовательном учреждении приемов профилактики нарушений опорно-двигательной системы. 
      Изучив данные, полученные из Вольновской амбулатории семейного типа и результаты анкетирования школьников, пришли к выводу, что детей с нарушением осанки, а затем и со сколиозом, становится с каждым годом все больше.  В период с 2009 по 2013 год количество учащихся с заболеванием сколиоза увеличилось с 5,5% до 11,4%. Главной причиной увеличения количества детей с нарушением осанки и сколиозом является несоблюдение правил правильной посадки за партой. И если в начальной школе учителя уделяют должное внимание этому вопросу, что и является начальной профилактикой нарушения осанки и, впоследствии, сколиоза, то в школе среднего и старшего звена внимание на это обращается на много меньше. А одна только неправильная посадка, помимо сколиоза, может вызвать такие болезни как кифоз (искривление позвоночника выпуклостью кзади) и лордоз (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперёд).  Если же запустить эти болезни, то это приведет ко многим осложнениям, таким как: варикозное расширение вен, деформация ребер, грудины, ключиц, таза и плечевого пояса, при лордозе грудного отдела деформируется грудная клетка, уменьшается дыхательный объем легких, затрудняется работа сердца, ухудшаются амортизационные свойства позвоночника.
Назовём основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее60% и не более 75-80%;
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
В заключении хочу отметить, что использование здоровьесберегающих технологий         на уроках химии даёт ряд существенных преимуществ ―
1.     учащиеся лучше понимают тему урока, затрачивают меньше усилий, больше успевают выполнить заданий;
2.     меньше устают, больше запоминают;
3.     испытывают психологический комфорт на уроке и стремятся к лучшему результату―
что позволило повысить успеваемость по предмету на 20%.  
                              
Литература:

1.     Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181 с.
2.     Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.− М. «Аркти», 2005.− 320 с.
3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации.− М.: «Народное образование», 1998. – 255 с.
4. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Замечательная научно- исследовательская работа, полезная и ценная для любого учителя, которому важно на уроке не только научить, воспитать,развить, но ещё и показать, как в процессе приобретения знаний сохранить красоту и здоровье.
Валентина Титова, дата: 28.06.2015 в 20:22  
#2 Поддерживаю полностью автора статьи о том, что "Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества ", в том числе и на уроках в школе.
Валентина Титова, дата: 28.06.2015 в 20:24  
#3 Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ (статья uchportfolio.ru/articles/read/1125). Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса.
Татьяна Образцова, дата: 28.06.2015 в 23:33  
#4 Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
Татьяна Образцова, дата: 28.06.2015 в 23:36  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ