Статья " Экологическое воспитание младших школьников"
Любовь Ганжала
21.08.2014
3083
0
Развивающее обучение
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Экологическое воспитание младших школьников
Младший школьный возраст – самоценный этап в экологическом развитии личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально ценное отношение к окружающему. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс экологического развития личности в дальнейшем. Начинать развитие экологически грамотных людей, желающих внести преобразования в современную экологию, необходимо с самого начала школьного образования.
Каждый ребенок по-своему индивидуален. Нам хочется помочь ребенку найти свое место в жизни, состояться как уникальная личность. В начальном звене мы наблюдаем за ребенком, выявляем его индивидуальные способности, чтобы потом строить работу с детьми. В течение всего времени обучения мы создаем условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.
В своей работе мы используем различные формы работы с детьми. Большой популярностью среди обучающихся пользуется игровая технология, которая позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке. С большим интересом дети играют на уроках и во внеурочное время в игры, являющиеся прообразом телевизионных игр. Чем популярнее игра, тем больший интерес вызывает учебная игра («Брейн-Ринг», «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д.).
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм самостоятельного обучения выступает выполнение школьниками самостоятельных исследований. Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, природная любознательность детей;
- во-вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности, т.е. максимально индивидуализировать обучение;
- наконец, не на словах, а на деле дает возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.
Так, проводя урок окружающего мира по теме «Хвойные растения зимой. Ель, сосна в жизни человека», класс был разбит на группы, каждая группа получила задания. На уроке полученные сведения надо проанализировать и обобщить. Исследования проводились по материалам экскурсий в природу, в городской краеведческий музей, Томскую писаницу.
Такие уроки дают большой простор для развития творческого, критического мышления, расширяют кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
Экологическое воспитание младших школьников можно осуществлять и на уроках математики. Составление и решение задач краеведческого содержания активизирует деятельность школьников, направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления задач.
Экологические задачи краеведческого характера.
6. Ель может жить I 200 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина?
7. Береза прожила 50 лет, что составило 1/5 часть продол-жительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы?
8. Кукушка за I ч может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 ч?
Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, мы систематически проводим экскурсии в природу во все времена года.
С первого класса мы начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:
Так, на экскурсиях обращаем внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учим выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаем внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркиваем, что деревья, когда опадает листва, стоят потускневшие и выглядят беззащитными. Перед экскурсиями повторяем правила поведения в природе, стараемся подобрать стихотворения. Даем их детям заучить. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.
Весной во 2 классе мы проводим экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Растения нашего края».
Примерная схема наблюдения растения.
В процессе наблюдения за растением дети отмечают:
1. Особенности внешнего вида растения. Определяют цвет, величину и форму.
2. Особенности ухода и содержание данного растения.
3. Принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Растения нашего края». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
Собранный материал мы сгруппировали отдельными блоками «Растения Кузбасса».
После экскурсии в природу в 3 классе проводится беседа. Каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:
- напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо …?
- за что лес рассердится на тебя?
При анализе следует обратить внимание на следующее:
Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
К концу 4 класса учащиеся самостоятельно выпускают тематические газеты, находят интересные задания и факты, являются помощниками учителя в подготовке к внеурочной деятельности. Например:
Экологическая роль леса.
Одно дерево, выделяя кислород, перерабатывает в час 2,5 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько его находится в 5 тысячах куб. м воздуха. А всего 25 м2 поверхности листьев за солнечный день дают столько кислорода, сколько нужно человеку в сутки. Леса – основная фабрика кислорода.
Количество выделяемых фитонцидов.
Количество выделяемого кислорода.
Очищение воздуха.
И, как результат нашей деятельности, учащиеся занимают первые места в городском интеллектуальном марафоне по окружающему миру и призовые места в городских олимпиадах.
Литература
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Экологическое воспитание младших школьников
Младший школьный возраст – самоценный этап в экологическом развитии личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально ценное отношение к окружающему. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс экологического развития личности в дальнейшем. Начинать развитие экологически грамотных людей, желающих внести преобразования в современную экологию, необходимо с самого начала школьного образования.
Каждый ребенок по-своему индивидуален. Нам хочется помочь ребенку найти свое место в жизни, состояться как уникальная личность. В начальном звене мы наблюдаем за ребенком, выявляем его индивидуальные способности, чтобы потом строить работу с детьми. В течение всего времени обучения мы создаем условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.
В своей работе мы используем различные формы работы с детьми. Большой популярностью среди обучающихся пользуется игровая технология, которая позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке. С большим интересом дети играют на уроках и во внеурочное время в игры, являющиеся прообразом телевизионных игр. Чем популярнее игра, тем больший интерес вызывает учебная игра («Брейн-Ринг», «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д.).
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм самостоятельного обучения выступает выполнение школьниками самостоятельных исследований. Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, природная любознательность детей;
- во-вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности, т.е. максимально индивидуализировать обучение;
- наконец, не на словах, а на деле дает возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.
Так, проводя урок окружающего мира по теме «Хвойные растения зимой. Ель, сосна в жизни человека», класс был разбит на группы, каждая группа получила задания. На уроке полученные сведения надо проанализировать и обобщить. Исследования проводились по материалам экскурсий в природу, в городской краеведческий музей, Томскую писаницу.
Такие уроки дают большой простор для развития творческого, критического мышления, расширяют кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
Экологическое воспитание младших школьников можно осуществлять и на уроках математики. Составление и решение задач краеведческого содержания активизирует деятельность школьников, направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления задач.
Экологические задачи краеведческого характера.
- Осина за день поглощает 66 л воды, а береза 60 л. На сколько литров воды больше ежедневно поглощает осина, чем береза?
- Баобаб живет 4000 лет, а лиственница - 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
- Лиственница достигла высоты 36 м. Она росла рядом со зданием. Определите, сколько этажей в этом здании, если один
этаж этого здания составляет 3 м. - Высота кавказской пихты 60 м, а высота
сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказская пихта выше сибирской?
6. Ель может жить I 200 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина?
7. Береза прожила 50 лет, что составило 1/5 часть продол-жительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы?
8. Кукушка за I ч может съесть 100 гусениц. Сколько гусениц может уничтожить кукушка, если будет охотиться за пищей 16 ч?
Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, мы систематически проводим экскурсии в природу во все времена года.
С первого класса мы начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:
- спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
- найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?».
Так, на экскурсиях обращаем внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учим выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаем внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркиваем, что деревья, когда опадает листва, стоят потускневшие и выглядят беззащитными. Перед экскурсиями повторяем правила поведения в природе, стараемся подобрать стихотворения. Даем их детям заучить. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.
Весной во 2 классе мы проводим экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Растения нашего края».
Примерная схема наблюдения растения.
В процессе наблюдения за растением дети отмечают:
1. Особенности внешнего вида растения. Определяют цвет, величину и форму.
2. Особенности ухода и содержание данного растения.
3. Принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Растения нашего края». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
Собранный материал мы сгруппировали отдельными блоками «Растения Кузбасса».
После экскурсии в природу в 3 классе проводится беседа. Каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:
- Что больше порадовало тебя во время прогулки в парк?
- Что тебя больше огорчило во время прогулки в парк?
- напиши, за что лес мог бы сказать тебе спасибо …?
- за что лес рассердится на тебя?
При анализе следует обратить внимание на следующее:
- Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит»:
Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
- Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранительную работу.
- Как часто появляются ответы, указывающие на бездействие детей (например. «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не очищаем его от мусора»).
К концу 4 класса учащиеся самостоятельно выпускают тематические газеты, находят интересные задания и факты, являются помощниками учителя в подготовке к внеурочной деятельности. Например:
Экологическая роль леса.
Одно дерево, выделяя кислород, перерабатывает в час 2,5 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько его находится в 5 тысячах куб. м воздуха. А всего 25 м2 поверхности листьев за солнечный день дают столько кислорода, сколько нужно человеку в сутки. Леса – основная фабрика кислорода.
Количество выделяемых фитонцидов.
Вид леса | Площадь | Время | Количество фитонцидов |
Лиственный | 1 га | 1 сутки | 2 кг |
Хвойный | 1 га | 1 сутки | 5 кг |
Можжевеловый | 1 га | 1 сутки | 30 кг |
Количество выделяемого кислорода.
Вид леса | Площадь | Время | Количество кислорода |
Дубовый | 1 га | 1 год | 830 кг |
Березовый | 1 га | 1 год | 725 кг |
Сосновый | 1 га | 1 год | 540 кг |
Очищение воздуха.
Вид леса | Площадь | Время | Количество отфильтрованной пыли |
Хвойный | 1 га | 1 год | 30-35 т |
Лиственный | 1 га | 1 год | 50-70 т |
И, как результат нашей деятельности, учащиеся занимают первые места в городском интеллектуальном марафоне по окружающему миру и призовые места в городских олимпиадах.
Литература
- Экологическое воспитание младших школьников http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
- Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
- Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.
Другие статьи
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Веб-квест
- Молодежное добровольчество
- Готов ли ваш ребёнок к школе?
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- Повышение мотивации, самооценки и качества знаний обучающихся через использование игровых технологий на уроках истории Древнего мира в 5 классе.
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
- "Моя педагогическая философия"
- Деятельность заведующей начальной школой № 7 города Владимира с 1943 по 1966 год, Заслуженного учителя школы РСФСР, депутата городского совета Ираиды Ивановны Ероповой.
- Использование проктного метода в профессиональной деятельности преподавателя русского языка
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.