С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Экологическое воспитание младших школьников"
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
 
Экологическое воспитание младших школьников
Младший школьный возраст – самоценный этап в экологическом развитии личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. В том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я  и природа», развивается эмоционально ценное отношение к окружающему. Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс экологического развития личности в дальнейшем.  Начинать развитие экологически грамотных людей, желающих внести преобразования в современную экологию, необходимо с самого начала школьного образования.
Каждый ребенок по-своему индивидуален. Нам хочется помочь ребенку  найти свое место в жизни, состояться как уникальная личность. В начальном звене мы наблюдаем за ребенком, выявляем его индивидуальные способности, чтобы потом строить работу с детьми. В течение всего времени обучения мы создаем условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.
В своей работе мы используем различные формы работы с детьми. Большой популярностью среди обучающихся пользуется игровая технология, которая позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке. С большим интересом дети играют на уроках и во внеурочное время в игры, являющиеся прообразом телевизионных игр.  Чем популярнее игра, тем больший интерес вызывает учебная игра («Брейн-Ринг», «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д.).  
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространенных форм самостоятельного обучения выступает выполнение школьниками самостоятельных исследований. Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, природная любознательность детей;
- во-вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований  дает возможность удовлетворить их индивидуальные потребности, т.е. максимально индивидуализировать обучение;
- наконец, не на словах, а на деле дает возможность детям стать более или менее независимыми в познании мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.
Так, проводя урок окружающего мира по теме «Хвойные растения зимой. Ель, сосна в жизни человека», класс был разбит на группы,  каждая группа получила задания. На уроке полученные сведения надо проанализировать и обобщить. Исследования проводились по материалам экскурсий в природу, в городской краеведческий музей, Томскую писаницу.
Такие уроки дают большой простор для развития творческого,  критического мышления, расширяют кругозор, создают условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.
Экологическое воспитание младших школьников можно осуществлять и на уроках математики. Составление и решение задач краеведческого содержания активизирует деятельность школьников,  направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления задач.  
Экологические задачи краеведческого характера.
  1. Осина за день поглощает 66 л воды, а  береза  60  л.   На   сколько литров   воды больше ежедневно поглощает осина, чем бе­реза?
  2. Баобаб живет 4000 лет, а лиственница - 400 лет. Во сколько раз баобаб живет дольше лиственницы?
  3. Лиственница  достигла  высоты  36  м. Она росла рядом со зданием. Определите, сколько этажей в этом здании, если один
     этаж этого здания составляет 3 м.
  4. Высота кавказской пихты 60 м, а высота
    сибирской пихты 30 м. Во сколько раз кавказ­ская пихта выше сибирской?
5.      Сосна  может  прожить  600 лет, ель вдвое дольше, чем сосна, а дуб на 800 лет больше ели. Сколько лет может прожить дуб?
6.  Ель может жить  I 200 лет, сосна 1/2 этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет  рябина?
7. Береза прожила 50 лет, что состави­ло 1/5  часть продол-жительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы?
8. Кукушка за I ч может съесть 100 гусе­ниц. Сколько гусениц может уничтожить ку­кушка, если будет охотиться за пищей 16 ч?
Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, мы систематически проводим экскурсии в природу во все времена года.  
С первого класса мы начинаем вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:
  • спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
  • найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?».
 В ходе экскурсии, анализируя собранный материал, проведя наблюдения и исследования, ребята находят ответ на вопрос исследования. Результатом работы стал собранный гербарий, а также мы составили вопросы викторины по растениям, которую дополняем в последующие годы обучения.   На уроках технологии из листьев учащиеся выполнили аппликации с изображением птиц и животных, которые имеют непосредственное отношение к растениям.
Так, на экскурсиях обращаем внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учим выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаем внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркиваем, что деревья, когда опадает листва, стоят потускневшие и выглядят беззащитными. Перед экскурсиями повторяем правила поведения в природе, стараемся подобрать стихотворения. Даем их детям заучить. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.
Весной во 2 классе мы проводим экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Растения нашего края».
 Примерная схема наблюдения растения.
В процессе наблюдения за растением дети отмечают:
1. Особенности внешнего вида растения. Определяют цвет, величину и форму.
2. Особенности ухода и содержание данного растения.
3. Принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде  журнала «Растения нашего края». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они  запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
Собранный  материал  мы сгруппировали отдельными блоками   «Растения Кузбасса».   
После экскурсии в природу в 3 классе проводится беседа. Каждый ребенок получает карточку с двумя вопросами:
  1. Что больше  порадовало тебя во время прогулки в парк?
  2. Что тебя больше огорчило во время прогулки в парк?
Эта игра «Лес благодарит и сердится» позволяет выяснить отношение младших школьников к природе, а также выявить, какие имеются у детей представления о правилах, нормах взаимоотношения с нею. Предложите детям письменно ответить на вопросы:
- напиши, за что лес мог бы сказать тебе  спасибо …?
- за что лес рассердится на тебя?
При анализе следует обратить внимание на следующее:
  1. Что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит»:
- перечисление норм и правил поведения в природе (например. «Лес скажет  спасибо, если мы не будем рвать цветы, ломать ветки, бросать мусор» и т.д.) - примеры практической деятельности (например. «Лес скажет спасибо за то, что мы соберем мусор и будем подкармливать птиц»).
          Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  1. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранительную работу.
  2. Как часто появляются ответы, указывающие на бездействие детей (например. «Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не очищаем его от мусора»).
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.  
К концу 4 класса учащиеся самостоятельно выпускают тематические газеты, находят интересные задания и факты, являются помощниками учителя в подготовке к внеурочной деятельности. Например:
Экологическая роль леса.
Одно дерево, выделяя кислород, перерабатывает в час 2,5 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько его находится в 5 тысячах куб. м воздуха. А всего 25 м2 поверхности листьев за солнечный день дают столько кислорода, сколько нужно человеку в сутки. Леса – основная фабрика кислорода.
Количество выделяемых фитонцидов.
Вид леса Площадь Время Количество фитонцидов
Лиственный 1 га 1 сутки 2 кг
Хвойный 1 га 1 сутки 5 кг
Можжевеловый 1 га 1 сутки 30 кг
 
Количество выделяемого кислорода.
Вид леса Площадь Время Количество кислорода
Дубовый 1 га 1 год 830 кг
Березовый 1 га 1 год 725 кг
Сосновый  1 га 1 год 540 кг
 
Очищение воздуха.
Вид леса Площадь Время Количество отфильтрованной пыли
Хвойный 1 га 1 год 30-35 т
Лиственный  1 га 1 год 50-70 т
 
И, как результат нашей деятельности, учащиеся занимают первые места в городском интеллектуальном марафоне по окружающему миру  и призовые места в городских олимпиадах.
Литература
  1. Экологическое воспитание младших школьников http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov
  2.    Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
  3. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.
      
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ