Статья "Методы и приёмы работы с одарёнными детьми"
Гунькина Нина Алексеевна
учитель биологии, географии
МБОУ СОШ п. Высокогорный
Ванинский район Хабаровский край
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Как я достигаю результатов обучения с одарёнными детьми?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Мною разработаны развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся
с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: биология и химия, биология и экология, биология и география, биология и информатика с использованием интерактивной доски. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В своей практике работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением). Использую кластеры и дерево понятий.
Невозможно привить интерес к биологии ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, края. Более двадцати лет являюсь руководителем МО естественно-научного цикла. Руковожу методическим советом в школе. Вопрос одарённости детей на всех уровнях поднимается регулярно: совещания при директоре, заседание МО, заседание метод совета, педсоветы, семинары, круглые столы, школьное научное сообщество детей «АРГО» visokogorniy.edu.27.ru
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Регулярно в нашей школе проводятся неделя химии и биологии, географии на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Форс мажёр» и др. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных уровнях. ekologicheskaya_ekspertiza_ekosistemy_poselkovogo_parka.rar
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании, обязательном питании в школьной столовой вовремя учебного процесса.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошёл, вовек не позабудется. Являясь классным руководителем в 10 классе и 5 «А», стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома, принимали активное участие в школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Я много беседую с талантливыми, одарёнными ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Разрабатываю индивидуальные учебные планы и индивидуальные образовательные маршруты. Свои успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио.
Исходя из опыта работы, понимаю, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараюсь выявить одаренных детей, помогаю развить эту одаренность, даю возможность проявить себя, показать свои способности
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями муниципальных, краевых, всероссийских, олимпиад, международных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах Хабаровского края и за его пределами. Мои ученики являются постоянными членами школьного ученического сообщества «АРГО» (сайт школы) visokogorniy.edu.27.ru
Организация деятельности сводится не столько к работе с отдельными способными учащимися, сколько к созданию в образовательном учреждении системы условий, в которых проявятся и разовьются компетенции всей группы учащихся.
Основные принципы организации моей работы в школьном экологическом объединении «Эколог». www.myshared.ru/slide/239447
1. Непрерывность и регулярность проведения занятий в течение всего календарного года. Одной из форм работы с одаренными учащимися стали учебно-тренировочные занятия в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам и ЕГЭ. Олимпиады различного уровня и другие конкурсные мероприятия по предмету круглогодично мобилизуют учеников и их наставников. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательских проектов, прежде всего, в электронном виде, отрабатывание навыков научной дискуссии, “прорешивание” заданий предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Ученикам рекомендуется участие в интернет-олимпиадах разного уровня
2. Отбор участников в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций и результативностью на внутришкольных, муниципальных, всероссийских. Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.
3. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе школьного экологического объединения «Эколог», ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и корпоративной культуры. Они становятся незаменимыми помощниками учителя-предметника, организатора.
4. Преемственность. При комплектовании учебной группы целесообразна разновозрастность учащихся (5 - 11 классы).
Приоритетными являются самообразование учащихся и конструктивное взаимодействие их друг с другом. В этом случае, для старших открывается возможность проявить себя в роли наставников, тьюторов, консультантов. Для младших же участие в работе объединения это приобретение разностороннего опыта, и лучшая мотивация к “погружению” в предмет деятельности. Занимающиеся в экологическом объединении неизбежно становятся отличниками биологического образования в своих классах.
Таким образом, создается та самая конструктивно-интеллектуальная среда, в которой ребята становятся фактором развития (образования и воспитания друг друга).
5. Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, организациями (ИСАР ДВ, МОО «Страж Тайги», Краевой эколого-биологический центр и др. Приглашение специалистов для проведения занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий и др.) позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию. Примером служит совместные школы полевого эко-образования.
6. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся для нас является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности (поездки детей на конкурсы, соревнования в г. Москву. Г. Суздаль, г. Барнаул ит.д.)
7. Разнообразие форм учебной деятельности, которые позволяют отработать такие учебные цели как понимание, применение, анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У одаренных детей отчетливо выражена исследовательская потребность. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания. неэффективных. Изложение учебного материала проходит в активной форме, с применением элементов эвристической беседы, сравнительного анализа, поисковой деятельности (нахождение причинно-следственных связей), практических работ, туристических походов, экскурсий, работы на экологической тропе. Активные и интерактивные формы работы тесно взаимосвязаны с различными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую помогают актуализировать знания и построить понимание темы при подготовке исследовательских проектов.
Разнообразие применяемых нами форм учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций учащихся.
Например: 1) эвристическая беседа – биолого-познавательных, мировоззренческих; 2) биологические бои и турниры – биолого-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих; 3) подготовка исследовательских проектов – информационных, мировоззренческих; 4) работа с информацией в различных знаковых системах – информационных, биолого-познавательных.
Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки призёров и победителей предметных олимпиад всех уровней.
8. Использование информационных технологий. Эффективная работа объединения невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, интерактивные задания и олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и на электронных носителях. В соответствии с требованиями всероссийских олимпиад, нами используются не только школьные, но и вузовские учебники, справочники и др.
9. Внеурочная деятельность в начальной школе. Внеурочная деятельность входит в УП, как часть, формируемая участниками образовательного процесса и, в соответствии с требованиями Стандарта, организуется по направлениям развития личности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На протяжении трёх лет я веду в начальной школе внеурочную деятельность «Я-эколог». Мною составлены и апробированы программы внеурочной деятельности. Уже на начальных этапах развития у младших школьников закладывается пакет знаний, умений, навыков в экологической направленности: стремление к здоровому образу жизни, развитие творческих и интеллектуальных способностей, развитие интереса, инициативы, любознательности к истории родного края, глубокому изучению «Малой Родины».
10. Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя-руководителя объединения.
Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся. Мне, как руководителю школьного объединения «Эколог», это послужило дополнительным стимулом для участия и победы в конкурсе ПНПО -2007, лауреат Российского национального лесного юниорского конкурса «Подрост»-2005г., победитель краевого этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», в номинации «Формы и методы экологического образования»-2009г, победитель Всероссийского дистанционного конкурса для педагогов «Моё призвание!»-2011г, победитель I Всероссийского электронного портфолио «УчПортфолио» -2013г Моя работа послужила основанием на внесение моего имени в книгу «Учитель в судьбе края» nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Мои воспитанники добились больших результатов:
Моя ученица Фомина Ольга внесена в краевую межведомственную программу «Одарённые дети» Министерство образования Хабаровского края.» Юные таланты Хабаровского края» I выпуск. Хабаровск 2003г серебрянная медаль/ www.uchportfolio.ru/s86386147
Моя выпускница Гунькина Галина была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2007-2009г серебрянная медаль/nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
Мой воспитанник Зубарев Вадим была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2011-2013г отличник 10 класс http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
Проект для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети
nsportal portfolio_zubareva_vadima.rar
В школе создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию разного уровня мероприятиях. Работа с одаренными подростками вообще и деятельность школьного экологического объединения «Эколог» в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Журнал «Биология в школе», газета 1 сентября «Биология»
3 Журнал «ЭГБО»
4 Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
учитель биологии, географии
МБОУ СОШ п. Высокогорный
Ванинский район Хабаровский край
Методы и приёмы работы с одарёнными детьми
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Как я достигаю результатов обучения с одарёнными детьми?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- развитие способностей в школьном экологическом объединении «Эколог»
- развитие способностей у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности «Я-Эколог»
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Мною разработаны развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся
с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Провожу интегрированные уроки: биология и химия, биология и экология, биология и география, биология и информатика с использованием интерактивной доски. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В своей практике работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением). Использую кластеры и дерево понятий.
Невозможно привить интерес к биологии ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, края. Более двадцати лет являюсь руководителем МО естественно-научного цикла. Руковожу методическим советом в школе. Вопрос одарённости детей на всех уровнях поднимается регулярно: совещания при директоре, заседание МО, заседание метод совета, педсоветы, семинары, круглые столы, школьное научное сообщество детей «АРГО» visokogorniy.edu.27.ru
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Регулярно в нашей школе проводятся неделя химии и биологии, географии на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Форс мажёр» и др. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных уровнях. ekologicheskaya_ekspertiza_ekosistemy_poselkovogo_parka.rar
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании, обязательном питании в школьной столовой вовремя учебного процесса.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошёл, вовек не позабудется. Являясь классным руководителем в 10 классе и 5 «А», стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома, принимали активное участие в школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях. nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Я много беседую с талантливыми, одарёнными ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.
Разрабатываю индивидуальные учебные планы и индивидуальные образовательные маршруты. Свои успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио.
Исходя из опыта работы, понимаю, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараюсь выявить одаренных детей, помогаю развить эту одаренность, даю возможность проявить себя, показать свои способности
| Этапы |
Формы работы |
| 1 этап – аналитический: - раннее выявление талантливых и одаренных учащихся школы - раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности ( различные творческие мастерские: музыкальные, художественные, спортивные ) |
наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности |
| 2 этап – диагностический - диагностика потенциальных возможностей учащихся с использованием инструментария психолога |
индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся |
| 3 этап – этап формирования и развития способностей учащихся: - создание условий для оптимального развития талантливых и одаренных учащихся и укрепления их здоровья; - развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; - организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых учащихся; -обучающие семинары с учителями по вопросам работы с одаренными учащимися; - приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с талантливыми учащимися. |
-различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, факультативы, конкурсы и конференции, школьное научное общество, участие в олимпиадах, интеллектуальные марафоны, объединения дополнительного образования, организация исследовательской и проектной деятельности); - совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей; - повышение профессионального мастерства учителя |
| 4 этап – поощрение талантливых учащихся и их родителей: - освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах; - благодарственные письма родителям; - поощрение родителей за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях |
стимулирование дальнейшей творческой деятельности |
| 5 этап – создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала, учет индивидуальных достижений | -работа по индивидуальным программам; -портфолио учащегося |
Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями муниципальных, краевых, всероссийских, олимпиад, международных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах Хабаровского края и за его пределами. Мои ученики являются постоянными членами школьного ученического сообщества «АРГО» (сайт школы) visokogorniy.edu.27.ru
Организация деятельности сводится не столько к работе с отдельными способными учащимися, сколько к созданию в образовательном учреждении системы условий, в которых проявятся и разовьются компетенции всей группы учащихся.
Основные принципы организации моей работы в школьном экологическом объединении «Эколог». www.myshared.ru/slide/239447
1. Непрерывность и регулярность проведения занятий в течение всего календарного года. Одной из форм работы с одаренными учащимися стали учебно-тренировочные занятия в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам и ЕГЭ. Олимпиады различного уровня и другие конкурсные мероприятия по предмету круглогодично мобилизуют учеников и их наставников. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательских проектов, прежде всего, в электронном виде, отрабатывание навыков научной дискуссии, “прорешивание” заданий предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Ученикам рекомендуется участие в интернет-олимпиадах разного уровня
2. Отбор участников в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций и результативностью на внутришкольных, муниципальных, всероссийских. Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.
3. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе школьного экологического объединения «Эколог», ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и корпоративной культуры. Они становятся незаменимыми помощниками учителя-предметника, организатора.
4. Преемственность. При комплектовании учебной группы целесообразна разновозрастность учащихся (5 - 11 классы).
Приоритетными являются самообразование учащихся и конструктивное взаимодействие их друг с другом. В этом случае, для старших открывается возможность проявить себя в роли наставников, тьюторов, консультантов. Для младших же участие в работе объединения это приобретение разностороннего опыта, и лучшая мотивация к “погружению” в предмет деятельности. Занимающиеся в экологическом объединении неизбежно становятся отличниками биологического образования в своих классах.
Таким образом, создается та самая конструктивно-интеллектуальная среда, в которой ребята становятся фактором развития (образования и воспитания друг друга).
5. Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, организациями (ИСАР ДВ, МОО «Страж Тайги», Краевой эколого-биологический центр и др. Приглашение специалистов для проведения занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий и др.) позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию. Примером служит совместные школы полевого эко-образования.
6. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся для нас является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности (поездки детей на конкурсы, соревнования в г. Москву. Г. Суздаль, г. Барнаул ит.д.)
7. Разнообразие форм учебной деятельности, которые позволяют отработать такие учебные цели как понимание, применение, анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У одаренных детей отчетливо выражена исследовательская потребность. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания. неэффективных. Изложение учебного материала проходит в активной форме, с применением элементов эвристической беседы, сравнительного анализа, поисковой деятельности (нахождение причинно-следственных связей), практических работ, туристических походов, экскурсий, работы на экологической тропе. Активные и интерактивные формы работы тесно взаимосвязаны с различными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую помогают актуализировать знания и построить понимание темы при подготовке исследовательских проектов.
Разнообразие применяемых нами форм учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций учащихся.
Например: 1) эвристическая беседа – биолого-познавательных, мировоззренческих; 2) биологические бои и турниры – биолого-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих; 3) подготовка исследовательских проектов – информационных, мировоззренческих; 4) работа с информацией в различных знаковых системах – информационных, биолого-познавательных.
Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки призёров и победителей предметных олимпиад всех уровней.
8. Использование информационных технологий. Эффективная работа объединения невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, интерактивные задания и олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и на электронных носителях. В соответствии с требованиями всероссийских олимпиад, нами используются не только школьные, но и вузовские учебники, справочники и др.
9. Внеурочная деятельность в начальной школе. Внеурочная деятельность входит в УП, как часть, формируемая участниками образовательного процесса и, в соответствии с требованиями Стандарта, организуется по направлениям развития личности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На протяжении трёх лет я веду в начальной школе внеурочную деятельность «Я-эколог». Мною составлены и апробированы программы внеурочной деятельности. Уже на начальных этапах развития у младших школьников закладывается пакет знаний, умений, навыков в экологической направленности: стремление к здоровому образу жизни, развитие творческих и интеллектуальных способностей, развитие интереса, инициативы, любознательности к истории родного края, глубокому изучению «Малой Родины».
10. Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя-руководителя объединения.
Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся. Мне, как руководителю школьного объединения «Эколог», это послужило дополнительным стимулом для участия и победы в конкурсе ПНПО -2007, лауреат Российского национального лесного юниорского конкурса «Подрост»-2005г., победитель краевого этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», в номинации «Формы и методы экологического образования»-2009г, победитель Всероссийского дистанционного конкурса для педагогов «Моё призвание!»-2011г, победитель I Всероссийского электронного портфолио «УчПортфолио» -2013г Моя работа послужила основанием на внесение моего имени в книгу «Учитель в судьбе края» nsportal.ru›gunkina-nina-alekseevna
Мои воспитанники добились больших результатов:
Моя ученица Фомина Ольга внесена в краевую межведомственную программу «Одарённые дети» Министерство образования Хабаровского края.» Юные таланты Хабаровского края» I выпуск. Хабаровск 2003г серебрянная медаль/ www.uchportfolio.ru/s86386147
Моя выпускница Гунькина Галина была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2007-2009г серебрянная медаль/nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
Мой воспитанник Зубарев Вадим была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2011-2013г отличник 10 класс http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
Проект для одарённых детей «Алые паруса» в социальной сети
nsportal portfolio_zubareva_vadima.rar
В школе создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию разного уровня мероприятиях. Работа с одаренными подростками вообще и деятельность школьного экологического объединения «Эколог» в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Журнал «Биология в школе», газета 1 сентября «Биология»
3 Журнал «ЭГБО»
4 Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
Другие статьи
- Развитие навыков самооценки и самоконтроля у учащихся начальной школы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
- Инновации в преподавании физики.
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Развитие математических способностей в подростковом возрасте
- Моя формула успеха
- Методы реализации воспитательных задач на уроках информатики
Комментарии
#1 Нина Алексеевна, Вы проделываете огромную работу с одаренными детьми. А в Вашем городе есть школы олимпийского резерва по предметам?
Ольга Даниловская, дата: 12.06.2015 в 20:28
#2 Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему.
Диана Хатаева, дата: 11.02.2019 в 21:52
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

25.07.2014
12788
2