Статья "“УчПортфолио”, или Электронная презентация результатов педагогической деятельности учителя музыки"
Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки, ИЗО,
БОУ города Омска "Гимназия № 150",
Омская область
“УчПортфолио”, или Электронная презентация
результатов педагогической деятельности учителя музыки
При осуществлении педагогической деятельности важны рефлексивные умения и “УчПорфтолио”, Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио, предоставляет широкое информационное пространство для презентации результатов педагогической деятельности учителя.
Так, создание “Страниц” и оформление “Инфоблоков” помогают мне, учителю музыки, оформить содержательный аспект педагогической деятельности, публикации в разделах “Учебные материалы”, “Статья”, “Мастер – класс” раскрывают “маршрут” научно - исследовательской деятельности. Создание “Блогов” и “Сообществ” расширяют личностные возможности в поиске дополнительной учебно - образовательной, познавательной текстовой и иллюстративной информации с последующим её оформлением в различных видовых стилях. Поиск информации с целью публикации её в разделе “Новость” помогает мне ориентироваться в большом информационном потоке инноваций в области “Образование”. Раздел “Комментарии” предлагает мне обозначить собственную точку зрения по представленному на обсуждение вопросу. Раздел “Конкурсы” через проживание конкурсной ситуации способствует познанию себя как личность и профессионал.
Анализируя результаты своей педагогической деятельности, отмечаю, что высокий уровень обученности и качества знаний по предмету “Искусство. Музыка” обусловлен созданием на уроках ситуации успешности и увлеченности искусством посредством реализации системно-деятельностного подхода в обучении, технологии саморазвития личности, технологии проектирования системы учебных задач с целью формирования общекультурных компетентностей обучающихся, введения в учебный процесс учебника “Искусство. Музыка”, “Дневника музыкальных наблюдений для 5 класса”, “Дневника музыкальных размышлений для 6, 7 классов” (в соответствии с УМК Программы по музыке Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак).
С представленным материалом можно ознакомиться по следующим Интернет-ссылкам (таблица 1):
Таблица 1
Интернет-источник |
Название |
http://uchportfolio.ru/s07602043/?page=3458 |
Раздел “Методическая копилка |
http://uchportfolio.ru/s07602043/?page=9610 |
Учебно-методическая база по предмету “Искусство. Музыка” и инструментарий |
http://uchportfolio.ru/s07602043/?page=3421 |
Методические рекомендации, вебинары с участием В.В. Алеева |
На уроке реализуются основные цели системно — деятельностного подхода 1 в обучении музыке:
- научить обучающихся самостоятельно учиться (то есть приобрести компетенции, которые в будущем помогут определиться и освоить новую специальность или профессию);
-
помочь освоить ключевые компетенции, которые позволят учащимся социализироваться в современном мире. Например, грамотное чтение и понимание текста, использование компьютерных технологий (создание презентации к уроку или к публичному выступлению, самостоятельный поиск и обработка информации), вокальное исполнительство (творческая самореализация), повышение уровня коммуникативных компетенций.
Информационный материал Таблицы 2 представляет результаты реализации системно - деятельностного подхода в обучении музыке.
Таблица 2
Интернет-источник
Название
http://www.festival.1september.ru/articles/587117
Сценарий урока музыки в 5 классе по теме “Мир русской песни”
http://uchportfolio.ru/materials/show/1311
Сценарий урока музыки в 5 классе по теме “Песни народов мира”
http://uchportfolio.ru/materials/show/1412
Путешествие в мир “Либеровской осени” (творческая работа учащейся)
http://uchportfolio.ru/materials/show/1312
Интонации добра в творчестве Михаила Ивановича Разумова (творческая работа учащейся)
http://uchportfolio.ru/materials/show/69502
Открытая страница Волшебной силы музыки (творческая работа учащейся)
http://uchportfolio.ru/materials/show/69514
О чём рассказывает колокольный звон (творческая работа учащейся)
При изложении учебного материала на уроке учитываются возрастные, психологические, физиологические особенности обучающихся, оптимальность объема содержания изучаемого материала, опора на предыдущий опыт с целью включения обучающихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность.
Учебный материал к уроку можно найти по Интернет-ссылке (таблица 3).
Таблица 3
Интернет-источник |
Название |
http://uchportfolio.ru/s07602043/?page=7442
|
Учебный материал. “Искусство. Музыка” |
Для достижения высоких запланированных результатов на уроке “Искусство. Музыка” оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения, а не средством дисциплинарного руководства. Поэтому оценка на уроке музыке выступает как стимулирующий фактор достижений учащихся.
Так, созданная система оценивания отражает специфику предмета “Искусство. Музыка”:
- “Я - слушатель”
- обучающийся выступает в роли слушателя:
- - слушает объяснение учителем учебного материала, ответы обучающихся,
- - слушает музыкальные фрагменты учебного урока, музыкальные выступления обучающихся; компетенция слушателя: осознанное восприятие музыкального произведения, выделение средств музыкальной выразительности, слушательская культура [3; 52]
В таблице 4 представлен сценарий урока музыки в 6 классе по теме “Тембры- музыкальные краски”, в котором представлен этап урока “Слушание музыки”.
Таблица 4
Интернет-источник |
Название |
http://uchportfolio.ru/materials/show/69231 |
Сценарий урока музыки в 6 классе по теме “Тембры - музыкальные краски” |
- “Я - зритель”
- обучающийся выступает в роли зрителя:
- - изучает, анализирует живописный иллюстративный материал, предложенный в учебном пособии УМК (учебник, Дневник музыкальных наблюдений для 5 класса, Дневник музыкальных размышлений для 6, 7 классов), в демонстрационном варианте в форме презентации, разработанной учителем или обучающимся;
- “Я - исследователь”
- обучающийся выступает в роли исследователя:
- - исследует и анализирует текстовой учебный материал, представленный в УМК по предмету (учебник, Дневник музыкальных наблюдений для 5 класса, Дневник музыкальных размышлений для 6, 7 классов),
- - проводит сопоставления иллюстративного (живописного), текстового (литературного) и музыковедческого материала,
- - находит ответы на вопросы — задания, предложенные по каждой теме урока.
- Компетенция аналитика: анализ средств музыкальной выразительности (умение определить лад, темп, динамику, характер, тембр произведения). [3; 52]
В таблице 5 представлен сценарий урока музыки в 6 классе по теме “Романса трепетные звуки”, в котором учащиеся выполняют разные ролевые функции.
Таблица 5
Интернет-источник |
Название |
http://uchportfolio.ru/materials/show/69227 |
Сценарий урока музыки в 5 классе по теме “Романса трепетные звуки" |
- “Я – исполнитель”
- обучающийся выступает в роли исполнителя
- - песенного репертуара,
- - музыкально - пластических движений; Компетенция исполнителя: правильное интонирование, осознанно-эмоциональное исполнение музыкальных произведений. [3; 52]
- “Я – журналист”
- - обучающийся оформляет эссе в тетради по музыке, в Дневнике музыкальных наблюдений для 5 класса или в Дневнике музыкальных размышлений для 6, 7 классов
- - проводит интервьюирование друзей, родственников в соответствии с творческим заданием,
- - оформляет конспект урока,
- - определяет цель урока (узнать, понять, сопоставить, то есть обращается к теоретическому блоку вопросов, и определяет практический блок вопросов: услышать, исполнить),
- - завершает «журналистское расследование» определением вывода урока.
В таблице 6 представлен сценарий урока музыки в 6 классе по теме “Соло и тутти”, в котором учащиеся выполняют разные ролевые функции.
Таблица 6
Интернет-источник |
Название |
http://uchportfolio.ru/materials/show/1302 |
Сценарий урока музыки в 6 классе по теме “Соло и тутти”. |
Критерий оценивания обучающийся знает ещё до выполнения задания, поэтому может самостоятельно себя оценить, что снимает возможное непонимание, обиду или агрессию.
Оценивание на уроках “Искусство. Музыка” важно, так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе, но и в других сферах жизни.
Данный подход к оцениванию на уроке “Искусство. Музыка” стимулирует ответственность обучающегося за свои образовательные результаты, учит понимать и видеть свои успехи и неудачи, поддерживает личностную высокую самооценку обучающегося, мотивирует обучающегося на достижение успеха, приобщает и к оцениванию своих результатов, развивает самооценку на основе понятных, доступных, соответствующих музыкальной специфике урока, критерий.
Обучающийся понимает, почему ему выставлена определённая оценка и что необходимо сделать, чтобы она стала выше, обучающийся усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения, являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения.
Как одна из форма профессионального развития, самообразование мною рассматривается не только в контексте обучения на курсах, семинарах и участия в профессиональных конкурсах, но и в научно-исследовательской деятельности по предмету.
С представленным материалом можно ознакомиться в Интернет-источниках (таблица 7).
Таблица 7
Интернет-источник |
Название |
http://festival.1september.ru/articles/501528/ |
Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся |
http://uchportfolio.ru/articles/read/258 |
Истоки. Нравственность и искусство |
Таким образом, с целью презентации результатов педагогической деятельности можно использовать разные ресуры, одним из которых является “УчПортфолио. Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио.
- Источники:
1. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. Научно-методическое пособие.- М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека (Серия "Новые стандарты"), 2012.- С.9)
2. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.-М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012 (Серия "Новые стандарты").- С.23)
3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие.-М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия "Новые стандарты").- С. 52
4. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ “РИАЦ”.- 2009.- 46 с.
5. Шмачилина С.В. Педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов педвузов.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.- 140 с.
6. Шмачилина С.В. Технологии...Технологии? Технологии! Учебное пособие для студентов педвузов.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.- 218 с. Часть 1
7. Елисеев В.К. Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности
http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-refleksivnoi-kultury-uchitelya-kak-subekta-pedagogicheskoi-deyatelnos
1 Д.А. Иванова «Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС» // Справочник Заместителя директора школы, № 7, август/2012, С. 70
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- О здровьесберегательных технологиях замолвим слово
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- «Исследовательская деятельность учащихся по химии в рамках предпрофильного обучения»
- Школьный журнал на английском языке как ресурс обучения и воспитания учащихся
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Гражданско-патриотический клуб "Бурейский навигатор" (скаутское движение)
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья