Статья "Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Елена Ваторопина
25.11.2014
3261
0
Иностранный язык
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции
на уроках английского языка
Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.
Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.
Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и «спонтанные дискуссии» – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.
Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts». Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:
• What are the most common causes of conflicts?
• How often do you have conflicts?
• Whom do you often have conflicts with?
• How do you resolve conflicts?
• Is it possible to avoid conflicts?
• Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.
• Give advice on what people should do if they have a conflict.
Как показала практика, учащимся есть что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».
В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».
Важную роль для развития навыков диалогической речи играет Dialogue Vocabulary.
На данной дискуссии-конференции я использовала результаты проектной работы учащихся – исследовательский проект девятиклассников «Conflicts in our life», который они защищали на школьной и районной научно-практической конференции. Авторы проекта рассказали о том, как относятся к данной проблеме другие учащиеся нашей школе. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их.
Учащиеся приходят к определенному выводу – решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:
Fill in the table and make a conclusion.
Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов.
При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 67 с УИОП,
г. Екатеринбург
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции
на уроках английского языка
Для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступления, навыков диалогической и монологической речи целесообразно использовать интерактивные технологии при обучении английскому языку. Наиболее эффективными интерактивными технологиями, по нашему мнению, являются дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции, ролевые игры.
Из своего педагогического опыта знаю, что для учащихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности и волнения.
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога. Идет коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложений, идей. Задача учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно.
Дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Тема дискуссии обычно доводится мною до сведения учащихся заранее (но интересны и «спонтанные дискуссии» – когда тема дискуссии узкая). Дискуссии предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников.
Тема «Конфликты» изучается в 9 классе. В качестве завершающего урока по теме я провожу дискуссию-конференцию «Youth and Conflicts». Для обсуждения могут быть взяты следующие вопросы:
• What are the most common causes of conflicts?
• How often do you have conflicts?
• Whom do you often have conflicts with?
• How do you resolve conflicts?
• Is it possible to avoid conflicts?
• Explain why a peaceful resolution to a conflict is important.
• Give advice on what people should do if they have a conflict.
Как показала практика, учащимся есть что сказать на эту тему. Она им интересна и близка. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение по данной проблеме, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения».
В начале дискуссии я применяю методику «Мозговой штурм».
Youth and Conflicts
to agree to discuss to choose to disagree to understand to argue to share to hear to lead to to relate to solve to unite to prevent to avoid to ignore to confuse to criticize to support to hear to differ from |
to respect each other to listen to each other to talk to each other to deserve somebody’s love to observe the laws of co-existence to get on well to suggest an idea to allow to discriminate to prohibit to suffer from reserved polite, calm, kind friendly optimistic tolerant aggressive nervous |
values rights relations opinion idea situation conflict resolution by peaceful means in a peaceful way reunion fair unfair argument violent confident attentively similar calmly friendship freedom |
Важную роль для развития навыков диалогической речи играет Dialogue Vocabulary.
In my opinion … I think … To my mind … What do you think about it? It’s a good idea to … I feel strongly against it. I’m absolutely positive that … I don’t care about … Do you mean that …? I’m not sure that … I’m sure you’ll agree that … In addition to that … |
For example … For instance … First … Second …. Third … The first … The second … The third … First … Next … Then … After that … Finally … Connecting words: Consequently … Therefore … However … Because of … Although … In addition … Since … Also Because …. … so … … but … … and … |
На данной дискуссии-конференции я использовала результаты проектной работы учащихся – исследовательский проект девятиклассников «Conflicts in our life», который они защищали на школьной и районной научно-практической конференции. Авторы проекта рассказали о том, как относятся к данной проблеме другие учащиеся нашей школе. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, и анализ его результатов были показаны в презентации работы. Рассказ авторов проекта вызвал большое количество вопросов. Состоялся обмен мнениями по проблеме, которая очень близка учащимся и волнует их.
Учащиеся приходят к определенному выводу – решению. Чтобы помочь им в этом, считаю целесообразным предложить следующее задание:
Fill in the table and make a conclusion.
What should people do to resolve conflicts?
To resolve conflicts people should … |
To resolve conflicts people should not… |
|
|
- criticize differences
- ask for advice from someone who is older than you
- listen attentively to other people
- punish unfairly
- be optimistic
- speak calmly
- be confident and relaxed
- ignore someone’s opinion
- keep a sense of humour
- bully people
- tell people what makes you unhappy
- avoid criticizing differences
- cheer up people
- avoid looking for a peaceful solution
- observe other people’s rights
- talk to people
- bother someone
- quarrel with people
Учащиеся высказываются о главных, на их взгляд, способах предотвращения или решения конфликтов.
При оценивании участников дискуссии следует учесть следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.
Другие статьи
- Технология организации процесса самообразования
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Преемственность при обучении английскому языку в предшкольном и первом классе
- В предверии юбилея школы
- ЕГЭ как современная форма проверки знаний (на примере дисциплины «Английский язык»)
- Использование информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку
- Истоки. Нравственность и искусство
- контрольная для взрослых
- Эффективность использования образовательных технологий и методик на уроках математики (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.