Статья "В деле воспитания каникул не бывает (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)"
Тамара Хлучина
23.10.2014
2416
1
Школьный летний лагерь
Хлучина Тамара Александровна,
социальный педагог
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,
г. Оленегорск Мурманская область
социальный педагог
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,
г. Оленегорск Мурманская область
В деле воспитания каникул не бывает
(из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
(из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
Направить активность подростков в здоровое русло, создать условия для обеспечения их полезной занятости, способствовать формированию у несовершеннолетних культуры здоровья и безопасного образа жизни – таковы основные задачи организации досуга детей в летнее время. Создание в период школьных каникул организованной воспитательной среды - основное предназначение городского лагеря и лагеря труда и отдыха, функционирующих на базе учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы». Ежегодно в течение лета в них проходят оздоровление, отдыхают и трудятся более 140 детей и подростков города Оленегорска.
Подготовка лагерных смен начинается задолго до их открытия: подбирается квалифицированный педагогический и медицинский персонал, заключаются договора о трудоустройстве несовершеннолетних с учреждениями и организациями города, разрабатываются программы работы каждой смены лагеря. Особое внимание уделяется выявлению и привлечению неорганизованных в летний период детей из семей «группы риска», в том числе состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Работа ведется в тесном взаимодействии со специалистами комитета по образованию, инспекторами ПДН, центром занятости населения.
Как известно, в деле воспитания каникул не бывает. Реализация этого педагогического постулата побуждает, во-первых, к созданию благоприятных условий для интересного и полезного отдыха детей - ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем для их активной социализации, личного роста и самосовершенствования, и, во-вторых, - творческому подходу к организации работы с детьми и подростками в лагере.
В 2011 году в городском оздоровительном лагере была успешно реализована программа «Калейдоскоп». Базовыми идеями, положенными за основу программы, являлись:
- оздоровление – медицинское сопровождение, утренняя гимнастика, двухразовое питание, оздоровительные процедуры, физкультурно-спортивные мероприятия и подвижные игры. Максимально возможная двигательная активность. Хорошая экология (свежий, чистый воздух, пребывание вдали от городских улиц, дорог, магазинов). Пропаганда здорового образа жизни, воспитание интереса к активным видам деятельности. Формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- коэффициент полезного действия - тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира обучения. В ходе проведения разнообразных культурно-массовых мероприятий мы постоянно учили детей чему-то новому, закрепляли уже полученные ранее знания детей через их вовлечение в разнонаправленный обучающий процесс. Каждое действие воспитателя было направлено на развитие ребёнка, реализацию его творческих, лидерских, организаторских способностей;
Подготовка лагерных смен начинается задолго до их открытия: подбирается квалифицированный педагогический и медицинский персонал, заключаются договора о трудоустройстве несовершеннолетних с учреждениями и организациями города, разрабатываются программы работы каждой смены лагеря. Особое внимание уделяется выявлению и привлечению неорганизованных в летний период детей из семей «группы риска», в том числе состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Работа ведется в тесном взаимодействии со специалистами комитета по образованию, инспекторами ПДН, центром занятости населения.
Как известно, в деле воспитания каникул не бывает. Реализация этого педагогического постулата побуждает, во-первых, к созданию благоприятных условий для интересного и полезного отдыха детей - ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем для их активной социализации, личного роста и самосовершенствования, и, во-вторых, - творческому подходу к организации работы с детьми и подростками в лагере.
В 2011 году в городском оздоровительном лагере была успешно реализована программа «Калейдоскоп». Базовыми идеями, положенными за основу программы, являлись:
- оздоровление – медицинское сопровождение, утренняя гимнастика, двухразовое питание, оздоровительные процедуры, физкультурно-спортивные мероприятия и подвижные игры. Максимально возможная двигательная активность. Хорошая экология (свежий, чистый воздух, пребывание вдали от городских улиц, дорог, магазинов). Пропаганда здорового образа жизни, воспитание интереса к активным видам деятельности. Формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- коэффициент полезного действия - тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира обучения. В ходе проведения разнообразных культурно-массовых мероприятий мы постоянно учили детей чему-то новому, закрепляли уже полученные ранее знания детей через их вовлечение в разнонаправленный обучающий процесс. Каждое действие воспитателя было направлено на развитие ребёнка, реализацию его творческих, лидерских, организаторских способностей;
- яркие незабываемые впечатления – в процессе занятий с детьми мы старались подключать творческую фантазию, погружать детей в атмосферу сюжетной игры. Использование воспитательных возможностей внешней (социальной, культурной, природной) среды давало каждому ребенку возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень общения, при котором нет места агрессии и грубости. В нашем лагере главным были не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым.
- безопасность – соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, привлечение к работе квалифицированный кадровый состав.
Разноплановая деятельность в рамках краткосрочной комплексной лагерной программы объединяла три основных направления: «здоровый образ жизни», «творчество и развитие», «досуг», которые предусматривали тематические мероприятия: физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленности, а также мероприятия по нравственно-эстетическому, гражданско-патриотическому, социальному воспитанию детей. Работали творческие мастерские, в которых реализовывались программы с применением методов арт-терапии: «Чудо глина» (лепка), «Музыка и танцы Востока», «Разноцветный мир» (рисование). Проводились соревнования по футболу, волейболу, теннису, другим видам спорта.
Разноплановая деятельность в рамках краткосрочной комплексной лагерной программы объединяла три основных направления: «здоровый образ жизни», «творчество и развитие», «досуг», которые предусматривали тематические мероприятия: физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленности, а также мероприятия по нравственно-эстетическому, гражданско-патриотическому, социальному воспитанию детей. Работали творческие мастерские, в которых реализовывались программы с применением методов арт-терапии: «Чудо глина» (лепка), «Музыка и танцы Востока», «Разноцветный мир» (рисование). Проводились соревнования по футболу, волейболу, теннису, другим видам спорта.
На первое место практической реализации программы была поставлена идея «свобода выбора» - ребёнок вправе выбирать то, что ему интереснее. Чтобы лучше учесть потребности детей, в лагере были созданы игровые и культурно-досуговые зоны. Дети имели возможность заниматься в свободное время какой-либо полезной деятельностью в соответствии с их интересами и желаниями. Именно в этот время, на наш взгляд, происходило эмоциональное раскрепощение участников лагерных смен, в свободном общении они устанавливали контакты, общались, заводили новых друзей.
Особое внимание в лагере уделялось работе профилактической направленности. Ее приоритетными задачами было формирование у воспитанников гражданской ответственности, правового сознания, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, пропаганда здорового и безопасного образа жизни. Взаимоотношения с подростками дезадаптивного (отклоняющего) поведения строились на основе диалога, сотрудничества. Педагоги использовали методы коррекции (через формирование стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей деятельности) и стимулирования (через небезразличное, эмоциональное отношение к личности подростка, его поступкам). С целью саморазвития и самовоспитания подростка использовалась технология мотивационно - целевого управления (И.К. Шалаев), воспитатели целенаправленно воздействовали на мотивационную сферу подростка не посредством приказов и санкций, а путем демонстрации образцов деятельности, выстраивая цепочку «хочу – могу – делаю – получаю». Незаменимую помощь в этой работе оказывали социальные партнеры Центра: специалисты здравоохранения, сотрудники полиции, пожарной охраны, ГИБДД, работники учреждений культуры города.
Особое внимание в лагере уделялось работе профилактической направленности. Ее приоритетными задачами было формирование у воспитанников гражданской ответственности, правового сознания, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, пропаганда здорового и безопасного образа жизни. Взаимоотношения с подростками дезадаптивного (отклоняющего) поведения строились на основе диалога, сотрудничества. Педагоги использовали методы коррекции (через формирование стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей деятельности) и стимулирования (через небезразличное, эмоциональное отношение к личности подростка, его поступкам). С целью саморазвития и самовоспитания подростка использовалась технология мотивационно - целевого управления (И.К. Шалаев), воспитатели целенаправленно воздействовали на мотивационную сферу подростка не посредством приказов и санкций, а путем демонстрации образцов деятельности, выстраивая цепочку «хочу – могу – делаю – получаю». Незаменимую помощь в этой работе оказывали социальные партнеры Центра: специалисты здравоохранения, сотрудники полиции, пожарной охраны, ГИБДД, работники учреждений культуры города.
Особенность реализуемой в 2011 году программы лагерной смены было многоэтапное воспитательное мероприятие - сюжетная игра «Остров сокровищ». В основе игрового замысла была цель - совершить как можно больше добрых, хороших, полезных дел. Ежедневно каждый ребенок имел возможность зарабатывать «магические кристаллы», приобщаясь к различным видам деятельности: занимаясь в кружках и творческих мастерских, организуя дежурство по лагерю, участвуя в работе Совета отряда, Совета актива лагеря, в отрядных делах, в подготовке и проведении коллективных творческих дел. В конце дня дети анализировали результаты проделанной работы, вспоминали яркие моменты и достижения, подводили итоги, планировали мероприятиях на следующий день.
Высокая результативность работы городского лагеря во многом зависела от тщательно спланированной, упорядоченной и продуманной совместной деятельности детей и взрослых. Основным показателем эффективной работы педагогического коллектива и социальных партнеров является высокий показатель оздоровительного эффекта, отсутствие правонарушений, совершенных детьми и подростками, охваченными летним отдыхом в лагерях городского округа.
В этом году в очередной раз детям и подросткам открыл свои двери «Центр внешкольной работы». На его базе планируется работа летнего городского оздоровительного лагеря и лагеря труда и отдыха для подростков.
Высокая результативность работы городского лагеря во многом зависела от тщательно спланированной, упорядоченной и продуманной совместной деятельности детей и взрослых. Основным показателем эффективной работы педагогического коллектива и социальных партнеров является высокий показатель оздоровительного эффекта, отсутствие правонарушений, совершенных детьми и подростками, охваченными летним отдыхом в лагерях городского округа.
В этом году в очередной раз детям и подросткам открыл свои двери «Центр внешкольной работы». На его базе планируется работа летнего городского оздоровительного лагеря и лагеря труда и отдыха для подростков.
Педагогический коллектив на первое место выдвигает цели и задачи, реализация которых обеспечивает получение каждым ребёнком физического, психологического и эмоционального удовлетворения. Ведь только здоровый человек с хорошим самочувствием, психической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевать различные трудности и достигать успехов в жизни.
Литература:
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2008г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006
Литература:
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2008г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006
Другие статьи
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Деформация тел
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
- Способы организации сетевой проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- МОИ ПУТИ К УЧЕНИКАМ
- Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области «Искусство». Из опыта работы
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Тамара Александровна,полностью с Вами согласна, что в процессе занятий с детьми обязательно нужно подключать творческую фантазию для погружения детей в атмосферу сюжетной игры, полностью использовать воспитательные возможности внешней (социальной, культурной, природной) среды, давая каждому ребенку возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень общения, при котором нет места агрессии и грубости.
Татьяна Медведева, дата: 06.06.2015 в 9:53
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.