С нами 13720 учителей, 4784 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "В деле воспитания каникул не бывает (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)"

Хлучина Тамара Александровна,
социальный педагог
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,
г. Оленегорск Мурманская область
 
В деле воспитания каникул не бывает
 (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
 
   Направить активность подростков в здоровое русло, создать условия для обеспечения их полезной занятости, способствовать формированию у несовершеннолетних культуры здоровья и безопасного образа жизни – таковы основные задачи организации досуга детей в летнее время. Создание в период школьных каникул организованной воспитательной среды - основное предназначение городского лагеря и лагеря труда и отдыха, функционирующих на базе учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы». Ежегодно в течение лета в них проходят оздоровление, отдыхают и трудятся более 140 детей и подростков города Оленегорска.
   Подготовка лагерных смен начинается задолго до их открытия: подбирается квалифицированный педагогический и медицинский персонал, заключаются договора о трудоустройстве несовершеннолетних с учреждениями и организациями города, разрабатываются программы работы каждой смены лагеря. Особое внимание уделяется выявлению и привлечению неорганизованных в летний период детей из семей «группы риска», в том числе состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Работа ведется в тесном взаимодействии со специалистами комитета по образованию, инспекторами ПДН, центром занятости населения.
   Как известно, в деле воспитания каникул не бывает. Реализация этого педагогического постулата побуждает, во-первых, к созданию благоприятных условий для интересного и полезного отдыха детей - ярких впечатлений, находок и открытий, творческого познания нового, а вместе с тем для их активной социализации, личного роста и самосовершенствования, и, во-вторых, - творческому подходу  к организации работы с детьми и подростками в лагере.
   В 2011 году в городском оздоровительном лагере была успешно реализована программа «Калейдоскоп». Базовыми идеями, положенными за основу программы, являлись:
- оздоровление – медицинское сопровождение, утренняя гимнастика, двухразовое питание, оздоровительные процедуры, физкультурно-спортивные мероприятия и подвижные игры. Максимально возможная двигательная активность. Хорошая экология (свежий, чистый воздух, пребывание вдали от городских улиц, дорог, магазинов). Пропаганда здорового образа жизни, воспитание интереса к активным видам деятельности. Формирование общей культуры здорового и безопасного образа жизни;
- коэффициент полезного действия - тонкая грань соприкосновения мира развлечения и мира обучения. В ходе проведения разнообразных культурно-массовых мероприятий мы постоянно учили детей чему-то новому, закрепляли уже полученные ранее знания детей через их вовлечение в разнонаправленный обучающий процесс. Каждое действие воспитателя было направлено на развитие ребёнка, реализацию его творческих, лидерских, организаторских способностей;
  
- яркие незабываемые впечатления – в процессе занятий с детьми мы старались подключать творческую фантазию, погружать детей в атмосферу сюжетной игры. Использование воспитательных возможностей внешней (социальной, культурной,  природной) среды давало каждому ребенку возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень общения, при котором нет места агрессии и грубости. В нашем лагере главным были не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым.
    
- безопасность – соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, привлечение к работе квалифицированный кадровый состав.
   Разноплановая деятельность в рамках краткосрочной комплексной лагерной программы объединяла три основных направления: «здоровый образ жизни», «творчество и развитие», «досуг», которые предусматривали тематические мероприятия: физкультурно-спортивной и художественно-эстетической направленности, а также мероприятия по нравственно-эстетическому, гражданско-патриотическому, социальному воспитанию детей. Работали творческие мастерские, в которых реализовывались программы с применением методов арт-терапии:  «Чудо глина» (лепка), «Музыка и танцы Востока», «Разноцветный мир» (рисование). Проводились соревнования по футболу, волейболу, теннису, другим видам спорта.
  
 
   На первое место практической реализации программы была поставлена идея «свобода выбора» - ребёнок вправе выбирать то, что ему интереснее. Чтобы лучше учесть потребности детей, в лагере были созданы игровые и культурно-досуговые зоны. Дети имели возможность заниматься в свободное время какой-либо полезной деятельностью в соответствии с их интересами и желаниями. Именно в этот время, на наш взгляд, происходило эмоциональное раскрепощение участников лагерных смен, в свободном общении они устанавливали контакты, общались, заводили новых друзей.
   Особое внимание в лагере уделялось работе  профилактической направленности. Ее приоритетными задачами было формирование у воспитанников гражданской ответственности, правового сознания, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, пропаганда здорового и безопасного образа жизни. Взаимоотношения с подростками  дезадаптивного (отклоняющего) поведения строились на основе диалога, сотрудничества. Педагоги использовали методы коррекции (через формирование стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей деятельности) и стимулирования (через небезразличное, эмоциональное отношение к личности подростка, его поступкам). С целью саморазвития и самовоспитания подростка использовалась технология мотивационно - целевого управления (И.К. Шалаев), воспитатели целенаправленно воздействовали на мотивационную сферу подростка не посредством приказов и санкций, а путем демонстрации образцов деятельности, выстраивая цепочку «хочу – могу – делаю – получаю». Незаменимую помощь в этой работе оказывали социальные партнеры Центра: специалисты здравоохранения, сотрудники полиции, пожарной охраны, ГИБДД, работники учреждений культуры города.
   Особенность реализуемой в 2011 году программы лагерной смены было  многоэтапное воспитательное мероприятие - сюжетная игра «Остров сокровищ». В основе игрового замысла была цель - совершить как можно больше добрых, хороших, полезных дел. Ежедневно каждый ребенок имел возможность зарабатывать «магические кристаллы», приобщаясь к различным видам деятельности: занимаясь в кружках и творческих мастерских, организуя дежурство  по лагерю, участвуя в работе Совета отряда, Совета актива лагеря, в отрядных делах, в подготовке и проведении коллективных творческих дел. В конце дня дети анализировали результаты проделанной работы, вспоминали яркие моменты и достижения, подводили итоги, планировали мероприятиях на следующий день.
  Высокая результативность работы городского лагеря во многом зависела от тщательно спланированной, упорядоченной и продуманной совместной деятельности детей и взрослых. Основным показателем эффективной работы педагогического коллектива и социальных партнеров является высокий показатель оздоровительного эффекта, отсутствие правонарушений, совершенных детьми и подростками, охваченными летним отдыхом в лагерях городского округа.
   В этом году в очередной раз детям и подросткам открыл свои двери «Центр внешкольной работы». На его базе планируется работа летнего городского оздоровительного лагеря и лагеря труда и отдыха для подростков.
Педагогический коллектив на первое место выдвигает цели и задачи, реализация которых обеспечивает получение каждым ребёнком физического, психологического и эмоционального удовлетворения. Ведь только здоровый человек с хорошим самочувствием, психической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевать различные трудности и достигать успехов в жизни.
 
Литература:
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2008г.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей -  М., 2003 
Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Тамара Александровна,полностью с Вами согласна, что в процессе занятий с детьми обязательно нужно подключать творческую фантазию для погружения детей в атмосферу сюжетной игры, полностью использовать воспитательные возможности внешней (социальной, культурной, природной) среды, давая каждому ребенку возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень общения, при котором нет места агрессии и грубости.
Татьяна Медведева, дата: 06.06.2015 в 9:53  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.