Статья "Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьников."
Надежда Леонтьева
30.06.2014
2258
1
Воспитательная работа
Семейное чтение, как одно из направлений духовно-нравственного развития школьника.
«Чтение – это окошко,
через которое дети видят и
познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
через которое дети видят и
познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
Библиотека - эпицентр духовных ценностей. Эпицентр - место, где что-нибудь проявляется с наибольшей силой.
Для всех, кто работает с подростками, очень важно иметь представление о том, что является значимым для них, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения, интересы - иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании. От библиотечных работников, обслуживающих детей, юношество, молодёжь, в некоторой степени зависит будущее страны в её нравственном аспекте, поскольку одной из основных задач деятельности библиотек является формирование у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Школьная библиотека - это то место в школе, куда каждый ребёнок, включая всех озорников и двоечников, приходит с положительной, можорной Я-концепцией. Здесь ему нравится, здесь он имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе, и, соответственно, занимать в библиотечном сообществе иное место.
Наша школа находится в районе, удалённом от центра города, в ней много учащихся из неполных и малообеспеченных семей. К этим детям необходимо особое внимание.
Сейчас мы справедливо говорим, что в нашем обществе - дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношении между людьми, очень низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, неактивны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своём родном языке.
Поэтому, исходя из социального и нравственного положения детей нашей школы, приоритетной задачей для себя мы определили пропаганду традиционных "общечеловеческих" ценностей, таких понятий, как "патриотизм", "гражданственность", "национальное достоинство", "высокая культура", "дружба", "любовь", "семья".
Наша школа имеет статус Центра воспитательной и досуговой деятельности в микрорайоне, а библиотека - как одно из подразделений этого центра.
Союз библиотеки со всеми структурами школы необходим в духовно-нравственном воспитании, в привитии интереса к чтению школьников.
Сотрудничество с классным коллективом осуществляется через пропаганду библиотечно-библиографических и информационных знаний, организации помощи в рекомендации художественной литературы и периодических изданий.
Сотрудничество с классным руководителем – через оказание помощи в проведении классных часов и пятнадцатиминуток, поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике, а классные коллективы вместе с классными руководителями помогают пополнить библиотечный фонд. По традиции первоклассники и выпускники дарят библиотеке художественную и энциклопедическую литературу. В школе работает Совет библиотеки, куда входят ребята из всех классов.
Сотрудничество с детской организацией "Созвездие" реализуется через помощь в разработке и проведению праздников ("Новогодний КВН" среди учителей и старшеклассников, "Осенний балл", "День святого Валентина", "Уроки мужества").
Сотрудничество с учителями-предметниками - через подбор дополнительной литературы по предметам.
Во взаимодействии с пришкольным детским оздоровительным и трудовым лагерем используются выставки, беседы, литературные праздники. Силами бригады из трудового лагеря осуществляется ремонт книг.
Досуговый центр - это музей, филармония, кружки эстетического цикла, танцевальная студия, спортивные секции. Библиотека предоставляет литературу и периодические издания по музыке, краеведению, спорту, цветоводству, экологии.
Тесная связь налажена с филиалом городской библиотеки №3, которая находится в нашей школе. Мы проводим совместно библиотечные уроки, массовые мероприятия ("Неделя детской книги", конкурс чтецов, подготовка к дидактическим спектаклям, проведение викторин).
Сотрудничество с семьёй осуществляется, через проведение родительских собраний, фестивалей, конкурсов.
Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационных потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Как школьной библиотеке стать путеводителем в семейном круге чтения? Как сделать так, чтобы у детей и родителей появилась потребность в чтении? Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в его жизни с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение художественных произведений.
В целях продвижения детского чтения и детской книги в общество, привлечения учащихся к чтению наша школьная библиотека постоянно ищет новые нестандартные способы и пути решения этой задачи.
Тому подтверждением могут служить программы и проекты, которые реализуются в школьной библиотеке.
Целевой комплексный проект «Войдём в мир книги вместе», который был разработан в 2012 году, позволяет выявить основные формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений; выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения; стимулировать совместное чтение, обсуждение прочитанного; дать рекомендации и заинтересовать сверстников чтением понравившейся книги.
На первом этапе, подготовительном, было проведено анкетирование учащихся и родителей 1-11 классов. Анализ анкет был представлен на МО классных руководителей. С учеником 3а класса Николаевым Тимофеем мы выполнили исследовательскую работу «Есть ли у книги будущее?», где были представлены результаты анкетирования учащихся и родителей начальной школы. Тимофей выступил с этой работой на школьной научно-практической конференции, где занял первое место и на городской НПК «Первые шаги».
В целях приобщения читателей к семейному чтению разработаны и проведены культурно-досуговые мероприятия в рамках данного проекта:
- классные часы, способствующие привлечению детей к чтению: «Все профессии нужны, все профессии важны» с привлечением родителей, «Это ласковое слово, Мама!»;
- Литературные вечера: посвященые Марине Цветаевой и Владимиру Высоцкому;
- различные конкурсы – ежегодный конкурс «Читатель года», «Самая читающая семья»; конкурсы рисунков: «Моя любимая книга» для 1-5 классов, «Экслибрис библиотеки» для 6-11 классов, «Нашим любимым мамам!»;
- оформление выставок - «На всех парусах в море книжное», «К чтению с почтением», «Хотелось бы всех поимённо назвать…», «Через тернии к звёздам», различные выставки к юбилейным датам писателей и многие др.
В Неделю детской книги в рамках школьного ежегодного фестиваля «Ласковое сердце» прошла номинация Семейный проект «Настольная книга нашей семьи».
Условием проведения конкурса было создание проекта «Хорошей книге -достойную рекламу». В конкурсе семейных проектов приняло участие 8 семей: 4 из начальных классов и 4 из среднего звена. Работы были представлены в разных жанрах.
Художественное чтение: Семья Закировой Валирии из 1 «а» кл. представили стихотворение А. Барто «Арифметика»; Семья Борисовых 2 «а» класс – произведение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Презентация произведений: Семья Алексеевых 6 кл. представили книгу Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»; Семья Саитовых 6 «б» класс – повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперёд».
Две семьи инсценировали отрывки из произведений: Семья Исмагиловых,
3 «а» класс представили отрывок из произведения Алана Милна «Вини-Пух и все-все-все»; Семья Селяхиных 4 класс – сценку «Золотое правило».
Семья Макаровых 5 класс и Семья Исаевых 7 «а» класс представили презентации о любимых книгах своей семьи.
Победителями в этом конкурсе стали: Семья Макаровых – в среднем звене и семья Исмагиловых в начальном звене.
Так же в проект включены программы чтения: «Капитаны книжных морей» 1-4 кл., «На всех парусах в море книжное» 5-9 кл.
Как показывает практика, проектная деятельность позволяет эффективно взаимодействовать школьной библиотеке с семьей на двух уровнях: - продвижение чтения, формирования культуры чтения членов семьи; - совместная работа школьной библиотеки и семьи по организации чтения и формирования читательской деятельности.
Реализация проекта возможна только при поддержке всего педагогического коллектива. Большую помощь в создании этого проекта оказывала администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
В ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, увеличилась посещаемость и книговыдача.
Результаты работы по данному проекту были представлены:
- в апреле 2013 года на ГМО школьных библиотекарей;
- в мае 2013 года на итоговой конференции педагогического коллектива.
Мы полагаем, что "сокровищница книг" может и должна стать центральным местом воспитания человека культуры, человека, который, постигая и творя культуру, обретает свою духовную сущность.
Для всех, кто работает с подростками, очень важно иметь представление о том, что является значимым для них, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения, интересы - иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании. От библиотечных работников, обслуживающих детей, юношество, молодёжь, в некоторой степени зависит будущее страны в её нравственном аспекте, поскольку одной из основных задач деятельности библиотек является формирование у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Школьная библиотека - это то место в школе, куда каждый ребёнок, включая всех озорников и двоечников, приходит с положительной, можорной Я-концепцией. Здесь ему нравится, здесь он имеет возможность проявить себя по-другому, нежели в классе, и, соответственно, занимать в библиотечном сообществе иное место.
Наша школа находится в районе, удалённом от центра города, в ней много учащихся из неполных и малообеспеченных семей. К этим детям необходимо особое внимание.
Сейчас мы справедливо говорим, что в нашем обществе - дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношении между людьми, очень низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, неактивны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить на своём родном языке.
Поэтому, исходя из социального и нравственного положения детей нашей школы, приоритетной задачей для себя мы определили пропаганду традиционных "общечеловеческих" ценностей, таких понятий, как "патриотизм", "гражданственность", "национальное достоинство", "высокая культура", "дружба", "любовь", "семья".
Наша школа имеет статус Центра воспитательной и досуговой деятельности в микрорайоне, а библиотека - как одно из подразделений этого центра.
Союз библиотеки со всеми структурами школы необходим в духовно-нравственном воспитании, в привитии интереса к чтению школьников.
Сотрудничество с классным коллективом осуществляется через пропаганду библиотечно-библиографических и информационных знаний, организации помощи в рекомендации художественной литературы и периодических изданий.
Сотрудничество с классным руководителем – через оказание помощи в проведении классных часов и пятнадцатиминуток, поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике, а классные коллективы вместе с классными руководителями помогают пополнить библиотечный фонд. По традиции первоклассники и выпускники дарят библиотеке художественную и энциклопедическую литературу. В школе работает Совет библиотеки, куда входят ребята из всех классов.
Сотрудничество с детской организацией "Созвездие" реализуется через помощь в разработке и проведению праздников ("Новогодний КВН" среди учителей и старшеклассников, "Осенний балл", "День святого Валентина", "Уроки мужества").
Сотрудничество с учителями-предметниками - через подбор дополнительной литературы по предметам.
Во взаимодействии с пришкольным детским оздоровительным и трудовым лагерем используются выставки, беседы, литературные праздники. Силами бригады из трудового лагеря осуществляется ремонт книг.
Досуговый центр - это музей, филармония, кружки эстетического цикла, танцевальная студия, спортивные секции. Библиотека предоставляет литературу и периодические издания по музыке, краеведению, спорту, цветоводству, экологии.
Тесная связь налажена с филиалом городской библиотеки №3, которая находится в нашей школе. Мы проводим совместно библиотечные уроки, массовые мероприятия ("Неделя детской книги", конкурс чтецов, подготовка к дидактическим спектаклям, проведение викторин).
Сотрудничество с семьёй осуществляется, через проведение родительских собраний, фестивалей, конкурсов.
Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационных потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Как школьной библиотеке стать путеводителем в семейном круге чтения? Как сделать так, чтобы у детей и родителей появилась потребность в чтении? Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в его жизни с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение художественных произведений.
В целях продвижения детского чтения и детской книги в общество, привлечения учащихся к чтению наша школьная библиотека постоянно ищет новые нестандартные способы и пути решения этой задачи.
Тому подтверждением могут служить программы и проекты, которые реализуются в школьной библиотеке.
Целевой комплексный проект «Войдём в мир книги вместе», который был разработан в 2012 году, позволяет выявить основные формы организации чтения в семье, читательские предпочтения поколений; выработать точку зрения на отношение к процессу чтения и необходимости систематического чтения; объединить родителей и детей темой общения; стимулировать совместное чтение, обсуждение прочитанного; дать рекомендации и заинтересовать сверстников чтением понравившейся книги.
На первом этапе, подготовительном, было проведено анкетирование учащихся и родителей 1-11 классов. Анализ анкет был представлен на МО классных руководителей. С учеником 3а класса Николаевым Тимофеем мы выполнили исследовательскую работу «Есть ли у книги будущее?», где были представлены результаты анкетирования учащихся и родителей начальной школы. Тимофей выступил с этой работой на школьной научно-практической конференции, где занял первое место и на городской НПК «Первые шаги».
В целях приобщения читателей к семейному чтению разработаны и проведены культурно-досуговые мероприятия в рамках данного проекта:
- классные часы, способствующие привлечению детей к чтению: «Все профессии нужны, все профессии важны» с привлечением родителей, «Это ласковое слово, Мама!»;
- Литературные вечера: посвященые Марине Цветаевой и Владимиру Высоцкому;
- различные конкурсы – ежегодный конкурс «Читатель года», «Самая читающая семья»; конкурсы рисунков: «Моя любимая книга» для 1-5 классов, «Экслибрис библиотеки» для 6-11 классов, «Нашим любимым мамам!»;
- оформление выставок - «На всех парусах в море книжное», «К чтению с почтением», «Хотелось бы всех поимённо назвать…», «Через тернии к звёздам», различные выставки к юбилейным датам писателей и многие др.
В Неделю детской книги в рамках школьного ежегодного фестиваля «Ласковое сердце» прошла номинация Семейный проект «Настольная книга нашей семьи».
Условием проведения конкурса было создание проекта «Хорошей книге -достойную рекламу». В конкурсе семейных проектов приняло участие 8 семей: 4 из начальных классов и 4 из среднего звена. Работы были представлены в разных жанрах.
Художественное чтение: Семья Закировой Валирии из 1 «а» кл. представили стихотворение А. Барто «Арифметика»; Семья Борисовых 2 «а» класс – произведение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».
Презентация произведений: Семья Алексеевых 6 кл. представили книгу Роберта Стивенсона «Остров сокровищ»; Семья Саитовых 6 «б» класс – повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперёд».
Две семьи инсценировали отрывки из произведений: Семья Исмагиловых,
3 «а» класс представили отрывок из произведения Алана Милна «Вини-Пух и все-все-все»; Семья Селяхиных 4 класс – сценку «Золотое правило».
Семья Макаровых 5 класс и Семья Исаевых 7 «а» класс представили презентации о любимых книгах своей семьи.
Победителями в этом конкурсе стали: Семья Макаровых – в среднем звене и семья Исмагиловых в начальном звене.
Так же в проект включены программы чтения: «Капитаны книжных морей» 1-4 кл., «На всех парусах в море книжное» 5-9 кл.
Как показывает практика, проектная деятельность позволяет эффективно взаимодействовать школьной библиотеке с семьей на двух уровнях: - продвижение чтения, формирования культуры чтения членов семьи; - совместная работа школьной библиотеки и семьи по организации чтения и формирования читательской деятельности.
Реализация проекта возможна только при поддержке всего педагогического коллектива. Большую помощь в создании этого проекта оказывала администрация школы, учителя начальных классов, учителя-предметники.
В ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, увеличилась посещаемость и книговыдача.
Результаты работы по данному проекту были представлены:
- в апреле 2013 года на ГМО школьных библиотекарей;
- в мае 2013 года на итоговой конференции педагогического коллектива.
Мы полагаем, что "сокровищница книг" может и должна стать центральным местом воспитания человека культуры, человека, который, постигая и творя культуру, обретает свою духовную сущность.
Другие статьи
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности
- Ах, лето!
- Использование презентаций в процессе обучения историии культуры родного края в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
- контрольная для взрослых
- Веб-квест
- Использование активных методов обучения в системе урока
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Некоммерческий фонд “Пушкинская библиотека” разработал образовательную программу “Марафон “Книга соединяет столетия”: 1814-1914-2014гг.”, которая объединит три этапа интернет-деятельности индивидуальных и/или командных подростковых/молодежных команд с участием родителей, педагогов или библиотекарей: Лермонтовские истории, Литература о забытой войне, Путешествие с книгой. Создаваемые мультимедийные материалы по каждой из заявленных тем будут размещаться на портале “Чтение-21” по мере готовности в разделе «Марафон “Cоединяя столетия”».
Татьяна Мазурова, дата: 04.07.2014 в 7:17
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.