С нами 16277 учителей, 5595 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств""

Трушина Светлана Юрьевна 
Учитель музыки МБОУ СОКШ
с. Знаменка Нерчинский район.
Забайкальский край
                                                
                                            "Взаимосвязь  всех  видов  искусств"

Тему  «Взаимосвязь всех видов искусств»  можно трактовать и по-другому- интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческих способностей школьников.
 В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей.
 Привлечение на урок музыки  других видов искусства- это межпредметные связи- связи между отдельными науками в программа одного предмета.
Наиболее характерной чертой межпредметных связей является их интегративность. Интеграция- это объединение в целое, восстановление какого-либо единства. Интеграция есть процесс и результат создания единого,   цельного. В обучении она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин. Средствами реализации является наглядность, систематичность,  связь с практикой, активизация обучения.
 Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствует формированию целостной, научной картины мира, рассмотрению предмета , явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствует развитию творческих способностей, изобразительных и музыкальных умений и навыков;
позволяют систематизировать знания;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического  восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
способствуют  повышению, росту профессионального мастерства учителя ,т.к. требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса,  осуществления деятельностного подхода к обучению. 
В программу по музыке широко включены синтетические по своей природе жанры музыкального искусства , неразрывно связанные с художественной литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством (опера ,оратория, кантата, романс, песня)
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека , его духовным ценностям. Для целостного восприятия произведений искусства важно сочетать их разные виды на уроках.
Виды искусства многочисленны, границы между ними  гибки и подвижны,  и вместе с тем, все они являются гранями одного единого процесса- приобщения  ребёнка к художественному освоению мира. Каждый вид искусства обладает своим художественно- образным языком, своей спецификой воссоздания действительности.
То, что подвластно музыке,  не может выразить скульптура, то , что описывает  живопись, не всегда подвластно литературе и т.д.
Дети, особенно, младшие, предрасположены к восприятию различных видов искусств.  Ребёнку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных ребёнку видов искусства и прежде всего- изобразительного  и художественной литературы.
Уже с первых уроков в 1 классе учащиеся прислушиваются к звукам природы, к самим себе. Вглядываясь в пейзажи художников, определяют, какая по характеру музыка подходит  для той или иной картины, накапливается багаж эмоциональных терминов (спокойно, нежно,  задумчиво, протяжно, плавно, напевно, радостно, звонко и т.д.)
Впервые знакомясь с фортепианным циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки» , свои музыкальные впечатления от «Балеты невылупившихся птенцов» дети выражают в рисунках.
Тема   во  2  классе- «О чём рассказывает музыка» акцентирует проблему, связанную с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка).
Кроме того, ряд внутренних тем освещает влияние содержания на музыкальную  интонационность,  на музыкальные формы (вариации, рондо).
Интерес к истории Отечества прививаю, обращаясь к темам патриотизма. Так, со 2 класса дети слушают главную песню России- гимн РФ.
Знакомятся ученики и с другими героическими персонажами русской истории. Дети узнают о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего собою ради спасения  Москвы от врагов.
Ярким примером взаимосвязи  разных видов искусств является кантата «Александр Невский». На примере исторических событий в одном образе легендарного Невского ,сливаются  кино, ИЗО и музыка.
На уроках  разучиваются патриотические песни «Солдатушки , бравы ребятушки», «Шёл ленинградский паренёк», «С чего начинается Родина».. и др. Эти  и другие песни связаны с историей страны, поэтому на уроках используются репродукции разных войн и эпох ,декламируются стихи.
В 3 классе учащиеся знакомятся с творчеством С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и волк». Раскрывая тему «»Изобразительность интонации», начинаю с  вопроса: «Какие портреты «рисовала» музыка  в этой сказке?»
В 5 классе –«Музыка- живопись, поэзия…Может ли музыка  «Нарисовать» портрет?»
Музыкальный портрет мы отождествляем с живописным портретом в литературном описании того или иного персонажа. Любому мастеру свойственно умение видеть, а композитору- слышать и музыкальными средствами передавать черты изображаемого предмета  или человека.
Некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью. Ярким примером музыкального портрета  является пьеса «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сквозь звуки, передающие хромающую походку  и угловатые прыжки фантастического уродца, неожиданно проглядывает глубокое душевное страдание, живая человеческая тоска, боль, одиночество.  Это уже не просто иллюстрация к картине В. Гартмана- это творческое  развитие и углубление образа сказочного героя.
Дети самостоятельно делают вывод  о том,  что в музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.
В  теме «Можем ли мы услышать живопись» детям предлагается к картине «Сикстинская мадонна» - «Аве Мария» Ф. Шуберта- одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Учащиеся отмечают простоту, ясность, гармоничность, уравновешенность образа в музыке  и картине Леонардо да Винчи.
Велика роль  песни в жизни человека.  « Как кому на свете дышится, живётся- такова и песня у него поётся», - писал о песне поэт XIX века И. Суриков. Песни «Вечерний звон», репродукции  Шишкина т Левитана помогают понять и почувствовать облик Родины, душу старой России.
Балет, как и опера,  неразрывно связана с литературой. В балете сочетается музыкальность,  танец и зрелищность, что делает его одним из синтетических видов искусства. Это балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского , «Золушка» С. Прокофьева.
Глубокое внутреннее родство поэтической и музыкальной формы ощущается в произведениях С. Есенина, которое вызвано, прежде всего, влиянием русской народной песни.
В классах среднего звена живая связь искусств  продолжается. У детей уже накоплен  определённый запас знаний,  понятий и умений. Музыкальные образы мы продолжаем рассматривать в сопоставлении с образами изобразительного  и словесно-поэтического искусств.
В 6 классе учащиеся знакомятся с оперой «Повесть о настоящем человеке», с одноимённым литературным произведением, узнают, что этот подвиг запечатлён в кино.
Также продолжается связь музыки  (оперы) с литературными произведениями.  Это опера «Золотой петушок», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» , сюита «Зимний костёр», где используются стихи С. Маршака.
В 7 классе- опера,  кино и роман с одноимённым названием «Война и мир»,  песня-баллада «Лесной царь» на стихи И. Гёте, «Песня туристов» из фильма и оперы « А зори здесь тихие» на сюжет одноимённой повести Б.Васильева.
Смена видов деятельности, использование ассоциативных связей между различными видами искусств придают урокам оживлённый характер, способствуют созданию определённого ритма и настроения , ибо «чем больше ребёнок видел,  слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем  большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» ( Л. Выготский)
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ