С нами 14184 учителя, 5026 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)"

Шаврина Ирина Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 21, г. Южно-Сахалинск
Сахалинская область
2016 

 

Развитие соуправления в начальной школе (из опыта работы)
 
      Дети начальной школы ещё не способны чётко принимать и понимать такое понятие, как самоуправление. В самоуправленческую деятельность необходимо рассматривать и вовлекать учащихся в среднем и старшем звене, на мой взгляд. Поэтому в начальной школе на пути ребёнка к творческой самостоятельности мы будем говорить о соуправлении. Соуправление -  это в своём роде первые шаги к самоуправлению и способствует положению начала для самовоспитания, самоформирования  у младших школьников активной жизненной позиции и предполагает  обучение лидерству через использования приёмов развития взаимодействия и сотрудничества.
   Основная цель соуправления предполагает формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности, содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника, создание сплоченного дружного коллектива.
          Задачи, реализуемые в процессе соуправления в классном коллективе:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности.
- Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции.
- Воспитание у школьников демократической культуры.
- Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества.
- Воспитание достойных творческих лидеров
- Привлечение родителей к активному участию в КТД.
       Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
          Деятельность соуправления строится на следующих принципах:
- Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
- Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и еѐ результатах перед коллективом.
      Программа по соуправлению рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов и реализуется в 4 этапа:
1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие соуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
Ожидаемый результат:
- Обретение чувства уверенности в себе.
- Умение поддерживать других.
- Осознание ответственности за свои поступки.
- Расширение представлений о себе, своих возможностях.
- Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
- Стремление использовать свои умения на радость близким.
- Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрос-
лых.
- Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

 

 
Важно подчеркнуть, что на каждом этапе развития детского коллектива меняется и позиция классного руководителя:
На первом и втором этапе – он организатор,
На третьем – руководитель, На четвертом – помощник, советчик, старший друг.
Дети очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Для этого ребята придумали название городу – классу «Светлый» и девиз: «Светить всегда, светить везеде, быть впереди и точка»!».
Мы вместе распределили  поручения:
Мэр города - совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся), отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе, формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий, объявляет благодарность и замечания, контролирует выполнение поручений.
Вице-мэры – контролируют посещаемость и готовность к занятиям, осуществляют контроль за ведением дневников, совместно с мэром руководят группой консультантов, ведут работу с ребятами, отстающими по предметам, замещают мэра в его отсутствие.
Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями;
Хозяйственная служба класса – сохранность мебели класса, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса, организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";
Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и города, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе;
Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редкол-легии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фоторепортаж о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фоторепортаж и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;
Служба дежурных, в обязанности которой входит организация и контроль дежурства по школе и классу, составляет график дежурств, отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря.
     Для того, чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, класс был разделен на небольшие микрогруппы (по 8 человек) учитывая желание детей, творческие интересы, способности, характер и привычки, используя прием «магнита». Были названы имена самых популярных детей в классе, выявленных с помощью методики «пьедестал». Ребята по моей просьбе составили группы из остальных детей. Пренебрегаемых и отвергаемых детей распределила по группам сама, учитывая в какой группе им будет комфортнее, и убедила уже объединившихся детей, что именно с ними этим детям будет хорошо.
    Каждая группа выполняет поручения в классе одну неделю. В течение недели мэр наблюдает за тем, как дети выполняют поручения, внося запись в свою тетрадь. В конце недели проводим коллективное обсуждение итогов проведенной недели, что получилось хорошо, что не удалось и почему, что учтем на будущее. Деятельность мэра, его команды обсуждает коллектив группы, а он работу всех ребят. Фамилии детей, которые хорошо выполняли свои поручения, вносили в классную «Книгу Почёта». В конце четверти делала запись в дневник с благодарностью учащимся за активную работу в классе. Создан клуб «Кот» и театральная студия «Школа творчества».
      По сравнению с первым этапом, в результате такой формы коллективной деятельности, дети научились самостоятельно дежурить по группе и столовой, на прогулке организовывать несложные игры, видеть тех, кому нужна помощь, и оказывать еѐ.
   Но не все ребята в классе выполняли свои поручения удачно, они пользовались авторитетом, но в силу возраста, возможностей, привычек и т.д. организаторские способности ещѐ не совсем развиты, они не всегда самостоятельно справлялись с делами.
Поэтому на третьем этапе было запланировано продолжить и разнообразить работу по развитию организаторских, творческих способностей и формированию чувства ответственности и коллективизма, введя прием побуждающий к творчеству в системе ЧТТД (чередование традиционных творческих дел) поручая дежурной команде закончить дежурство сюрпризом, «делом по секрету», н-р: провести операцию «3 Д» (Дело для души), которые вызвали бы у остальных детей радость, познавательный интерес. Здесь возникают не только отношения «ответственный - подчиненный», но и отношения сотворчества, сотрудничества. А также продолжить работу клуба под названием «Кот» (клуб общения товарищей), который объединит детей  вразнообразных секциях, н-р: «Почемучка»- познавательный интерес, «Зеркало» - воспитание навыков самоопределения, «Волшебный луч» - свободная досуговая деятельность в форме праздников, игр. В клубе существовала «Золотая книга», куда после каждого коллективного творческого дела вносилась запись с рисунками и фотографиями.
 Задачи четвертого этапа: расширить познавательные интересы, обогатить взаимоотношения детей, стереть границы между хорошо успевающими и слабоуспевающими, избавить их от тревожности. Убедить сильных учеников, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются специалистами в других делах. Добиться осознания детьми своего единства в коллективе и своей группы как центр социальной жизни, а также максимальной включенности детей в итоговые обсуждения дел с увлечением и откровенностью.
    На данном этапе коллективная жизнь группы была выстроена как своеобразная «зона самостоятельного выбора»: «Вы уже умеете дружно работать, помогать друг другу, вот и организуйтесь, пытайтесь принимать решения самостоятельно, ищите, придумывайте, спорьте, выбирайте». Но воспитатель не отстраняется от общего дела. А, напротив, охотно принимает участие в том, что дети сами затевают и своими действиями дает им понять, что радуется их активности и творчеству.
     Чтобы разнообразить работу по развитию организаторских, творческих способностей и формированию чувства ответственности и коллективизма, была продолжена работа по введению приема побуждающего к творчеству. Дежурная команда выполняла поручение, заканчивая дежурство сюрпризом «делом по секрету». Дети сами готовили и проводили мероприятия. В конце каждого мероприятия ребята выражали свои впечатления при помощи методики «настроение» (раскрашивали лепестки в красный цвет – восторг, зеленый – понравилось, синий – не очень понравилось, фиолетовый – не понравилось).
   Подсчитывались проценты и дети наклеивали цветок с надписью на специальный планшет «Поляна Радости», которая без слов выражала их мнение. Имена детей, которые успешно справлялись со своими обязанностями, наклеивали в виде золотой рыбки на «Реку успеха». Для того, чтобы 4 этап развития детского коллектива определился, были выстроены главные технологические идеи в работе классного руководителя с коллективом детей в виде правил:
Правило первое: простор детскому творчеству и уважение к нему.
Дети должны получить свободу творчества, но их надо не столько «зажигать», сколько поддерживать их выдумки, терпеливо направлять их творческое воображение.
Правило второе: закон «общей заботы». Дети будут нормально адаптироваться в социуме, если привыкнут не слепо подчиняться сильным личностям и обстоятельствам, а научатся участвовать в жизни людей и обстоятельствах, откликаться на проблемы окружающих, сопереживать.

 

 
Правило третье -  уважение и соблюдение традиций своего коллектива.
Что делаем, как, когда, с кем, для кого – дети знают и умеют организовать, потому что много раз уже были участниками этих дружных дел и увлекательных событий.
Правило четвертое: побуждение детей к позитивному самоизмерению, к самовоспитанию. Для этого воспитатель должен помочь детям познать себя, создавать для каждого атмосферу защищенности и психологического комфорта.
    Вывод: считаю, что 4 этап в развитии детского коллектива успешно реализован, т. к. дети не только усвоили определенные знания и навыки, но и накопили собственный опыт пользования ими, привыкли самостоятельно определяться в различных жизненных ситуациях. Ожидаемый результат был достигнут.

Источники

Н.И.Дереклеева "Справочник классного руководителя", - Москва, «Вако», 2005
М.И.Рожков "Развитие самоуправления в детских коллективах", - М., «Владос», 2002 
Е.Н.Степанова "Воспитательный процесс: изучение эффективности", - Москва, «Сфера», 2001

 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Спасибо за интересную статью. Возьму себе на заметку. В этом году(у меня первый класс) я использовала простейшую форму самоуправления - это дежурство.
Ирина Мерзлютина, дата: 05.07.2016 в 21:32  
#2 Ирина Владимировна, очень интересная модель соуправления Вами представлена. Дети, думаю, в восторге. Хочу тоже разработать, но для средних и старших детей модель самоуправления. Спасибо Вам за своевременны и актуальный материал.
Наталья Куприянова, дата: 22.12.2016 в 7:31  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.