С нами 13390 учителей, 4696 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Модернизация профессионального образования"

Образцова Т.И.,
преподаватель информатики
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
 
 Модернизация профессионального образования
 
В техникуме я работаю преподавателем информатики с 1999г., по совместительству преподаю географию с 2005г. Проблема, над которой я работаю в педагогической деятельности – «Внедрение новых информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся к изучению общеобразовательных предметов». Используемые формы и методы работы по данной теме способствуют формированию у обучающихся информационной компетентности, учат применять на практике полученные знания, что позволяет вовлечь каждого обучающегося в учебный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности; создаются условия для развития операционного мышления, т.к. современные профессии становятся всё более интеллектуальноёмкими. Современный этап информатизации образования идёт под девизом «Используем компьютер в преподавании различных дисциплин». В настоящее время дисциплина «География» в нашем ОУ согласно учебному плану  ФГОС 3-го поколения изучается на 1 курсе в учебной группе по профессии «Повар, кондитер» в течение 1 и 2 семестров в количестве 39 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки, на самостоятельную работу обучающихся отводится 11 часов. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта (тестирование).
XXI век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Но в тоже время он поставил жизнь на земле на грань экологической катастрофы. В первое десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества.
Из них наиболее существенны следующие проблемы:
·  Загрязнение (вод, почв, атмосферы);
·  Кислотных дождей;
·  Радиационного поражения территории;
·  Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов);
·  Обезлесение и опустынивание территорий;
·  Проблема продовольствия.
      
 
Учебная дисциплина «География» содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий. На уроках географии необходимо целенаправленно, планомерно, последовательно осуществлять экологическое образование и воспитание. Практически на каждом уроке желательно обращать внимание учеников либо на проблемы малой родины, либо - большой, при этом показывая их взаимосвязь: малая родина является частичкой большой родины - России, а та в свою очередь - частью земного шара или мирового сообщества. Цель этого процесса сделать каждого человека экологически грамотным. Воспитательная цель: усвоение правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом.
     
 В связи с этим перед собой ставлю задачи:
1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме развития экологических знаний на уроках географии.
2.Разработать систему уроков.
3.Разработать методические рекомендации по развитию экологических знаний.
В настоящее время задача преподавателя заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для обучающегося, представляющий непосредственный, жизненно важный интерес. Учебный процесс должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, а не быть, наоборот, изолирован от проблем современной жизни. Для выполнения проблемных заданий я рекомендую использовать на уроках разнообразные источники географических знаний – атлас, учебник, статистический материал, научно-популярную литературу, статьи текущей периодической печати, ресурсы Интернета. В процессе обучения использую межпредметные связи, которые способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Мастер группы посещает наши уроки, наблюдает за работой своих ребят, участвует в проведении бинарных уроков.
    
Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.
На своих уроках географии использую информационно - коммуникационные технологии. Информатика позволяет ребятам взглянуть на предмет с «информационной», «алгоритмической» точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний обучающихся, появлению новых ассоциативных связей. При подготовке к урокам использую мультимедиа, что позволяет мне сократить время на поиск дополнительного материала, иллюстраций к интересующей меня теме, также создаю и использую созданные обучающимися презентации. Провожу обсуждение проектов.
Специфика географии как учебной дисциплины предполагает обязательную практическую деятельность на занятиях, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры обучающихся: умений называть, показывать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, прогнозировать; способствует качественному обучению географии. Практические работы направлены на обобщение, систематизацию, закрепление знаний; формирование умений применять полученные знания на практике; развитие общих компетенций: организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, осуществлять поиск необходимой информации.
Уроки обобщения и систематизации знаний провожу в форме устных журналов, конкурсов, викторин, на которых ребята выступают с докладами, демонстрацией тематических мультимедийных презентаций, отвечают на вопросы, отгадывают кроссворды, ребусы, загадки, работают с тестами, которые сами составляют в процессе обучения (один из видов домашнего задания), пишут экологические диктанты. В результате использования различных форм и методов повышается интерес к предмету географии, происходит развитие полученных ранее экологических знаний (ребята не только констатируют очевидные факты, но и пытаются найти решение проблемы) и формирование новых. Таким образом, происходит непрерывное экологическое образование.
    
 
Мы знаем, взаимоотношения природы и человека очень непростые. Человек берёт у природы всё необходимое для жизни и производства, а взамен даёт только защиту от своей собственной деятельности.
Что нужно делать для того, чтобы сберечь природу, чтобы не разрушать уникальные природные ландшафты планеты? Свернуть промышленность? Перестать производить сельскохозяйственную продукцию? Вернуться в пещеры и стать первобытными охотниками на одичавших коров? Вряд ли кого может заинтересовать такая перспектива! Но тогда единственный выход из положения – научиться использовать природные богатства, не разрушая саму природу. И в этом важную роль играет география.
Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью.
 
Литература:
1.Медико А. Интерактивные методы обучения в системе непрерывного экологического образования / Антия Медико // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 117-120.
2.Минькович Т. В. Воспитание средствами курса «Информатика и ИКТ» / Т. В. Минькович // Информатика и образование. - 2007. - № 11. - С. 76-88. Рассматриваются такие области, как правовое, нравственное, экологическое, физическое, тру- довое, гражданское, патриотическое, интернациональное, эстетическое воспитание.
3.Римшин В. И. Экологическое образование - одна их важнейших мер обеспечения экологической безопасности городов / В. И. Римшин // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. - 2006. - № 7. - С. 43-48. О формировании у молодого поколения экологического сознания, укреплении экологической культуры и мудрости.

Комментарии

#1 Татьяна Ивановна,география один из важнейших и интереснейших предметов, а умение подготовить материал к уроку так, чтобы каждый ученик работал заинтересованно - это школа учителя высокого класса!Важное место на уроке занимает практическая часть и Вы в своей работе широко отразили это:"Выполнение практических работ вносит существенный вклад в формирование географической культуры обучающихся,..., способствует качественному обучению географии". Статья актуальная и полезная.
Валентина Титова, дата: 03.05.2015 в 17:55  
#2 Татьяна Ивановна, в своей работе вы ставите настолько наиактуальнейшие вопросы и пытаетесь решить и решаете их с применением самых современных технологий и это радует. И главное, я уверена,всё это нравится вашим учащимся. Географические вопросы - это прежде всего вопросы экологии в мировом масштабе. И замечательно, что вы уделяете пристальное внимание на эту тему. Удачи ВАМ и в дальнейшем.
Ольга Степанова, дата: 11.05.2015 в 12:03  
#3 Я поддерживаю коллег в том, что вопросы, поставленные Вами, очень актуальны в наше время.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 21.05.2015 в 17:52  
#4 Татьяна Ивановна, спасибо Вам за интересную статью! В Вашей работе прослеживается экологическое обучение и воспитание, связь с экологией, а также Вы применяете различные формы и методы обучения и воспитания, тематические внеклассные мероприятия по актуальной проблеме современности - экологическому обучению и воспитанию студентов. Вы воплощаете в своей педагогической деятельности требования ФГОС третьего поколения в СПО. Дальнейших Вам успехов!
Гульнара Айтуганова, дата: 23.05.2015 в 23:25  
#5 Ваши студенты, безусловно, в восторге от ваших уроков. Спасибо вам за работу
Наталья Чубаева, дата: 15.06.2015 в 11:02  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.