Статья "Исследовательская деятельность школьников по историческому краеведению как путь к преодолению кризиса национальной идентичности"
Ольга Гудкова
12.11.2014
2610
0
ФГОС
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7», Заслуженный учитель
Российской Федерации.
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7», Заслуженный учитель
Российской Федерации.
Исследовательская деятельность школьников
по историческому краеведению как путь к преодолению
кризиса национальной идентичности
кризиса национальной идентичности
В литературе можно найти немало статей об исследовательской деятельности школьников, например: в статье Н.Г.Алексеева, А.В.Леонтович, Л.Ф.Обухова, Л.Ф.Фоминой «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся», где указывается, что организация исследовательской работы рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме; средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему; средством воспитания и развития интеллектуального потенциала общества. А.И. Савенков в статье «Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании» даёт понятие исследовательской деятельности обучающихся: «Под научно-исследовательской деятельностью понимают форму научной деятельности, осуществляемую учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, учащийся решает… самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом вперёд»[1].
В статье А.И.Комашинского «Использование проектного метода в образовательном процессе» говорится о сочетании проектного метода с исследовательской деятельностью обучающихся, представлен также механизм защиты ученического проекта[2]. Н.Ю.Шеленкова в статье «Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе» пишет, что «вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный». Она выделяет три этапа на этом пути: учебно-исследовательская деятельность на уроках; дополнительное образование в кружках и факультативах; научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся. Читателю предложены также опорные схемы для организации исследовательской деятельности учеников[3]. Е.В.Тяглова в статье «Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся» предлагает методику апробации результатов ученических исследований. Эта методика включает в себя освоение основных приёмов риторики, правил ведения дискуссии, способов подготовки публикации[4].
Если научно-исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии посвящено немало работ, то её краеведческой составляющей – уже гораздо меньше. Например, в статье учителей средней общеобразовательной школы № 171 г. Казани Н.Герфановой и Ю.Пигасовой «Краеведческая и научно-исследовательская деятельность» говорится об организации краеведческой работы по экологии учащихся начальных классов[5]. Практически, нет работ, в которых не только приводились бы примеры высоко результативной научно-практической деятельности учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с обучающимися, но и раскрывались бы механизмы достижения высоких результатов. Конечно, теоретическое и практическое обобщение подобной деятельности учителем-практиком - достаточно сложный процесс, как и сама эта деятельность. Между тем, краеведческая составляющая научно-исследовательской деятельности в сотрудничестве с одарёнными детьми представляет интерес. Изучение истории своего края, этот региональный компонент в образовании, может стать инструментом для формирования локально-региональной идентичности обучающихся. Данная проблема является социально значимой сегодня, когда все стороны нашей жизни пронизывает глобализация, которую порождает информационное общество.
Российские учёные сходятся во мнении о существующем в общественном сознании кризисе национальной и гражданской идентичности. Так, В.В.Лапкин в статье «Проблемы формирования идентичности в условиях глобализации» пишет: «Состояние всеобщего кризиса идентичности становится нормой. Особенно болезненными оказываются процессы, связанные с разложением национальной идентичности. Это связано с тем, что во всём мире происходят «процессы культурного и информационного глобализма…, подменяющего устойчивую основу национально-государственного уровня идентификации повсеместно узнаваемыми символами, порождаемыми в глобальном информационном пространстве[6]». Как сказал Президент России В.В.Путин, «сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации... Именно в этом многие корни острых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня с необходимостью поиска новой стратегии и сохранения своей идентичности в кардинально изменяющемся мире, в той или иной форме сталкиваются практически все страны, все народы…» Президент подчеркнул, что «вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер[7]».
На мой взгляд, не случайно в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования в России основными целями изучения истории в школе определены:
В статье А.И.Комашинского «Использование проектного метода в образовательном процессе» говорится о сочетании проектного метода с исследовательской деятельностью обучающихся, представлен также механизм защиты ученического проекта[2]. Н.Ю.Шеленкова в статье «Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе» пишет, что «вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный». Она выделяет три этапа на этом пути: учебно-исследовательская деятельность на уроках; дополнительное образование в кружках и факультативах; научно-исследовательская деятельность в научном обществе учащихся. Читателю предложены также опорные схемы для организации исследовательской деятельности учеников[3]. Е.В.Тяглова в статье «Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся» предлагает методику апробации результатов ученических исследований. Эта методика включает в себя освоение основных приёмов риторики, правил ведения дискуссии, способов подготовки публикации[4].
Если научно-исследовательской деятельности как инновационной образовательной технологии посвящено немало работ, то её краеведческой составляющей – уже гораздо меньше. Например, в статье учителей средней общеобразовательной школы № 171 г. Казани Н.Герфановой и Ю.Пигасовой «Краеведческая и научно-исследовательская деятельность» говорится об организации краеведческой работы по экологии учащихся начальных классов[5]. Практически, нет работ, в которых не только приводились бы примеры высоко результативной научно-практической деятельности учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с обучающимися, но и раскрывались бы механизмы достижения высоких результатов. Конечно, теоретическое и практическое обобщение подобной деятельности учителем-практиком - достаточно сложный процесс, как и сама эта деятельность. Между тем, краеведческая составляющая научно-исследовательской деятельности в сотрудничестве с одарёнными детьми представляет интерес. Изучение истории своего края, этот региональный компонент в образовании, может стать инструментом для формирования локально-региональной идентичности обучающихся. Данная проблема является социально значимой сегодня, когда все стороны нашей жизни пронизывает глобализация, которую порождает информационное общество.
Российские учёные сходятся во мнении о существующем в общественном сознании кризисе национальной и гражданской идентичности. Так, В.В.Лапкин в статье «Проблемы формирования идентичности в условиях глобализации» пишет: «Состояние всеобщего кризиса идентичности становится нормой. Особенно болезненными оказываются процессы, связанные с разложением национальной идентичности. Это связано с тем, что во всём мире происходят «процессы культурного и информационного глобализма…, подменяющего устойчивую основу национально-государственного уровня идентификации повсеместно узнаваемыми символами, порождаемыми в глобальном информационном пространстве[6]». Как сказал Президент России В.В.Путин, «сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации... Именно в этом многие корни острых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня с необходимостью поиска новой стратегии и сохранения своей идентичности в кардинально изменяющемся мире, в той или иной форме сталкиваются практически все страны, все народы…» Президент подчеркнул, что «вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер[7]».
На мой взгляд, не случайно в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования в России основными целями изучения истории в школе определены:
- · формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;
- · воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, в духе патриотизма и интернационализма[8].
Главной чертой социальной культуры должно стать осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей и развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности[9]. Перечисленные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся[10].
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» говорится: «Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства»[11].
В научных статьях региональная и локальная идентичность определяются отдельно. Например, А.А.Гончарик в статье «Теоретические проблемы изучения формирования региональной идентичности» пишет: «Ключевое понятие в теоретическом анализе региональной идентичности – это пространство. Критериями определения пространственной идентичности считаются: ощущение принадлежности к месту, символическая значимость места, образ места… Понятие региональной идентичности предполагает в своей основе определение региона, который в пространственном отношении обозначает территориальное образование суверенного государства, занимающее промежуточное значение между государством и местным уровнем». Одним из критериев описания региональной идентичности автор считает «историю освоения культурного и социального регионального пространства, сопровождаемую анализом ценностно-окрашенных и эмоциональных представлений («малая родина», «первичная родина»), а также коллективной истории особенностей региональной культуры[12]». Вопросам региональной, этнокультурной, этнической идентичности посвящён ряд работ современных исследователей. Это, например, публикации А.В.Бочарова «Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ», З.А.Жаде «Региональная идентичность с точки зрения геополитики», Г.В.Грошевой «Региональная идентичность на уровне этногосударственных субъектов Российской Федерации на рубеже XX – XXI веков (Республика Хакассия, Республика Алтай, Республика Тыва)», И.Л.Набока «Педагогика межнационального общения: проблемы формирования этнокультурной идентичности». В работе Т.В.Абукиной «Роль краеведения в формировании этнической и гражданской идентичности школьников» рассматриваются различные подходы к преподаванию школьного краеведения с точки зрения его роли в формировании идентичности учащихся и предлагаются некоторые пути изучения культуры региона, способствующие развитию этнической и гражданской идентичности в их паритетном соотношении[13].
Е.В.Морозова в статье «Локальная идентичность и проблемы её конструирования» утверждает, что «локальную идентичность традиционно относят к одному из уровней территориальной идентичности … В обычных условиях она проявляется в формировании определённой системы ценностей и норм поведения жителей территории». Автор считает, что локальная идентичность как общее чувство сопричастности может реализовываться через идентификацию с отдельными элементами: с малой родиной – местом рождения, жительства, со значимыми историко-культурными событиями, со значимыми или близкими людьми, с особыми реальными или приписываемыми чертами коллективного поведения и т.д..[14] По мнению Е.В.Морозовой, «и учёных-политологов, и практиков-управленцев ждёт, в общем-то, целина» в работе по формированию локальной идентичности[15]. На мой взгляд, здесь имеется ввиду сложность, «хрупкость», трудоёмкость этого процесса.
Применительно к научно-практической деятельности по историческому краеведению можно говорить о формировании локально-региональной идентичности обучающихся. Идентичный – это тождественный, региональный - местный, относящийся к определённой области, региону. Локальный – местный, не выходящий за определённые пределы. Под локально-региональной идентичностью я понимаю отождествление субъекта с регионом, в котором он проживает, с городом, селом, деревней, семьёй и школой не только в настоящем, но и в прошлом. При этом субъект присваивает географические, культурно-исторические, экономические, этнографические особенности региона и составляющих его территорий и социумов. Без становления этих нравственных ценностей невозможно воспитание патриотизма в каждом юном гражданине России. Патриотизм, в свою очередь, включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. И никакая другая дисциплина не даёт столько исторических ориентиров самоидентификации юного гражданина России, как историческое краеведение.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» говорится: «Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства»[11].
В научных статьях региональная и локальная идентичность определяются отдельно. Например, А.А.Гончарик в статье «Теоретические проблемы изучения формирования региональной идентичности» пишет: «Ключевое понятие в теоретическом анализе региональной идентичности – это пространство. Критериями определения пространственной идентичности считаются: ощущение принадлежности к месту, символическая значимость места, образ места… Понятие региональной идентичности предполагает в своей основе определение региона, который в пространственном отношении обозначает территориальное образование суверенного государства, занимающее промежуточное значение между государством и местным уровнем». Одним из критериев описания региональной идентичности автор считает «историю освоения культурного и социального регионального пространства, сопровождаемую анализом ценностно-окрашенных и эмоциональных представлений («малая родина», «первичная родина»), а также коллективной истории особенностей региональной культуры[12]». Вопросам региональной, этнокультурной, этнической идентичности посвящён ряд работ современных исследователей. Это, например, публикации А.В.Бочарова «Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ», З.А.Жаде «Региональная идентичность с точки зрения геополитики», Г.В.Грошевой «Региональная идентичность на уровне этногосударственных субъектов Российской Федерации на рубеже XX – XXI веков (Республика Хакассия, Республика Алтай, Республика Тыва)», И.Л.Набока «Педагогика межнационального общения: проблемы формирования этнокультурной идентичности». В работе Т.В.Абукиной «Роль краеведения в формировании этнической и гражданской идентичности школьников» рассматриваются различные подходы к преподаванию школьного краеведения с точки зрения его роли в формировании идентичности учащихся и предлагаются некоторые пути изучения культуры региона, способствующие развитию этнической и гражданской идентичности в их паритетном соотношении[13].
Е.В.Морозова в статье «Локальная идентичность и проблемы её конструирования» утверждает, что «локальную идентичность традиционно относят к одному из уровней территориальной идентичности … В обычных условиях она проявляется в формировании определённой системы ценностей и норм поведения жителей территории». Автор считает, что локальная идентичность как общее чувство сопричастности может реализовываться через идентификацию с отдельными элементами: с малой родиной – местом рождения, жительства, со значимыми историко-культурными событиями, со значимыми или близкими людьми, с особыми реальными или приписываемыми чертами коллективного поведения и т.д..[14] По мнению Е.В.Морозовой, «и учёных-политологов, и практиков-управленцев ждёт, в общем-то, целина» в работе по формированию локальной идентичности[15]. На мой взгляд, здесь имеется ввиду сложность, «хрупкость», трудоёмкость этого процесса.
Применительно к научно-практической деятельности по историческому краеведению можно говорить о формировании локально-региональной идентичности обучающихся. Идентичный – это тождественный, региональный - местный, относящийся к определённой области, региону. Локальный – местный, не выходящий за определённые пределы. Под локально-региональной идентичностью я понимаю отождествление субъекта с регионом, в котором он проживает, с городом, селом, деревней, семьёй и школой не только в настоящем, но и в прошлом. При этом субъект присваивает географические, культурно-исторические, экономические, этнографические особенности региона и составляющих его территорий и социумов. Без становления этих нравственных ценностей невозможно воспитание патриотизма в каждом юном гражданине России. Патриотизм, в свою очередь, включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. И никакая другая дисциплина не даёт столько исторических ориентиров самоидентификации юного гражданина России, как историческое краеведение.
Примечания
[1] См.: Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов Л.Ф., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — М.,2002. — № 1. — С. 24: Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. — М., 2004[1]. — № 1. — С.27. (Материал взят с сайта: http://www.magarif-uku.ru/component/k2/item/476-kraevedcheskaya-i-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost.html )
[2]А.И.Комашинский. Использование проектного метода в образовательном процессе. // «Исследовательская деятельность». 2006.
[3] Н.Ю.Шеленкова. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. // «Завуч», № 5, 2005. с.82-87.
[4] Е.В.Тяглова. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. // «Исследовательская работа школьников». №2, 2006. С.68-85.
[5] Н.Герфанова и Ю.Пигасова. Краеведческая и научно-исследовательская деятельность. // http://www.magarif-uku.ru/component/k2/item/476-kraevedcheskaya-i-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost.html
[6]Лапкин В.В. Проблемы формирования идентичности в условиях глобализации. // Идентичность как предмет политического анализа. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Сб. статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции 21-22 октября 2010. М..2011. С.71.
[7] Выступление Президента РФ Владимира Путина на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай». 21 сентября 2013. // http://www.kremlin.ru/news/19243
[8] Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.. «Просвещение». 2009. С 24.
[9]Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.. «Просвещение». 2009.. С 10.
[10] А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.. «Просвещение». 2009. С.5-7.
[11] Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации № 795 от 5 октября 2010 года.
[12]Гончарик А.А.. Теоретические проблемы изучения формирования региональной идентичности. // Идентичность как предмет политического анализа. Сб. статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции 21-22 октября 2010. М..2011. С.219-221.
[13] См.: cyberleninka.ru/
[14] Морозова Е.В.. Локальная идентичность и проблемы её конструирования. // Идентичность как предмет политического анализа. Сб. статей по итогам Всероссийской научно-теоретической конференции 21-22 октября 2010. М..2011. С.231-232.
[15] Там же, с.237.
Другие статьи
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы)
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Человек превыше всего
- Гражданско-патриотический клуб "Бурейский навигатор" (скаутское движение)
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Кукольный театр
- Из личного опыта работы с детьми с ДЦП
- Из опыта работы кружка
- Организация работы с одаренными детьми
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.