С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся"
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г.Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
 
       Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся
Одной из основных тенденций модернизации образования в нашей стране является активизация его развивающей функции. В настоящее время образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем. Для достижения этой цели необходима организация учебной деятельности, имеющая исследовательскую направленность.
Использование исследовательского метода в организации процесса познания имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире.
В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
В основе исследовательской деятельности лежат:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить;
   Исследования  ориентированы на  деятельность учащихся, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до несколько недель, месяцев).
           В своей практической деятельности использую две формы организации исследовательской деятельности:
  1. Индивидуальная работа. Подготовка докладов, сообщений (1-4 класс) и разработка индивидуальных исследований (3-4 класс).
  2. Групповая работа. Работа над исследовательскими проектами в группах, как на уроках, так и во внеурочной деятельности (2-4 класс).
                    В первом и во втором классе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка и помогающие осваивать первые навыки проведения самостоятельных исследований. Для этого формирую у детей следующие умения: задавать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в Интернете и т.д.
     На уроках литературного чтения при изучении жанров  устного народного творчества  развиваю умение давать определения какому-либо предмету. Так, во 2-м классе ребята сами составляют на основе сходства предметов загадки по следующей опоре.
Объект какой? Что такое же?
   
   
   
            Выбирается какой-либо предмет и о нём составляется загадка. Например, предмет – книга. Таблица может быть заполнена сначала коллективно следующим образом:
Объект какой? Что такое же?
Умная Профессор 
Познавательная Компьютер
Интересная Игра 
           Соединяя слова из левого и правого столбцов фразой «но не», получаем такую загадку.
Умная, но не профессор.
Познавательная, но не компьютер.
Интересная, но не игра.
Что это? (Книга)
          На уроке предлагаю учащимся далее самим составить загадку в группах про предмет и записать её в опоре. Когда загадка готова, то группа задаёт её другим ребятам. Одна из групп составила такую загадку про яблоко.
Объект какой? Что такое же?
Сладкое Сахар
Красное, жёлтое, зелёное Светофор
Полезное Витаминка
          А в 3-м классе работаю над загадкой, учащиеся исследовали два принципа  построения. Для этого проанализировали такие загадки.
  1. Зубасты, а не кусаются.  (Грабли)
  2. На арбуз похожая –
Тоже толстокожая.
К платью жёлтому привыкла,
Греется на солнце … (Тыква)
     Анализируя данные загадки, ребята пришли к выводу, что первая построена по принципу противопоставления, а вторая – по принципу сравнения. На следующем этапе загадки составляются в группах, а далее индивидуально дома.
          Широкие возможности для исследования открывается на уроках окружающего мира (автор учебника А.А. Плешаков). Учебник и рабочая тетрадь составлены таким образом, что учащиеся имеют возможность на уроках активно включаться в процесс познания, получать удовлетворение от самостоятельно полученных знаний, развивать свои творческие способности. Ученикам часто предлагаются задания творческого характера, для выполнения  которых необходимо обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям.
           В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Экскурсия – одна из форм организации учебной деятельности, которая используется для проведения детьми собственных исследований.
            На уроках окружающего мира во время экскурсий ребята наблюдают за живой и неживой природой. Наблюдение – самый доступный и широко применяемый метод исследования. Так, во 2-м классе ученики проводили исследование по теме «Почему птицы улетают в тёплые края?» Началом исследования стала экскурсия в парк, где ребята проводили наблюдения по плану.
     План наблюдений
  1. Какую птицу ты видел?
  2. Опиши её.
  3. Чем она питается?
  4. Почему она не улетела?
  5. Какие птицы улетели?
  6. Как ты считаешь, почему она не улетела?
            На следующем этапе ребята ищут информацию в энциклопедии или в Интернете о птице, которая улетела, находят загадки о ней или составляют сами, оформляют результат работы и представляют его в классе. Наблюдения и анализ действительности помогают видеть проблему.
            В 4-м классе ребята проводили исследование по интересующим их темам «Плутон – планета солнечной системы?», «Самая длинная река в мире», «Далеко ли до Солнца?», «История моей фамилии». Благодаря данным исследованиям ученики узнали о сенсационном решении Международного Астрономического союза от 25 августа 2006 года. Согласно этому решению Плутон вычеркнут из списка планет Солнечной системы. Группа учеников предоставила данные о  последних  измерениях учёных. С 2007 года Амазонка считается самой длинной рекой в мире.
   Исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Гипотеза исследования.
  • Выбор методов исследования.
  • Организация исследования.
  • Защита работы.
     В 3-м классе моя ученица, Шумилова Катя, начала исследовательскую работу по теме «Страницы истории в судьбе моего рода». Мы поставили цель исследования – изучение истории моего рода и выявление влияния значимых событий в истории страны на судьбу семьи. Определили следующие задачи:
  1. Узнать историю происхождения своей фамилии.
  2. Познакомиться с известными носителями данной фамилии.
  3. Составить генеалогическое древо по отцовской и материнской линии.
  4. Изучить влияние исторически значимых событий в стране на жизнь семьи.
            Объектом исследования стала семья, а предметом исследования – отражение истории страны на судьбе моего рода.
            В гипотезе высказала предположение о том, что на жизнь семьи оказывают значительное влияние исторически значимые события в стране.
            В процессе исследования применялись методы: изучение и анализ справочной литературы, изучение семейного архива (фотографии, документы, письма), анализ документов и писем электронной почты из Германии, беседа, интервью, встречи с представителями старшего поколения.
            Своё исследование Катя начала с изучения истории своей фамилии и прочитала об известных носителях данной фамилии.
            Несколько месяцев ушло на поиски и сбор информации о родственниках по отцовской и материнской линии, чтобы составить генеалогическое древо. В результате по материнской линии древо составлено до 6-го колена, а по отцовской линии – до 5-го колена. По электронной почте Катя связалась с Германией, где проживают родственники по материнской линии. Они отсканировали и прислали документы о Фергерт Фридрихе Фридриховиче (5-е колено по материнской линии).
   Изучив справочную литературу по истории России 20 века, выбрали самые значимые события этого века. Анализируя документы семьи, Катя выбрала те исторические события, которые нашли отражение на жизни её предков.
           В ходе исследования брала интервью у Шумиловой (Черданцевой) Зои Ивановны о раскулачивании семей Шумиловых и Черданцевых. О переселении немцев Поволжья узнала из беседы с Кольб Крестьяном Крестьяновичем и Бушилкиной (Кольб) Миной Христиановной.
           В результате проведения исследования Катя пришла к выводу, что изучение истории своей семьи способствует укреплению связей между поколениями. Выявляя влияние значимых событий в истории страны на судьбу семьи поняла, что историю страны можно изучать не только на примерах выдающихся исторических деятелей, но и обычных людей. История рода – это и история страны. Гипотеза исследования подтвердилась.
           Свою исследовательскую работу Шумилова Катя представила на городской       научно-исследовательской конференции школьников «Шаг в будущее», секция «Я – маленький исследователь».
 Исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
  • расширяется кругозор в предметных областях;
  • развивается способность к самоорганизации, самоанализу, самоконтролю;
  • повышается самооценка;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
  • развиваются творческие способности;
  • развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
          Одним их главных результатов исследовательской деятельности является развитие творческих способностей учеников.
 
Литература
1.           Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников  [Текст]  / Н. Долгушина  // Начальная школа. – 2006. - № 10. – С. 8-12.
2.           Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ю. Румянцева. – Режим доступа : www.avpu.ru/proect/form_cult/p_5.htm
3.           Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]  / А.И.Савенков.-Самара: Учебная литература,  2008. - 204 с.
4.           Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся начальной школы  [Текст] /  Н.А. Семёнова  // Начальная школа. – 2006. - №2. – С. 45-49.
5.           Соколова, Т.Е. Информационно-аналитические умения; система индивидуального мониторинга [Текст]  /   Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008. - 85с.
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Благодарю! Учителя начальных классов - великие труженики!
Ольга Четвернина, дата: 10.11.2014 в 15:27  
#2 Спасибо за добрые слова. Действительно, учитель - это не профессия, а призвание!
Наталья Шумилова, дата: 16.11.2014 в 11:45  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ