С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками "
Ольга Яковлевна Гудкова, учитель истории и обществознания МБОУ г. Владимира «СОШ № 7», Заслуженный учитель России.
Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
Исследовательская деятельность школьников по краеведению Владимирской области  предусматривает социальное партнёрство педагога и учащегося, необходимость совместного решения проблем, преодоления противоречий. Школьная республика средней общеобразовательной школы № 7 города Владимира носит название «Стрижи». С 2006 года я руковожу научным обществом краеведческой направленности «ЛОГОС» («Любознательные Ответственные Граждане Области – «Стрижи»),  в которое входят учащиеся школы с 5-го по 11-й класс. Школьное научное общество приобщает одарённых школьников к исследовательской работе по краеведению, развивает творческий потенциал детей. Исследуются темы, связанные, прежде всего, с историей родной школы с момента её основания в 1918 году и до наших дней. Ребята восстанавливают биографии выпускников школы разных лет, делая их достоянием всех учащихся. 
Проводится совместная кропотливая работа с архивными документами,  учащиеся  вместе с учителем и совершают настоящие научные открытия. В ходе организации исследовательской деятельности по историческому краеведению сформировался важный составной элемент методики изучения вопросов истории Владимирского края. Это -  использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками.
Примером эффективности изучения исторических источников с помощью компьютерного моделирования может служить идентификации здания бывшей 7-ой школы 1-ой ступени и сохранившегося до наших дней здания церковно-приходской школы рукоделия при Княгинином монастыре. Данную работу мы осуществили с ученицей 11 класса Лидией Кривенюк. Удобно то, что на компьютере можно применить любой размер используемой фотографии как источника изучения какого-либо объекта.
      В «Годовом отчёте о работе 7 – ой Советской школы 1-ой ступени за 1925 – 1926 учебный год», составленном заведующей Александрой Филипповной Колотиловой,  было указано: «школа находится в городе Владимире, посёлок Воровского, дом № 20»[1]Мы узнали, что здание сохранилось до наших  дней, а также сохранились и наполовину стёртые таблички с указанием названия улицы и номера дома[2].
В ответ на наш запрос в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области мы получили информацию, что здание по адресу: посёлок Воровского, дом № 20 (Княгинин монастырь, 20), представляет собой «образец поздней монастырской постройки, несущей на себе следы влияний гражданского жилого зодчества конца XIX века, типичного для города Владимира». По сведениям Инспекции, «здание сохранилось до настоящего времени».  В документе также указано, что в ХХ веке оно подвергалось частичной перестройке.[3]  Поэтому, как видно на современной фотографии, фасад здания изменился.
Нам помог также сравнительный анализ деталей фасада здания с его описанием в документах Инспекции как здания бывшей  монастырской школы: «…Двухэтажное здание церковно-приходской школы расположено в северо-восточной части монастыря. Верхний (этаж) – более высокий, деревянный, обшитый тёсом. Венцы сруба оформлены под пилястры. Этажи разделены профилированной горизонтальной тягой, выполненной как карниз над несколько выступающей каменной частью здания. Фасады прорезаны оконными проёмами: в первом этаже – квадратной формы, низко расположенными, имитирующими форму наличника…; во втором этаже – крупными, прямоугольной формы…  Наличники главного фасада – прямоугольные, по форме окна; они имеют внизу пологое, фронтообразное завершение, оформленное небольшим карнизиком с зубчиками, а внизу – мягкой, лукообразной линии - обрез… Кровля металлическая, четырёхскатная, окрашена масляной краской». Несмотря на то, что, по крайней мере, до 1917 года фасад церковно-приходской школы увенчивался двухступенчатым фронтоном с крестом, сравнительный анализ фотографий церковно-приходской школы начала ХХ века  и дома в пос. Воровского, 20, даже учитывая перестройку здания, выявляет  их идентичность. Таким образом, с помощью компьютерного моделирования удалось провести успешную идентификацию (см. фото выше)  и т.д.. [4]
Подобным способом удалось также доказать, что приезжавший  в Княгинин женский монастырь в мае 1898 года Великий князь Сергей Александрович был заснят на фотографии, стоя  на крыльце Казанской церкви Княгинина монастыря[5].  Сначала мы изучали эту фотографию, потом появилась гипотеза, что Великий князь выходит из Успенского собора или Казанской церкви.  Мы сделали фотографии выходов из обоих зданий, увеличили их на компьютере, затем сделали обрезку современных фотографий так, чтобы остались фрагменты чугунной решётки и стен (предположительно,  - идентичных  тем, что на фотографии 1898 года). Провели сличение фрагментов современных фотографий и увеличенной фотографии 1898 года, выявив идентичные черты: чугунной решётки, рельефа стен. Для более точного сличения фотографий применили компьютерную анимацию.   В результате мы и определили место, где сделана фотография 1898 года: выход из Казанской церкви.  Подпись: Вход в Казанскую церковь( при большом увеличении на компьютере).                                        
Во время работы над материалом об истории начальной школы № 7 в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы круг источников, по которым можно было бы отследить, кто работал тогда в школе № 7, был достаточно узок.  Мы располагали отчётами заведующих школой в годы войны Н.В.Марковой и И.И.Ероповой, которые обнаружили в ГАВО[6]. Но не хватало зрительных образов людей, о которых говорили эти документы, воспоминаний современников. Вскоре выяснилось, что работавшая в нашей современной школе в 90-е годы Валентина Игнатьевна Лапцова (ранее – Воронцова), 1941 г.р., с 1962 по 1966 годы работала в начальной школе № 7. Она предоставила фотографии работавших в школе учителей из своего архива, а также -  из архива Куликовой (Васильевой, а позднее – Широкорадовой) Капитолины Ивановны (1922 – 2011), с которой тесно общалась.
Фотографии из архива Куликовой  К.И. были  сделаны в первые послевоенные годы. Встала проблема идентификации учителей на фотографиях из архивов Лапцовой В.И. и Куликовой К.И. и, в частности, - заведующих. Это было сделано путём комплексного анализа источников с применением компьютерного моделирования. На фотографиях 1946 – 1947 года Лапцова (Воронцова) В.И. идентифицировала Еропову И.И., Маркову Н.В., Куликову (Васильеву) К.И.. Причём,  она не знала о том, что Н.В.Маркова в годы войны была заведующей, поскольку сама работала в школе с 1962 года. Куликова К.И. смогла определить почти всех учителей на одной из фотографий, поскольку работала в школе с 1946 года[7]. Она указала и на К.А.Кокурину, не зная, однако, что та была заведующей перед войной и в её начале[8].   
Для того, чтобы выделить портреты заведующих школой № 7, из нескольких групповых фотографий  при большом увеличении на компьютере были вырезаны фрагменты, на которых К.А.Кокурина, Н.В.Маркова и И.И.Еропова получились в соответствующем для портрета ракурсе (например, не в профиль). При этом, на многих чёрно-белых фотографиях  40-х – 60-х годов ХХ века даже при увеличении с размера 3*4 см до 10*15 см не проступает зернистая структура. Это говорит о довольно высоком качестве данных источников. Компьютерное моделирование позволяет также доказывать достоверность используемых источников по истории школы № 7: фотографий, воспоминаний. Полученные копии всех документов ГАВО заверены его директором. В воспоминаниях Лапцовой (Воронцовой) В.И. говорится, например, что она работала с 1962 года в школе № 7, это же подтверждается и документами архива[9]. Воспоминания Куликовой (Васильевой – Широкорадовой) К.И. тоже подтверждены другими источниками. А фотографии школы № 7 пятидесятилетней давности?.. Как определить их достоверность? Ведь фотография внешнего облика начальной школы № 7  – это важнейший  источник, поскольку здания сейчас не существует. Здесь интересна каждая деталь. На фотографиях из архива В.И.Лапцовой школа представлена с двух сторон: фасадной и  с заднего двора. При большом увеличении на компьютере фотографии фасада здания школы мы чётко видим вывеску над входом в школу: «Начальная школа № 7» (см. фото выше). 
В 2009 году вместе  с ученицей тогда 8-го класса Барсуковой Олесей мы работали над  биографией и творческой деятельностью ученика начальной школы № 7 в 1963 – 1966 годах, академика, художника-ювелира  Сергея Ивановича Карелина. В ходе исследования источников возникла идея  компактно и убедительно представить весь процесс исследовательской работы на одном листе ватмана, чтобы легче было выстроить логику защиты работы на Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ школьников «Отечество». Для этого использовалась  компьютерная презентация, в которую в специальной программе мы вставляли в логической последовательности все части работы: проблему, тему, её актуальность, цели, задачи, исторические источники, методы научного исследования, ход исследования, его новизну. Получилось, что вся исследовательская работа была представлена  в комплексе и могла быть охвачена одним взглядом (см. фото ниже).
Таким образом, использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками позволяет решать задачи краеведческого исследования с позиций научной организации труда, давая при этом результаты, которые трудно или  невозможно получить другими способами. Доказательством эффективности данной методики служат успехи членов ШНО «ЛОГОС» школы № 7 г. Владимира. В 2009 году ученица 11 класса Кривенюк Лидия и в 2012 году ученица 11 класса Барсукова Олеся стали победителями Конкурса талантливой молодёжи Российской Федерации и обладателями Президентского гранта за научно-исследовательские работы по истории родной школы.
Примечания.
 
[1] ГАВО. Фонд Р1048, опись 1, дело №467, л. 161.
[2] См.: Гудкова О.Я., Кривенюк Л.В., Яковлева П.С.. Из истории школы № 7 города Владимира.// «Владимир именем святым храним! Материалы V городской краеведческой конференции. Владимир.2011.
[3] См. Материалы Архива Инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.// Дудорова Л.В. К истории гражданских построек и ограды Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире. 1973. / Рукопись, Архив ВСЭНРПМ/ л. 188; Данилова И.В. Княгинин монастырь: проект реконструкции и благоустройство охранной зоны. 1973 г.  / Рукопись, Архив ВСЭНРПМ/ л. 16. // Материалы  Архива Инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
[4]Там же.
[5]Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире. Издательство русской православной церкви «Отчий дом». Москва. 2008.
[6] Отчёт об успеваемости учащихся по 7-ой начальной школе города Владимира Ивановской области за 1942/43 учебный год. // ГАВО. Ф.2063. оп.3. Д.4; Отчёт об успеваемости учащихся 7-ой начальной школы  города Владимира Ивановской области, ул. Ямская, 75 за  II четверть 1944-1945 учебного года.. // ГАВО. Ф.2063. Оп..3. Д.4.
[7] Тарификационный список учителей и других работников начальных школ, на которые распространяется действие постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года № 245, на 1 сентября 1963 года. //ГАВО. Ф.2063. Оп.3. Д.69. Л.13.
[8] Отчёт начальной школы № 7 за 1937-1938 учебный год // ГАВО. Ф.2063. Оп. 1. Д.5. Л.19.
[9] Тарификационный список учителей и других работников начальных школ, на которые распространяется действие постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 года № 245, на 1 сентября 1963 года. //ГАВО. Ф.2063. Оп.3. Д.69. Л.13;    Тарифный список учителей и других школьных работников на 1 ноября 1964 года. //ГАВО. Ф.2063. Оп.3. Д.85.Л.12; Ф.2063. Оп.3. Д.84. Л.9. 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ