Статья "Роль проектной технологии в формировании современного школьника"
Ольга Спирочкина
19.07.2014
4637
0
ФГОС
Спирочкина О.В., учитель русского языка, литературы, обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка», Астраханской обл.
Роль проектной технологии в формировании современного школьника
В настоящее время мы наблюдаем, стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Формирование этих качеств возлагается на образование.
Опыт многих стран (Великобритании, Германии, США, Франции, России и других) убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы. Продуктивное обучение отличается от традиционного качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое связывается в ходе активной мыслительной деятельности самого ученика. Превращение учеников из пассивных в активных участников образовательного процесса станет возможным с применением инновационных образовательных технологий, в том числе технологии продуктивного обучения, в числе которых проектная технология.
Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего
ФГОСы направлены на формирование компетентности.
Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентностного подхода к обучению.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «учись учиться», а не только усвоение каких-либо предметных знаний и навыков в области отдельных предметов.
Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация.
Организация представленной проектной деятельности учащихся направлена на интеграцию имеющихся фактических знаний и их применение с учетом дифференцированного подхода и соотношения возможностей ученика с уровнем сложности проектной работы.
Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь - это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения.
Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии учителя и учащихся необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности.
1. Разработка проектного задания. На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.
2. Разработка проекта. Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов. Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.
4. Презентация результатов. Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).
5. Рефлексия. Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.
ФИЛЬМ
Ценность приема драматизации на уроках литературы определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
ВЫВОД (после презентации фильма и работ учеников)
В современном образовательном процессе самостоятельная проектная деятельность учащихся позволяет разнообразить изучение предмета, повысить интерес к нему.
Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:
Поэтому технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то хочется верить, что в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Источники:
1.nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/08/24/rol-proektnoy-deyatelnosti-v
2.top-school.edusite.ru/DswMedia/rol-proektnoydeyatel-nosti.doc
3.stupeni.399sch.ru/?page_id=50
4.www.school4-golovko.narod.ru/2011/27.04/pedsovet/rodionova.htm
5.www.proshkolu.ru/lib/id/9813/
6.si-sv.com/publ/14-1-0-88
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка», Астраханской обл.
Роль проектной технологии в формировании современного школьника
В настоящее время мы наблюдаем, стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств. Формирование этих качеств возлагается на образование.
Опыт многих стран (Великобритании, Германии, США, Франции, России и других) убеждает, что образование может быть переориентировано с трансляции знаний и контроля его формального усвоения учеником на организацию мотивированной, самостоятельной практико-ориентированной учёбы. Продуктивное обучение отличается от традиционного качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое связывается в ходе активной мыслительной деятельности самого ученика. Превращение учеников из пассивных в активных участников образовательного процесса станет возможным с применением инновационных образовательных технологий, в том числе технологии продуктивного обучения, в числе которых проектная технология.
Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.
Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности.
Таким образом, в процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации.
Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего
ФГОСы направлены на формирование компетентности.
Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент
Начало пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентностного подхода к обучению.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «учись учиться», а не только усвоение каких-либо предметных знаний и навыков в области отдельных предметов.
Личностные УУД В процессе проектно- исследовательской деятельности у детей формируются качества: адекватная самооценка, чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
Слайд |
Регулятивные УУД. В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная деятельность играет важную роль: дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Слайд |
Познавательные УУД. Проектная деятельность даёт возможность: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ |
Слайд |
Коммуникативные УУД . Дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация.
Организация представленной проектной деятельности учащихся направлена на интеграцию имеющихся фактических знаний и их применение с учетом дифференцированного подхода и соотношения возможностей ученика с уровнем сложности проектной работы.
Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь - это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения.
Для того чтобы определить систему действий в процессе данной технологии учителя и учащихся необходимо определить основные этапы разработки учебного проекта от начала до конца учебно-проектной деятельности.
1. Разработка проектного задания. На этом этапе учитель продумывает темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают тему, которая, по их мнению, будет наиболее приемлема. Кроме того, на этапе разработки проектного задания происходит формирование творческих групп. Для этого учитель организует объединение учеников в небольшие команды. Учащиеся обсуждают возможные результаты исследовательской деятельности, определяют формы выражения результатов проектной деятельности; учитель непосредственно участвует в происходящей дискуссии, направляя её, но не навязывая готовых решений.
2. Разработка проекта. Учитель разъясняет возникшие вопросы, является стимулятором деятельности школьника. Учащиеся выполняют поисковую деятельность.
3. Оформление результатов. Учитель выполняет те же действия, что и при разработке проекта; учащиеся оформляют результаты по определённо-установленным правилам.
4. Презентация результатов. Преподаватель приглашает наблюдателей (например: родителей, других учителей, представителя школьной администрации), организует творческий отчёт учеников. Ученики рассказывают о результатах своей деятельности, представляют её результаты в различных формах, заранее определённых на первой стадии (это могут быть слайд-презентации, фотоальбомы, поделки, выставки, театрализованные представления – в зависимости от тематики проектов и возможностей учащихся).
5. Рефлексия. Учитель анализирует свою педагогическую деятельность, учитывая оценки детей. Дети осуществляют рефлексию текущего процесса.
ФИЛЬМ
Ценность приема драматизации на уроках литературы определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.
ВЫВОД (после презентации фильма и работ учеников)
В современном образовательном процессе самостоятельная проектная деятельность учащихся позволяет разнообразить изучение предмета, повысить интерес к нему.
Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют:
- готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
- готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
- владение коммуникативными навыками, толерантностью;
Поэтому технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то хочется верить, что в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.
Источники:
1.nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2011/08/24/rol-proektnoy-deyatelnosti-v
2.top-school.edusite.ru/DswMedia/rol-proektnoydeyatel-nosti.doc
3.stupeni.399sch.ru/?page_id=50
4.www.school4-golovko.narod.ru/2011/27.04/pedsovet/rodionova.htm
5.www.proshkolu.ru/lib/id/9813/
6.si-sv.com/publ/14-1-0-88
Другие статьи
- Туда сюда по квадратам
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Театральный проект
- НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
- Веб-квест
- Возможности введения разновозрастного обучения в рамках ФГОС
- Возможность для самореализации
- Системно-деятельностный подход
- «Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»
- Стандарт профессиональной деятельности учителя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.