С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»"

Мазурова Татьяна Михайловна,
учитель музыки, ИЗО, искусства,
БОУ города Омска "Гимназия № 150"
Омская область

 

Оценка метапредметных результатов освоения

учебного предмета «Искусство»

 

Аннотация. В данной статье описывается специфика предмета «Искусство», выделяются результаты освоения учебного предмета и акцентируется внимание на метапредметных результатах. На основе приёма самоменеджмента показана возможность оценить метапредметные результаты учебного предмета.

 

Abstract. In this article the author describes the peculiarities of the school subjectArt”. The author singles out the results in acquiring the school subject and focuses attention on the transdisciplinary results. The usage of a technique of self-management shows an opportunity to assess the transdisciplinary results in acquiring the school subject.

Ключевые слова: Учебный предмет «Искусство», результаты освоения учебного предмета, приёмы самоменеджмента.
Keywords: The school subject “Art”, the results in acquiring the school subject, the techniques of self-management.


 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы являются личностные, метапредметные и предметные. Рассмотрим специфику метапредметных результатов.
 

Метапредметные результаты [4] характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);

- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

- самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

 

Для эффективного достижения метапредметных результатов учебно-познавательная деятельность обучающихся может быть направлена на усвоение приёмов самоменеджмента при выполнении учебных заданий. Самоменеджмент определяют как “сложную социально-психологическую систему, знание законов развития и технологии которой позволяет выйти на качественно новый, интегративный результат — самоорганизацию”, “науку и искусство эффективного применения базовых ресурсов личности” [6]. Среди приёмов самоменеджмента выделяют ежедневное/месячное/годовое планирование (А.Т. Хроленко), матрицу Эйзенхауэра, метод многокритериальной оценки (С. Кови), построение интеллект-карт (С.В. Бехтерев, Т. и Б. Бьюзен, М.Е. Бершадский) и другие.

 

На уроках «ИСКУССТВА» в процессе работы с обучающимися по достижению метапредметных результатов был выбран приём самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование».

 

Рассмотрим особенности приёма самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование» [1]. Выделяют следующие виды задач при планировании:

  • «жёсткие» задачи — привязанные к конкретному моменту времени;

  • «гибкие» задачи — не привязанные к жёсткому времени, не имеющие конкретного момента времени для их решения;

  • «бюджетируемые» задачи — крупные приоритетные задачи, не имеющие жёсткого срока исполнения, но требующие большого ресурса времени.

 

Согласно технологии жёстко-гибкого планирования, необходимо выполнить следующие шаги [5]:

1. На сетке времени в ежедневнике отметить жёсткие задачи, для которых известно точное время, заложить резерв времени на непредвиденные обстоятельства.

2. Составить список гибких задач, используя чистую половину листа ежедневника.

3. В списке гибких задач выделить ярким цветом наиболее приоритетные задачи, не более 2-3.

4. «Бюджетировать» время на крупные приоритетные гибкие задачи. Рядом с задачей указать примерное количество времени, необходимое для её решения.

5. В ходе дня выполненные задачи вычёркивать. Невыполненные задачи переносить на следующий день.
 

Данный приём был использован в процессе преподавания учебного предмета «ИСКУССТВО». Специфика предмета «ИСКУССТВО» [2,3] в школе для обучающихся 8-9 классов – раскрыть историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства. Отличие от других учебных дисциплин гуманитарного цикла – предмет «ИСКУССТВО» имеет полипредметную основу.

 

Цель учебного предметаразвитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Основные задачи учебного предмета:

- формировать целостное представление о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- воспитать художественный вкус;

- овладеть культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенциями;

- создать условия для культурной адаптации учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- создать условия для живого общения обучающихся с произведениями мирового искусства на уроке;

- воспитать потребности к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей: развивать воображение, творческие способности.
 

Содержание курса представлено содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве».

При проведении урока по теме «Массовые, общедоступные искусства» в 9 классе ученикам было предложено самостоятельно спланировать свою учебно-познавательную деятельность, расписав жёсткие и гибкие задачи по датам их выполнения. Так, среди жёстких задач ученики выделяли следующие:

- Узнать о видах искусства, связанных с техническим прогрессом.

- Узнать, что такое фотография.

- Узнать, чем фотография отличается от живописи.

- Узнать историю кино.

- Узнать, что объединяет литературу и кино.

- Узнать, как создаётся телевизионная продукция.

- Узнать о синтезе искусств на телевидении.

- Узнать об изобразительной природе кино.

- Узнать о строении сюжетной линии кино и др.
 

Список гибких задач содержал следующие виды деятельности:

- Найти в справочной литературе объяснения принципов работы фотоаппарата.

- Сделать компьютерную презентацию на одну из тем.

- Подобрать фильмы с элементами компьютерных эффектов.

- Узнать о происхождении какого-либо жанра.

- Сделать альбом популярных песен и др.

 

Ученики также определяли ценность использования жёстко-гибкого планирования, что позволяет оценить их осознанность при самостоятельном формировании универсальных учебных действий. Для учеников ценными являются:

- Стремление узнать о каких-либо видах искусства.

- Умение разделять общие задачи на важные и менее важные, что упрощает их выполнение и сокращает время, затрачиваемое на них.

- Умение сконцентрироваться на своих целях.

- Возможность использовать жёстко-гибкое планирование при подготовке к экзаменам.

- Умение распределять свои возможности.

- Умение планировать свободное время.

- Умение распределять знания.

- Возможность выбирать и оценивать важность и необходимость задачи.

- Возможность для самосовершенствования.

 

Таким образом, чтобы помочь обучающимся в самостоятельной постановке учебных задач, а затем в адекватной оценке их выполнения, на любом учебном предмете, в том числе на учебном предмете «ИСКУССТВО», могут быть использованы приёмы самоменеджмента. Ценностная составляющая результата использования учениками данных приёмов заключается в появлении чувства уверенности в правильности распределения своего учебного и внеучебного времени.

 

Список литературы

1. Мазурова У.А. Рефлексивное портфолио старшеклассника [Текст] : учебно-практическое пособие / У.А. Мазурова. - Омск : ООО «Полиграфический центр КАН», 2013. - 128 с.

2. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы [Текст] / Г.П. Сергеева. - М.: Просвещение, 2011 (с соблюдением требований, заложенных в Стандартах второго поколения)

3. Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д. ИСКУССТВО, 8-9 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашенкова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011.-191 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование [Текст]. - Режим доступа : standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100

5. Ахроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20 [Текст] / А.Т. Хроленко.-М.: Экономика. 1996.- 139 с.  
6.  Шипилина Л.А. Менеджмент в образовании [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 051000 - Профессиональное обучение (экономика и управление) / Л.А. Шипилина.- Омск: Изд-во ОмГПУ. 2012.-284 с. 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Надо учиться правильно распределять своё время.
Татьяна Мазурова, дата: 13.07.2019 в 19:43  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ