Статья "Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике"
Татьяна Козак
27.08.2014
5154
0
Другое
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда учащиеся интересуются каким-либо вопросом. Другое дело – внеурочная деятельность, в котором учитель не связан жёсткими временными и плановыми мерками. Поэтому в процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа, она направлена на поддержание интереса к предмету, на расширение и углубление знаний.
Известно много её интересных форм. Это и математические игры, и олимпиады, и спецкурсы, математические недели и другие. Все эти формы присутствуют и в моей работе. С целью приобретения навыков решения нестандартных задач и углубления знаний учащихся в некоторых разделах математики ежегодно мною проводятся спецкурсы по предмету.
Так, мною разработаны программы спецкурсов для 10-11 классов «Расширение и углубление знаний по математике», «Технология работы с КИМами по математике», которые одобрены и рекомендованы к применению экспертной группой при ИМК пгт.Прогресс. Кроме этого, в 7-9 классах я веду спецкурсы «За страницами учебника математики», программы которых включают такие важные вопросы как «Модуль, решение уравнений и неравенств с модулем», «Параметры», знакомимся с различными способами решения квадратных уравнений, с формулами сокращённого умножения и т. д. Учащиеся 7 класса показывали свои знания по теме «Вокруг модуля» на открытом заседании спецкурса. Для учащихся 9 класса готовы к применению элективные спецкурсы «Избранные вопросы по математике» (34 часа), «Параметры в уравнениях и неравенствах» (10 часов), «Решение текстовых задач» (10 часов) и «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» (10 часов).
В 5-6 классах мною проводился кружок «Начальная геометрия», который посещали практически все дети класса. Опыт работы по этому вопросу был обобщён, администрация увидела эффективность раннему обучению геометрии. И в нашей школе на протяжении многих лет геометрию изучали с 5 класса (по 1 час в неделю в 5-6 классах). Кроме этого, для 5-6 классов проводится кружок «В мире чисел и задач», который посещают практически все дети класса (О ней я писала в статье «Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников»: http://uchportfolio.ru/articles/read/388)
Сведения о кружках, спецкурсах, элективных курсах отражены в таблице (за последние три года):
Год | Кол-во уч-ся в классе |
% посещения |
Класс | Наименование внеурочных форм деятельности |
|
кружки | спецкурсы / элективные курсы |
||||
2011/2012 | 19 |
19 чел., 100%
|
9 | 1. Параметры в уравнениях и неравенствах 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях |
|
11 | 11 чел., 100% | 11 | Расширение и углубление знаний учащихся по математике (1 ч) | ||
2012/2013 | 12 | 12 чел., 100% | 10 | Технология работы с контрольно-измерительными материалами (1 ч) | |
26 | 17 чел., 65% | 5 | В мире чисел и задач (1 ч) – вне тарификации | ||
26 | 26 чел., 100% | 9 | Решение текстовых задач по алгебре (1 ч) | ||
2013/2014 | 12 | 12 чел., 100% | 11 | Технология работы с контрольно-измерительными материалами (1 ч) | |
16 | 16 чел., 100% | 10 | Технология работы с контрольно-измерительными материалами (1 ч) | ||
27 | 19 чел., 70% | 6 | В мире чисел и задач (1 ч) – вне тарификации |
Большую работу провожу во время предметной недели. Это подготовка и проведение общешкольной линейки (можно найти у меня в учебных материалах по адресу: uchportfolio.ru/download/?s=materials&id=2161), олимпиады, интеллектуальные марафоны, викторины (пример: uchportfolio.ru/download/?s=materials&id=2158), выпуск газет. Особое внимание уделяю коллективным формам внеклассной работы. Это и «Счастливые случаи», и «Крестики-нолики», «Хочешь ли быть отличником?», «Своя игра», КВНы, математические турниры, «Поле чудес» и другие. Такие мероприятия оцениваются высоко как учениками, так и коллегами.
Все эти виды объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. А занимательно-игровая форма позволяет заинтересовать и вынуждает активно работать всех участников процесса.
Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность и приводит некоторых участников к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Иногда такая заинтересованность получает продолжение в виде индивидуальных занятий. Такая работа позволяет подготовить некоторых школьников к дальнейшему самостоятельному изучению некоторых разделов и расширить их математический кругозор. Её промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, в помощи учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. Радует то, что в таких мероприятиях принимают участие не только ученики, хорошо успевающие по математике, но и со слабой математической подготовкой. Они, как правило, являются соведущими таких мероприятий, готовят выступления, мультимедийное сопровождение и т.д.
А участвуя в конференциях исследовательских работ, мои учащиеся постоянно являются или победителями, или призёрами.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от неё, строится по принципу добровольности, а её создание должно отвечать личным интересам школьника.
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создаётся обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приёмы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Используемая литература:
1. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В.Д.Степанов. – М.: Просвещение, 1991.
Все эти виды объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память. А занимательно-игровая форма позволяет заинтересовать и вынуждает активно работать всех участников процесса.
Использование программного материала вызывает у школьников активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения. А включение заданий, которые содержат новые для учащихся сведения из различных областей математики, развивает интерес и любознательность и приводит некоторых участников к необходимости углубленного изучения отдельных разделов математики. Иногда такая заинтересованность получает продолжение в виде индивидуальных занятий. Такая работа позволяет подготовить некоторых школьников к дальнейшему самостоятельному изучению некоторых разделов и расширить их математический кругозор. Её промежуточным результатом могут являться выступления учащихся на различных конференциях школьников, в помощи учителю в подготовке и проведению различных мероприятий по предмету. Радует то, что в таких мероприятиях принимают участие не только ученики, хорошо успевающие по математике, но и со слабой математической подготовкой. Они, как правило, являются соведущими таких мероприятий, готовят выступления, мультимедийное сопровождение и т.д.
А участвуя в конференциях исследовательских работ, мои учащиеся постоянно являются или победителями, или призёрами.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от неё, строится по принципу добровольности, а её создание должно отвечать личным интересам школьника.
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создаётся обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приёмы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию, сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Используемая литература:
1. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В.Д.Степанов. – М.: Просвещение, 1991.
Другие статьи
- Равные условия обучения - для каждого
- «Организация проектной деятельности на уроках технологии с целью выявления и развития одаренных детей»
- Неделя иностранного языка в школе
- К аспекту об изучении творчества омского художника А.Н. Либерова. Военные страницы
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Использование ИКТ на уроках физики
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
- "Прикладная направленность в обучении химии"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.