С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Организация работы с одаренными детьми"
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
 
Организация работы с одаренными детьми
 
Работа с одаренными  и способными учащимися, их развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
Теоретическую основу работы с одаренными детьми  составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.
Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявлен­ская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.
Мой опыт работы с одаренными детьми показывает, что они имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к спорту, обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от творческого труда, спортивных успехов.
Наиболее характерной чертой одаренных детей  является их ярко выражен­ная познавательная потребность, проявляющаяся в любознатель­ности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна­тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
В своей практике я руководствуюсь тем, что нет одинаковых детей - у каждого есть что-то свое, выделяющее его из общей массы и делающее уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. На  основании своего опыта пришла к выводу, что говорить об эффективной работе с одаренными детьми можно в том случае, если внимание к одаренным детям органически  вписывается  в образ мира этого ребенка и является для него совершенно естественным. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В учебном процессе  важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, разрешении различных противоречий, которые позволяют учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В работе с одаренными детьми считаю эффективными технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность становится ведущей в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно правильно  организовать. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения предметных недель, заседаний клуба «ЛИК», участия в городских интеллектуальных марафонах, школьных  и муниципальных этапах Всероссийской  олимпиады школьников. Развито движение дистанционных конкурсов «Снейл», «Слон», «Олимпус», «Золотое руно», «ЭМУ» и других. Для организации внеурочной деятельности ребят в своей практике я активно сотрудничаю с учителями и психологом школы. Учащиеся моего класса посещают кружки «Литературное чтение» (руководитель Логунова Г.В.), «Вокал» (руководитель Сухорукова Е.А.), «Спортивный» (руководитель Алгайкина Т.В.).
Успешность работы с одаренными детьми  во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно поэтому с первых дней обучения детей я устанавливаю тесный контакт с психологом школы для  проведения диагностических исследований по выявлению одаренности детей. В первом  классе это необходимо делать     для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении со сверстниками.  Диагностик по выявлению одаренности много, но нам с психологом школы наиболее удачными кажутся: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Тесты  интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл, Айзенка, Амтхауэра).  На протяжении четырех лет обучения психолог проводит различные диагностики, которые позволяют выявлять способности детей в различных сферах деятельности. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых тесты Гилфорда, Торренса и Медника,  «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой,  «Куб Линка», «Интеллектуальная лабильность» и другие.
Работа клуба «ЛИК» в нашей школе строится по системе развивающего обучения ТРИЗ,  автором  которой является  Генрих Саулович Альтшуллер. Основная концепция ТРИЗ: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. Система ТРИЗ направлена на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения учащимися мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.  Г.С. Альтшуллер предлагает строить работу по принципу «к группе  не с ответом, а с вопросом». Поэтому на занятиях клуба мы предлагаем  реальную проблему: решить изобретательскую задачу или составить загадки.  Овладение элементами ТРИЗ дает школьникам возможность более успешно решать жизненные задачи, повышать уровень развития творческого, критического мышления; речь становится более грамотной, появляется навык делового общения, что очень пригодится в школе  и во взрослой жизни.
Внеклассную работу мне удается организовать, используя возможности учреждений дополнительного образования, которые предо­ставляют каждому ребенку право свободного выбора образовательной облас­ти, профиля программ, времени их освое­ния, включения в разнообразные виды дея­тельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса дополнительных образовательных учреждений позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учащиеся моего класса обучаются в ДШИ  № 54 на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях. Мои ученики  посещают городские спортивные секции (лыжное отделение, греко-римская борьба, футбол, багги), станцию «Юный техник» (кружок «Авиамоделирование»), кружок «Рукодельница» дома детского творчества.
Особенно важно для становления лич­ности одаренного ребенка
внимание родителей. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка. Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Из своего опыта могу утверждать – результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда имеют положительную динамику, когда школа и семья   работают в тесном контакте. Этот принцип я реализую через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Провожу консультации, собрания-лекции, «круглые столы».
Опытом работы я систематически делюсь на ГМО, ШМО, в СМИ, на личных сайтах, сайте школы.
Помня о том, что решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом, нам помогут технологии деятельностного типа,   я хочу подробнее остановиться на использовании в моей работе, в частности с одаренными детьми, технологий проблемно-диалогического обучения,  продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности. 
Литература
1.                Богоявленская, Д. Б.. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская,  В.Д. Шадриков.  -  М.,  2003.
2.                Леонтьев, А.А. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев.  –  М., 1976.
3.                Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]  –  Режим доступа http://www.slideshare.net/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ