Статья "Организация работы с одаренными детьми"
Любовь Ганжала
21.08.2014
2421
0
Работа с одаренными детьми
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Организация работы с одаренными детьми
Работа с одаренными и способными учащимися, их развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
Теоретическую основу работы с одаренными детьми составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.
Мой опыт работы с одаренными детьми показывает, что они имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к спорту, обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от творческого труда, спортивных успехов.
Наиболее характерной чертой одаренных детей является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
В своей практике я руководствуюсь тем, что нет одинаковых детей - у каждого есть что-то свое, выделяющее его из общей массы и делающее уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. На основании своего опыта пришла к выводу, что говорить об эффективной работе с одаренными детьми можно в том случае, если внимание к одаренным детям органически вписывается в образ мира этого ребенка и является для него совершенно естественным. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В учебном процессе важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, разрешении различных противоречий, которые позволяют учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В работе с одаренными детьми считаю эффективными технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность становится ведущей в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно правильно организовать. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения предметных недель, заседаний клуба «ЛИК», участия в городских интеллектуальных марафонах, школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Развито движение дистанционных конкурсов «Снейл», «Слон», «Олимпус», «Золотое руно», «ЭМУ» и других. Для организации внеурочной деятельности ребят в своей практике я активно сотрудничаю с учителями и психологом школы. Учащиеся моего класса посещают кружки «Литературное чтение» (руководитель Логунова Г.В.), «Вокал» (руководитель Сухорукова Е.А.), «Спортивный» (руководитель Алгайкина Т.В.).
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно поэтому с первых дней обучения детей я устанавливаю тесный контакт с психологом школы для проведения диагностических исследований по выявлению одаренности детей. В первом классе это необходимо делать для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении со сверстниками. Диагностик по выявлению одаренности много, но нам с психологом школы наиболее удачными кажутся: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Тесты интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл, Айзенка, Амтхауэра). На протяжении четырех лет обучения психолог проводит различные диагностики, которые позволяют выявлять способности детей в различных сферах деятельности. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых тесты Гилфорда, Торренса и Медника, «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой, «Куб Линка», «Интеллектуальная лабильность» и другие.
Работа клуба «ЛИК» в нашей школе строится по системе развивающего обучения ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. Основная концепция ТРИЗ: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. Система ТРИЗ направлена на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения учащимися мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Г.С. Альтшуллер предлагает строить работу по принципу «к группе не с ответом, а с вопросом». Поэтому на занятиях клуба мы предлагаем реальную проблему: решить изобретательскую задачу или составить загадки. Овладение элементами ТРИЗ дает школьникам возможность более успешно решать жизненные задачи, повышать уровень развития творческого, критического мышления; речь становится более грамотной, появляется навык делового общения, что очень пригодится в школе и во взрослой жизни.
Внеклассную работу мне удается организовать, используя возможности учреждений дополнительного образования, которые предоставляют каждому ребенку право свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса дополнительных образовательных учреждений позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учащиеся моего класса обучаются в ДШИ № 54 на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях. Мои ученики посещают городские спортивные секции (лыжное отделение, греко-римская борьба, футбол, багги), станцию «Юный техник» (кружок «Авиамоделирование»), кружок «Рукодельница» дома детского творчества.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка
внимание родителей. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка. Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Из своего опыта могу утверждать – результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда имеют положительную динамику, когда школа и семья работают в тесном контакте. Этот принцип я реализую через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Провожу консультации, собрания-лекции, «круглые столы».
Опытом работы я систематически делюсь на ГМО, ШМО, в СМИ, на личных сайтах, сайте школы.
Помня о том, что решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом, нам помогут технологии деятельностного типа, я хочу подробнее остановиться на использовании в моей работе, в частности с одаренными детьми, технологий проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Литература
1. Богоявленская, Д. Б.. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. - М., 2003.
2. Леонтьев, А.А. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1976.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.slideshare.net/
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Организация работы с одаренными детьми
Работа с одаренными и способными учащимися, их развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
Теоретическую основу работы с одаренными детьми составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.
Мой опыт работы с одаренными детьми показывает, что они имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к спорту, обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от творческого труда, спортивных успехов.
Наиболее характерной чертой одаренных детей является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
В своей практике я руководствуюсь тем, что нет одинаковых детей - у каждого есть что-то свое, выделяющее его из общей массы и делающее уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. На основании своего опыта пришла к выводу, что говорить об эффективной работе с одаренными детьми можно в том случае, если внимание к одаренным детям органически вписывается в образ мира этого ребенка и является для него совершенно естественным. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В учебном процессе важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, разрешении различных противоречий, которые позволяют учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В работе с одаренными детьми считаю эффективными технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Внеурочная деятельность становится ведущей в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно правильно организовать. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения предметных недель, заседаний клуба «ЛИК», участия в городских интеллектуальных марафонах, школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Развито движение дистанционных конкурсов «Снейл», «Слон», «Олимпус», «Золотое руно», «ЭМУ» и других. Для организации внеурочной деятельности ребят в своей практике я активно сотрудничаю с учителями и психологом школы. Учащиеся моего класса посещают кружки «Литературное чтение» (руководитель Логунова Г.В.), «Вокал» (руководитель Сухорукова Е.А.), «Спортивный» (руководитель Алгайкина Т.В.).
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно поэтому с первых дней обучения детей я устанавливаю тесный контакт с психологом школы для проведения диагностических исследований по выявлению одаренности детей. В первом классе это необходимо делать для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении со сверстниками. Диагностик по выявлению одаренности много, но нам с психологом школы наиболее удачными кажутся: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Тесты интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл, Айзенка, Амтхауэра). На протяжении четырех лет обучения психолог проводит различные диагностики, которые позволяют выявлять способности детей в различных сферах деятельности. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых тесты Гилфорда, Торренса и Медника, «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой, «Куб Линка», «Интеллектуальная лабильность» и другие.
Работа клуба «ЛИК» в нашей школе строится по системе развивающего обучения ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. Основная концепция ТРИЗ: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. Система ТРИЗ направлена на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения учащимися мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Г.С. Альтшуллер предлагает строить работу по принципу «к группе не с ответом, а с вопросом». Поэтому на занятиях клуба мы предлагаем реальную проблему: решить изобретательскую задачу или составить загадки. Овладение элементами ТРИЗ дает школьникам возможность более успешно решать жизненные задачи, повышать уровень развития творческого, критического мышления; речь становится более грамотной, появляется навык делового общения, что очень пригодится в школе и во взрослой жизни.
Внеклассную работу мне удается организовать, используя возможности учреждений дополнительного образования, которые предоставляют каждому ребенку право свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса дополнительных образовательных учреждений позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учащиеся моего класса обучаются в ДШИ № 54 на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях. Мои ученики посещают городские спортивные секции (лыжное отделение, греко-римская борьба, футбол, багги), станцию «Юный техник» (кружок «Авиамоделирование»), кружок «Рукодельница» дома детского творчества.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка
внимание родителей. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка. Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Из своего опыта могу утверждать – результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда имеют положительную динамику, когда школа и семья работают в тесном контакте. Этот принцип я реализую через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Провожу консультации, собрания-лекции, «круглые столы».
Опытом работы я систематически делюсь на ГМО, ШМО, в СМИ, на личных сайтах, сайте школы.
Помня о том, что решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом, нам помогут технологии деятельностного типа, я хочу подробнее остановиться на использовании в моей работе, в частности с одаренными детьми, технологий проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Литература
1. Богоявленская, Д. Б.. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. - М., 2003.
2. Леонтьев, А.А. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1976.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.slideshare.net/
Другие статьи
- Воплощение идей ФГОС 2 поколения, как учитель физики .
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
- ПОС и ФГОС
- Вести из «Прекрасного далека»
- Я – учитель музыки
- Использование ИКТ на уроках физики
- Моя формула успеха
- Публикации омского искусствоведа Г. Ю. Мысливцевой и исследовательская деятельность учащихся
- Ансамбль " Забайкальские узоры" Верность традициям.
- Эссе "Моя педагогическая философия"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.