С нами 14417 учителей, 5071 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "«Организация краеведческой работы через использование метода проектов как основа социализации личности»"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край
 
 
 
 
Статья
«Организация краеведческой работы через использование
метода проектов как основа социализации личности»
 
 
 
            Учитель начальных классов – Хаустова Татьяна Александровна
 
 
Социализация – становление личности – процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные, социальные роли. [3]
 
Организация краеведческой деятельности школьников может являться содержательной основой социализации его личности. Знания о крае, где человек родился, живет, учится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.
 
Основные качества социализации личности – товарищество, уважительное отношение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любознательность, любовь к прекрасному.
 
Я считаю, что краеведческая работа, в которую вовлекаются дети начальной школы, является одной из ступенек, ведущих к становлению ребенка в обществе, осознанию его места среди людей.
 
Краеведческая работа- это система совместной деятельности учителя и учащихся. С чего же она начинается? Конечно, с поиска методов и приемов. Из всего разнообразия методов и методик работы с детьми наиболее продуктивным, на мой взгляд, видом деятельности является метод проектов.
 
 
Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и представление им максимальной самостоятельности при выполнении работы.
 
Общеобразовательная программа начальной школы позволяет использовать проектные методики в урочной деятельности. Например, на уроках «Забайкаловедения» при изучении тем: «Дары полей и огородов», «Кто, где живет?», «Красная книг», «Народы, населяющие Забайкальский край», «Моя семья», «Выдающиеся люди Забайкалья», «Село, в котором я живу»; на уроках «Окружающего мира», темы: «План местности», «Полезные ископаемые», «Природные зоны», «Как живет луг. Значение лугов для человека», «Древняя Русь», «Как росла и развивалась Российская империя», «Как образовалась Россия, в которой мы живем», «Великая Отечественная война», «Послевоенные годы в Советской России»; на уроках «Литературного чтения», темы: «Русские народные сказки», «Оглянись вокруг», «Моя малая Родина»; на уроках «Изобразительного искусства», темы: «Красота родной природы», «Рисование натюрморта из овощей», «Тематическое рисование: Моя улица. Мой дом», «Рисование животных по представлению», «Рисование птиц по представлению», «Рисование народного праздника», «Составление мозаичного панно «Слава труду»; на уроках «Технологии», темы: «Плетение», «Декоративная рамка для фото. Барельеф», «Вязание как один из видов рукоделия», «Изготовление салфетки», «Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам», «Село, в котором удобно и приятно жить». 
 
Листая семейный альбом, встречая незнакомые лица на фотографиях, наши дети нам часто задают вопрос: «Кто это?»  На него мы отвечаем одной фразой, не задумываясь над тем, что так они никогда не узнают историю своей семьи, своего рода. Так возникла идея  создание проекта «История одной фотографии», который поможет расшить горизонт общения, раскрыть ребенку мир взрослых родных, их характеры, заботы, достижения и успехи. Реализовать эту идею стало возможным через интеграцию тем двух предметов «Забайкаловедения» - «Моя семья» и «Технологии» - «Декоративная рамка для фото. Барельеф». Детям было дано задание – создать генеалогическое древо совей семьи. Помощь в сборе информации оказывали и взрослые (родители, родственники). Мы с ребятами пришли в выводу, что эта тема, такая близкая всем и очень интересная, оказывается, для многих ребят открывала новые сведения о членах их семей. И рассказать о своих родных захотелось всем. В каждой семье нашлись интересные фотографии, детям было предложено разместить их на стену, оформив в оригинальные рамки для фото, сделанные своими руками. Основа рамки изготавливается из картона, с лицевой стороны располагается декоративная композиция, выполненная в технике барельефа. Мы решили, что композиция рамки должна соответствовать характеру или профессии человека, изображенного на фотографии. В результате появились разнообразные работы: простые и посложнее, строгие и шуточные, пестрые и более сдержанные по цвету – все зависело от замысла. Во время презентации работ дети с удовольствием и интересом рассказывали о своих родных. Выставка работ после презентации была оформлена в кабинете.
 
При изучении жилища народов Забайкалья, мы с учениками разрабатывали проект «Жилище». Целью работы было изготовит модели жилищ, научиться всему, что умели наши земляки; попробовать все своими руками. Для работы над проектом класс поделен на группы, каждая из которых работала над изготовлением отдельного вида жилища – чум, юрта, изба. На этапе сбора информации ребята учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Условием создания каждого макета жилища было использование материала наиболее похожего на материалы, используемые для строительства традиционного эвенкийского чума, войлочной юрты бурят, русской избы. Дети  с увлечением работали, усваивая таким  образом учебный материал.
 
Во время изучения темы «Кто, где живет?» мы познакомились с разнообразием животного мира Забайкалья. В ходе беседы выяснилось, что некоторых  видов животных на нашей территории становится с каждым годом все меньше. Отслеживая эту проблему, учащиеся наметили пути ее решения. Один из них – выпуск книги об исчезающих животных под названием «Моя Красная книга». Было решено занести в нее тех животных, которые стали редкими именно в нашей местности. Оформление книги завершилось иллюстрированием подготовленного текста.
 
Следующая работа появилась на уроке «Забайкаловедения». Перед изучением темы «Дары полей и огородов, раскрывающей историю развития огородничества в Забайкалье, дети проводили исследование, суть которого заключалась в том, чтобы сравнить какие овощи выращивались нашими предками, а какие популярны сейчас. Ученики опрашивали бабушек и дедушек, собирали старинные и современные рецепты овощных блюд.  Презентация проделанной работы- экспозиция рисунков «Натюрморт из овощей» и выставка «Рекордсмены огородов».
 
Не менее интересную работу можно проводить и на уроках изобразительного искусства, например по теме «Красота родной природы», где каждый ученик получит возможность участия в проекте «Моя малая Родина». Каждый ребенок рисует любимый уголок природы, и сопровождает свой рисунок стихотворением местных авторов или своим собственным. Презентация проекта проходит в форме конкурса чтецов на фоне выставки работ.
 
Впереди у нас работа «Улицы моего села». результатом проделанной работы будет книжка-раскладушка, рассказывающая об истории возникновения села Знаменка. Задача проекта – ответить на вопрос, какие названия и почему носят улицы села, расспросить старожилов о том кто и когда давал названия улицам, собрать материал об известных, талантливых и интересных людях – односельчанах.
 
Каждый проект  - это шаг вперед, где ученики приобретают знания, одновременно овладевая практическими умениями и навыками разнообразной деятельности.
 
Практическая значимость деятельности заключается в том, что используя данную технологию, можно сознательно формировать у младшего школьника образ своей малой Родины.
 
Такое направление учебно-исследовательской деятельности, где «материалом для исследования» становятся образы учеников начальной школы, можно рассматривать как один из путей гражданско-патриотического воспитания.
 
Одним из вариантов показателя эффективности проектно-исследовательской деятельности являются использование результатов краеведческой работы а уроках, выступление учащихся на конференциях, конкурсах. Не менее значима краеведческая работа лично для каждого ребенка, она проявляется в отношении детей к работе, пополнении их знаний о крае, семье; в совместной деятельности с родителями и их положительными отзывами.
 
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская работа краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процента пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.
 
 
Литература
  1. Граубин Г.Р., Наша малая Родина: учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. Чита: Экспресс-издательство. – 2004. – 180 с.
  2. Конышева Н.М. Технология: Секреты мастеров: учебник для 4 класса образовательных учреждений. 7-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – 160 с.
Интернет – ресурсы
 
http://reftrend.ru/776574.html
 
 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Статья понравилась, именно в начальной школе закладываются основы патриотизма. Сама занимаюсь краеведением достаточно серьёзно, поэтому тема мне близка. Именно патриотизм даёт молодёжи нравственные ориентиры в собственной деятельности.
Ольга Гудкова, дата: 02.08.2014 в 14:16  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.