С нами 15571 учитель, 5336 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла""

               Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное  Общеобразовательное Учреждение
   Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья  школа
      Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка.
   
                                      Учебно- методическая разработка  
                 "Работа школьного  Методического объединения Развивающего цикла"
МО «Развивающего цикла» возникло в 2007-2008 уч. году на базе МОУ СОШ с Знаменка.
В МО развивающего цикла вошли предметы цикла- ритмика, музыка, технология и трудовое обучение ,физкультура, ИЗО ,  МХК ,ОБЖ и театр. С учётом специфики разных предметов возникла необходимость их объединения с применением методов интегрированного обучения на уроках расширением творческих связей в обмен новыми идеями в области преподавания предметов.  
Использование технологий, построенных на интегративной основе ведёт к повышению целостности педагогического процесса, уменьшению учебной нагрузки на учащихся и как следствие, способствует здоровьесбережению.
В связи с этим была выбрана тема работы МО-  «Интеграция предметов развивающего цикла как один из путей повышения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса».
Установленная органичная взаимосвязь предметов развивающего цикла не только обогащает и углубляет знания школьников в разных сферах, но и благотворно сказывается на формировании здоровой личности, т.е. личности, сознающей смысл здорового образа жизни, значимости духовного развития и физического здоровья.
Вопросы здоровьесбережения характерны для таких дисциплин, как физкультура и ОБЖ, но, тем не менее, очевиден также «здоровьесберегающий» характер занятий художественным творчеством.
Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство: уже это одно гарантирует его благотворное психологическое воздействие на здоровых  детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркнём последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки.  Усталость детей во многом вызывается недогруженностью  творчеством, которое является их естественной  потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам ( а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение , без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности.
Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей;  эмоциональная сфера обогащается ,растут самостоятельность и ответственность  ребёнка- признаки психологического здоровья.
 Художественное творчество, существенное расширение присутствия искусства в общеобразовательной школе за счёт введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих  является логичным дополнением здоровьесберегающей  составляющей уроков физкультуры и ОБЖ.
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья.  Мы живём во многом во времена бурного развития современной  и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей  неволей становится  заложником  быстро  развивающихся технических систем- всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Приходя в школу, ребёнок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной координацией.  Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков  детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается  эстетический вкус,  культура  поведения   и общения, художественно-творческая и танцевальная способность.
ОБЖ- базовый предмет, который интегрирует знания, полученные при изучении других дисциплин, играет главную системообразующую  роль в духовно-нравственном воспитании, формировании качеств патриота и гражданина России, личности безопасного типа поведения.  
Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в учреждениях общего образования заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения  безопасности  жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения безопасности поведения в повседневной жизни,  а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Практические умения и навыки по ОБЖ формируются и совершенствуются на практических занятиях,  тренингах, в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуациях, в условиях туристических походов и слётов, в игровой форме, военно-спортивных играх и т.д.
Деятельность преподавания уроков физкультуры  также направлена на разработку принципиально новых подходов в решении многих образовательных задач с учётом состояния здоровья учащихся. 
Ценностные  ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепления здоровья; физическое  совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к  воспроизведению и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества. 
Умения и навыки детей, формируемые на уроках физической культуры, способствуют контролю  и физическими нагрузками во время занятий, профессионально ориентированной и оздоровительной направленности.
Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного  искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов,  которые сегодня всё больше поражают учащихся  в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна  всеми  возможными  средствами  помочь обществу решить эти проблемы.  В этой связи прослеживаются уникальные возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, от этого напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование  сердечно-сосудистой  системы,  поскольку большая  нагрузка приходится на диафрагму,  межрёберные  мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Музыкально - ритмические и ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняется релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки,  снять умственную перегрузку и утомление.
Восприятие  и понимание музыки  (музыкотерапия) заключается в ощущении её связками, мышцами,  движением,  дыханием. Выполнение творческих задач (терапия творчеством) на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приёмов   оптимизации психического состояния младших школьников. К  здоровьесберегающим технологиям   на уроках музыки относятся педагогические приёмы , методы,  технологии, использование которых в образовательном процессе идёт  на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
А программе предмета по театру в каждом классе есть раздел - сценическая речь. Основа сценической речи - правильное дыхание,  тренинговые упражнения  заменяют физкультминутки.
На уроках технологии своего рода релаксацией являются уроки вязания и рукоделия. Здоровое  питание пропагандируется на уроках кулинарии,  определяется   качество продуктов (мясо, раба),  определяется калорийность продуктов. Здоровьесбережение направлено на безопасность труда и санитарно-гигиенические требования.
Вывод- интегрирование предметов развивающего (Физкультура, ОБЖ ,ИЗО,  театр, музыка, ритмика, технология, трудовое обучение, МХК) позволяет усилить здоровьесберегающую направленность учебного процесса.
В рамках работы МО над темой МО-  Интеграция предметов развивающего цикла как один из путей повышения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса в школе» было проведено три тематических заседания МО:
«Интеграция в учебном  процессе»
Практикум  «Разработка интегрированного урока»
«Интегрированные внеклассные мероприятия».На практике  это воплотилось в интегрированные уроки,  мероприятия, проведённые или организованные учителями МО.
В течение прошлого года и в рамках проведения недели предметов «Развивающего цикла»  были проведены интегрированные и открытые   уроки:
                                    Интегрированные мероприятия
Физкультура и ритмика- «Нет ,не перевелись ещё богатыри земли Русской»
Театр +Музыка- общешкольный конкурс зримой песни, посвящённой Дню  Защитника Отечества  «Песня солдатская моя».
Театр +Музыка- мероприятие для учащихся 5-11 кл. « Театры   разных эпох».
ИЗО + Музыка  - «Богоматерь. Образ Девы  Марии   в музыке и искусстве разных стран».
Открытое мероприятие по технологии  и трудовому обучению в 6 кл.- «Да здравствуют мастерицы и умельцы»
Мероприятие для жителей села – «Проводы Зимы» - интеграция предметов МО развивающего цикла.
Физкультура + ОБЖ- мероприятие-конкурс по ПДД  для учащихся  2-8 кл. «Безопасное колесо»
Физкультура + ОБЖ- мероприятие для уч. 7 классов- «Безопасное поведение на дорогах»                 
                          Интегрированные уроки:
Ритмика + Физкультуры- «Подвижные  народные игры»  6 кл.
Технология + Театр + Музыка- «Традиции моего народа»   4 кл.
МХК + Музыка- «Александр Невский- патриот Земли русской» 8 кл.
ИЗО + Театр + Музыка- «Моя будущая профессия»  7 кл.
Урок музыки и ОБЖ в 3 кл.  «Правила дорожного движения».
Музыка + ИЗО- «Красота Земли Русской»  5 кл.
Физкультура + ОБЖ- «Закрепление практических элементов подготовки по основам военной службы»                   11 кл.Интегрированное обучение  связано с планированием, организацией и проведением специальных уроков по теме,  общей для нескольких  предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главным в интегрированном обучении является выделение общей перспективной цели развития учащихся  одной  возрастной группы, направленной на формирование или  совершенствование каких-либо качеств (способностей,  умений), а также планирование общих учебных задач для педагогов разных   предметов.
Интеграция позволяет перестраивать, расширять, углублять содержание образования, приводит  к конструктивным  изменениям в методике работы и создаёт  новые обучающие технологии.  Она обеспечивает совершенно новый психологический климат на занятии, как для ученика, так и для учителя.
Внедрение  в практику школы интегрированного обучения связано с желанием педагогов изменять своё отношение к организации учебного процесса, но требует  нестандартного расписания и дополнительных занятий.
Это нужно для того, чтобы учителя могли проводить совместные занятия, посещать уроки друг друга и тем самым взаимообучаться. Кроме того, появляется определённый стимул для разработки своих методов и приёмов , авторских  программ и педагогических  технологий.  Из этого следует,  что интегрированное преподавание является фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.
В любом случае,  задача учителей, формирующих интеграционные предметные блоки- найти  пути изменения некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их в общий блок занятий.  (или специальный курс)
Одному учителю  справиться с такими задачами трудно, особенно если другие педагоги не включают этот вид работы в свою практику.
Сказанное является условием совместной работы по выделению в программах по каждому предмету сходных тем,  нахождению общего и различного в раскрытии тем, что требует сопоставления, обсуждения и анализа.   Отсюда вытекает цель интегрированного обучения -  научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления в разных ситуациях, системах и направлениях, опираясь на динамику  и логику рассуждений.
Наиболее полно проявляется интеграция предметов в том случае, когда между учебными программами установлено смысловое  соответствие, когда существует центральная идея, объединяющая весь комплекс тем и проблем,  рассматриваемых в рамках двух или нескольких предметов.
На заседании МО была проведена сверка программ всех предметов, с целью определения тем, имеющих общие точки соприкосновения. Было решено, что при необходимости можно изменять названия тем, сделать их общими или сквозными для всех предметов. В  этом случае каждый отдельный предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.
                                             Подходы и задачи.
Задачами  интегрированного преподавания предметов развивающего цикла являются  следующие:
Выход за рамки одного предмета. Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми.  Привлечение разных видов творческой деятельности ,  информации из различных областей знаний.
Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль-наука -техника- технология (трудовое обучение)- духовные, культурные, нравственные, традиции- искусство.
Обращение к региональной (близкой) культуре.
 Непрерывность и преемственность.Следует  отличать интегрированный подход к обучению  от межпредметных связей. В  практике обучения межпредметные  связи чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства  другим. Например, на уроке Изо детям   читают стихи по схожему  сюжету, настроению, теме, характеру героя и так далее. Или  на уроке литературы показывают картину художника,  помогающую лучше понять литературное  произведение,  представить  конкретного героя,  пейзаж , манеру  одеваться и.т.д.  Этот первичный уровень можно назвать эмоциональной поддержкой,  иллюстрацией определённого настроения, состояния природы. Он самый распространённый и применяется одинаково свободно всеми педагогами в разных возрастных группах.
                      Для  создания оригинального продукта.
 Стержневыми понятиями интегрированного направления являются:
а)  «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;
б) акцент на самостоятельное творчество детей: активное действие в пространстве и в среде;
использование традиций, региональных и национальных черт  во взаимодействии предметов развивающего цикла;
д) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее детей обучение.
  Следует выделить также главные факторы развития-  воображение и фантазия.
Система работы  должна  осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое полушарие. Но эта способность мозга , к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов  естественно-научного   цикла.  Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и недооценивает активную  творческую деятельность. 
                        Усоловия организации интегрированного  занятия.
Для того, чтобы на занятии возникла атмосфера творчества, сотрудничества, сотворчества учеников и учителя, можно предложить создать своеобразную схему оргапнизации интегрированного занятия. 
                   В виде краткого плана она может выглядеть следующим образом:
1. Активизация разных форм  художественного мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые и т.д) Это даёт возможность почувствовать мир во всём его многообразии, посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребёнка  возникают различные ассоциации, пробуждается  интуиция, чувство, ощущение света, звука, движения.
2. Важно   вызывать у детей интерес к выполненной работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, с отдельным учеником на «одной волне» постараться почувствовать настроение класса, каждого ребёнка и опираться в работе на него. Всё это возможно при условии создания доброжелательного климата на уроке.
3. Активизировать внимание легче, когда урок начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые бы подготовили ребёнка к прыжку,  к полёту  фантазии. Для примера можно предложить начать урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала, опираясь на знания и умения, полученные на других  занятиях ,у других педагогов.
4. Учитель контролирует ситуацию  с помощью подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо следовать ему.  В зависимости от ситуации можно изменять что-то, дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем  необходимо начать урок, постараться   завершить его совместным обсуждением проделанной работы.
5. В завершении урока - подведение итогов, акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях, которые были созданы, сочинены, изображены конкретными учениками.
Систематизированные интегрированные занятия могут быть организованы в школе в рамках как урочной,  так и внеурочной деятельности. В зависимости от условий школы и желания педагогов к работе могут подключаться несколько учителей.  При этом, чем  охотнее в процесс  будут  включаться педагоги, тем продуктивнее будет проходить  взаимодействие учителей внутри коллектива.  Для успешной работы общение, контакт, сотворчество коллег просто обязательны, в противном случае,  говорить об интеграции нет смысла. Насилие в этом виде деятельности  не может принести никаких положительных результатов. Всё должно строиться на желании и взаимном интересе.
Для эффективности применения технологии интегрированного обучения на уроках развивающего цикла были проведены обучающие семинары учителей, на которых рассматривались теоретические основы технологии,  а также тренинги по планированию интегрированных уроков двух и более предметов. Было решено , что все открытые уроки, которые будут даны учителями развивающего цикла , должны быть интегрированными. На заседаниях  МО учителя-предметники поделились  новинками  методической литературы по своим дисциплинам, в  которых рассматривается тема интеграции. 
Работа,  проделанная на протяжении  трёх лет,  показала актуальность выбранной темы и подтвердила необходимость продолжать начать дело.
                                   Используемая     литература.
Т. Гуняшова.  «Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов»  Журнал  № 1 «Музыка в школе»   Москва.  2003 г.
Т.Е. Заводова «Музыка и воспитание» Издательство ООО  «Красико- Принт». 2005.г.
Е. Трацевская. статья «Система интегрированных уроков».                        Журнал № 1 «Искусство в школе»   Москва  2008 г.

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.