Статья "Развитие интереса к физике через проектно – исследовательскую деятельность"
Ольга Марченко
28.07.2015
2879
1
Метод проектов
Марченко Ольга Ивановна, учитель физики
высшей квалификационной категории
МОУ-СОШ №3 г. Маркса Саратовской области
высшей квалификационной категории
МОУ-СОШ №3 г. Маркса Саратовской области
Развитие интереса к физике через проектно – исследовательскую деятельность
Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко нелегкую науку – физику? Может быть, в эпоху информационных технологий такая формулировка проблемы неверна? От учителя требуется профессиональное мастерство, чтобы овладение физическими знаниями учащимися было успешным. Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает условия для реализации способностей и интеллектуального развития учащихся. Но невозможно научить ребенка всем тонкостям предмета, по моему мнению, учитель скорее должен помочь ученику организовать самостоятельный процесс познания: самостоятельно овладевать знаниями и применять эти знания в учении и практической деятельности.
Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами, среди которых важное место занимает метод проектно-исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов способствуют повышению интереса к физике, формирует у учащихся навыки сбора необходимой информации и самостоятельной работы с ней, умения ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектно-исследовательская деятельность способствует также успешной социализации учащихся, приобретаются такие качества, как коммуникабельность, владение речью, умение работать в команде.
На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно хорошо отработан: выделены цели, формы и этапы работы учащихся над проектом, об этом свидетельствуют работы авторов Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, Г.Б. Голуб и др. , посвященные организации проектной деятельности школьников. “...В школе метод проектов можно рассматривать как метод, который направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности».
Применение метода проектов во внеклассной работе по физике способствует решению актуальных проблем физического образования, связанных с формированием у учащихся умения применять имеющиеся физические знания в любой ситуации. Главная цель, для меня, как педагога- руководителя проектов - обучение приемам самостоятельной деятельности учащихся при работе над проектом. Это придает ученику уверенность в своих силах, реализации своих возможностей, раскрывает его личностный потенциал. Стараюсь поддержать положительное состояние ребенка: воодушевление, радость познания, уверенность, творческое вдохновение и др. и способствовать его постепенному закреплению.
Освоение проектной деятельности учащимися, организую поэтапно: начинаю подготовку к проектной деятельности с 7 класса – знакомство с методами проектирования исследования; в 8 классе – отрабатываются этапы исследовательской деятельности - определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, делать выводы. Это позволяет организовать в 9 классе выполнение проектов учащимися самостоятельно, здесь уже выступаю в роли учителя - консультанта по исследовательской деятельности.
Идея создания познавательного проекта «Азбука для всех» возникла после ознакомления со сводками Госавтоинспекции службы общественной безопасности МВД России по детскому дорожно-транспортному травматизму. Ежегодно в дорожных происшествиях получают травмы различной степени до 20 тыс. детей. В сумме по численности - это как наш город Маркс, 58% от общего количества ДТП составляют случаи, когда пострадавшие были пешеходами. Высветилась проблема, какие теоретические и практические знания по физике смогут помочь детям в опасных и трудных жизненных ситуациях? Цель исследования: как, более осознанно применяя на практике физические законы, оптимально и безопасно для жизни действовать в реальном мире. Если дети будут более информированы в области знаний правил дорожного движения, правил поведения на дорогах, то это поможет предотвратить ДТП, сохранить жизнь и здоровье детям? В ходе исследования возникли и другие задачи: расширить информированность в области знаний правил поведения при пожаре: как не допустить пожар, и если он возник, как себя правильно вести; как правильно вести себя на реке летом и зимой. Таким образом, наметились новые направления исследования, что само по себе является важным результатом проекта, ибо проясняет следующий этап исследования.
Азбука – книга, так возникли страницы «Безопасность дорожного движения», «Безопасность и защита детей при пожаре», «Безопасность детей на воде (по временам года)». В работе над проектом приняли участие учащиеся 7, 8 и 9 классов, образовались творческие группы, прошло обсуждение возможных методов исследования, поиска информации. Направляя ребят, я очень скоро поняла, что исследование должно идти одновременно с обучением. Исходя из законов физики (тема «Инерция» - 7кл, «Равноускоренное движение» -8кл.), можно доказать, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоза. «Не перебегайте дорогу перед близко идущей машиной!» - это не пустые слова. Знания условия плавания тел и закона Архимеда (7кл.) можно объяснить, почему, человек способен находиться на поверхности воды, не боясь утонуть. По статистике, одной из наиболее распространенных причин пожаров, как в общественных зданиях, так и в жилых помещениях, является нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и электроприборов, перегрузка электросетей, короткое замыкание («Тепловое действие тока» - 8, 9кл.). Данный проект, рассчитанный на длительный промежуток времени, проводился на занятиях школьного научного общества, но тематическая часть проекта, по содержанию привязанная к программному материалу, а также обсуждение методов исследования, проводились на уроках. Прежде всего, мною были определены основные направления исследования, в ходе которого учащиеся находили нужную информацию и анализировали ее, затем обсудила их с ребятами. В общем виде обозначила источники информации: учебники по физике за 7,8, 9 классы, учебник по основам безопасности жизнедеятельности, энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание), справочник по физике А.С.Еноховича, «Беседы по физике» М.И. Блудова, ресурсы Интернета и др. Наметила методы обработки информации. От учащихся потребовалось умение работать с научным текстом, делать анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы. Таким образом, учащимся было предоставлено поле для творческой самостоятельной работы в русле обозначенной проблемы. В ходе работы над проектом учащиеся сами проводили социологический опрос, анкетирование среди одноклассников, самостоятельно выявляя (подсчитывая и объясняя) результаты. Причиной такой активности явился интерес к самостоятельному получению сведений, причем с помощью простых и всем доступных средств. Организовав встречу с инспектором ГИБДД и экскурсию в городскую пожарную часть, где участники проекта могли задать интересующие их вопросы непосредственно специалистам.
Конечным продуктом творческой деятельности учащихся стали презентации: «Безопасность дорожного движения», «Безопасность и защита детей при пожаре», «Безопасности детей на воде (по временам года)». Участники проекта выступали перед учащимися 1-5 -х классов школы №3 и учащимися коррекционной школы – интерната г. Маркса. При просмотре слайдов велось обсуждение различных ситуаций, отраженных в презентациях с использованием физических знаний. Данные презентации рекомендованы классным руководителям при проведении классных часов по указанной тематике. Результат проделанной работы дал учащимся не только новые знания, но чувство морального удовлетворения. Продолжив работу по данной теме, двое учащихся выполнили проектно – исследовательские работы: «Сила трения и безопасность движения», «Физические явления против горения».
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. В нашей школе итогом такой совместной работы учителя и учащихся является проводимая в рамках НОУ ежегодная школьная научно – практическая конференция «Первые открытия». Учащимися с 7 по 11 класс были представлены проекты «Метеорный дождь», «Человек, машины и завтрашний день», «Жизнь Земли в атмосфере Солнца», « Солнечная энергия. Реальность и фантастика», «Об использовании энергии ветра», «Метеоритный дождь», «Небо не слишком высоко», «Чудо или физические явления», «Физика предчувствия». В ходе реализации своих проектов учащиеся создавали видеоролики с записью проведённых опытов, буклеты и бюллетени, делали фотографии наблюдаемых явлений и процессов, учились выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, создавать презентации.
Конференция показала достаточно высокий творческий потенциал учащихся и ещё раз доказала, что когда предмет изучения интересен учащимся, они добиваются хороших результатов. Они могут гордиться результатами своей работы, значимость которой оценили жюри и гости конференции.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
2. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие). Романовская М.Б. Технологии и методики обучения (компакт - диск). Центр «Педагогический поиск», 2008
3. Школьная проектная лаборатория/ Кашлева Н.В.-Волгоград: Учитель, 2007
2. Метод проектов в учебном процессе (методическое пособие). Романовская М.Б. Технологии и методики обучения (компакт - диск). Центр «Педагогический поиск», 2008
3. Школьная проектная лаборатория/ Кашлева Н.В.-Волгоград: Учитель, 2007
Другие статьи
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Формирование понятия времени. Обучение измерению времени
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
- Воспитательная работа с одаренными детьми в МБОУ СОШ № 7 п. Реконструктор
- Новые подходы к преподаванию уроков ИЗО с использованием ИКТ и инновационных методических комплексов.
- "Путешествие в мир химии" или Как принять участие в образовательном Интернет-проекте?
- "Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи
- Развитие презентационной культуры обучающихся изостудии "Радуга"
- Оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересный материал, отличное представление педагогического опыта работы по проектной технологии.
Татьяна Образцова, дата: 30.07.2015 в 17:46
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.