Статья "Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения"
Ольга Гудкова
13.11.2014
3606
0
ФГОС
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
Роль исторического краеведения в
формировании патриотизма молодого поколения
Энциклопедические словари определяют краеведение как науку, которая осуществляет полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем, в том числе, - и историки. Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания[1] Функции научно-методических центров по краеведению выполняют краеведческие музеи.[2].
По мнению бессменного (вплоть до своей кончины) председателя Союза краеведов России, академика РАО С.О.Шмидта, к рубежу XX - XXI столетий краеведение опять начинало становиться формой не только научно-просветительской, но и общественной деятельности. Это явственно отражало и усиление самостоятельной роли провинции в нашей общественно-политической жизни, в развитии культуры. С.О.Шмидт также писал, что «краеведение стало и одной из главных программ учрежденного в начале перестройки Фонда культуры, возглавлявшегося академиком Д.С. Лихачевым, который придавал особое значение краеведению не только в развитии культуры, но и в формировании «нравственной оседлости[3]». Сам академик Лихачёв в статье «Краеведение как наука и как деятельность» говорит, что «краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется, в местной обстановке. В этом замечательная особенность и сила краеведения. Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. Краеведение гораздо более «воспитывающая наука», требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения»[4].
В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год) сказано об обязанности педагогов развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира…[5]. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», которая была утверждена Президентом РФ в апреле 2012 года, говорится: «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов». Но талантливые дети не всегда находят себя во взрослой жизни. В связи с этим задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной»[6]. Таким «социальным лифтом», без сомнения, выступает исследовательская деятельность по историческому краеведению. Реализуя её, школьник с помощью учителя вырабатывает алгоритм самостоятельного решения проблем.
Осуществляя научно-практическую деятельность по историческому краеведению, учитель добивается формирования локально-региональной идентичности обучающихся, так необходимой для становления патриотизма. В статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год) сказано, что педагогические работники, имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы…, а также - право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций[7]. Исследовательская деятельность учителя по краеведению позволяет вовлекать в эту деятельность и школьников, формируя тем самым внутреннюю мотивацию обучающихся к углублённому изучению истории родного края. Это позволяет также осуществлять воспитание молодёжи на основе традиционных ценностей народа России.
В ходе моей научно-практической деятельности по историческому краеведению возникла идея привлечь одарённых обучающихся к исследованиям по истории Владимирского края. Так в 2006 году появилось школьное научное общество «ЛОГОС» для работы с одарёнными детьми, склонными к исследовательской деятельности. Оно образовалось в целях организации научно-практической исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению Владимирской области и обеспечению руководства ею. В нашей школе к тому времени уже несколько лет существовала школьная республика «Стрижи»: «Семья Талантливых, Решительных, Изобретательных, Жизнерадостных». Поэтому название научного общества надо было связать с названием школьной республики. Методом проб и ошибок пришли к такому названию, которое отражало бы и историческую направленность нового объединения, и позиционировало бы себя как часть целого: школьного коллектива. Думаю, название ШНО получилось удачным: «ЛОГОС» («Любознательные, Ответственные Граждане Области – «Стрижи»).
Как уже было сказано, в сотрудничестве учителя-исследователя и талантливых учащихся большую роль играет нравственный пример педагога, который организует работу объединения согласно идее социально-педагогического партнёрства, без которого субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся[i]. В 2006 году мы эту идею социального партнёрства, фактически, начали реализовывать. Применение алгоритма привлечения талантливых детей к сотрудничеству в научно-практической деятельности дало высокие результаты в достижении обучающимися социальной успешности .
Сегодня об успехах школьного научного общества краеведческой направленности МБОУ «СОШ № 7» г. Владимира «ЛОГОС» известно далеко за пределами нашего региона[ii].
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752, от 10.03.2009 N 216) указано: «По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 N 752). А пункт 26 «Типового положения» гласит: «Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения»[iii]. На основании нормативных документов в 2006 году был выработан устав[iv] школьного научного общества краеведческой направленности «ЛОГОС».
По мнению бессменного (вплоть до своей кончины) председателя Союза краеведов России, академика РАО С.О.Шмидта, к рубежу XX - XXI столетий краеведение опять начинало становиться формой не только научно-просветительской, но и общественной деятельности. Это явственно отражало и усиление самостоятельной роли провинции в нашей общественно-политической жизни, в развитии культуры. С.О.Шмидт также писал, что «краеведение стало и одной из главных программ учрежденного в начале перестройки Фонда культуры, возглавлявшегося академиком Д.С. Лихачевым, который придавал особое значение краеведению не только в развитии культуры, но и в формировании «нравственной оседлости[3]». Сам академик Лихачёв в статье «Краеведение как наука и как деятельность» говорит, что «краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется, в местной обстановке. В этом замечательная особенность и сила краеведения. Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной «отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины воспитывают, как ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. Краеведение гораздо более «воспитывающая наука», требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения»[4].
В статье 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год) сказано об обязанности педагогов развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира…[5]. В «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», которая была утверждена Президентом РФ в апреле 2012 года, говорится: «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов». Но талантливые дети не всегда находят себя во взрослой жизни. В связи с этим задача обеспечения «социального лифта» для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной»[6]. Таким «социальным лифтом», без сомнения, выступает исследовательская деятельность по историческому краеведению. Реализуя её, школьник с помощью учителя вырабатывает алгоритм самостоятельного решения проблем.
Осуществляя научно-практическую деятельность по историческому краеведению, учитель добивается формирования локально-региональной идентичности обучающихся, так необходимой для становления патриотизма. В статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 год) сказано, что педагогические работники, имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы…, а также - право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций[7]. Исследовательская деятельность учителя по краеведению позволяет вовлекать в эту деятельность и школьников, формируя тем самым внутреннюю мотивацию обучающихся к углублённому изучению истории родного края. Это позволяет также осуществлять воспитание молодёжи на основе традиционных ценностей народа России.
В ходе моей научно-практической деятельности по историческому краеведению возникла идея привлечь одарённых обучающихся к исследованиям по истории Владимирского края. Так в 2006 году появилось школьное научное общество «ЛОГОС» для работы с одарёнными детьми, склонными к исследовательской деятельности. Оно образовалось в целях организации научно-практической исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению Владимирской области и обеспечению руководства ею. В нашей школе к тому времени уже несколько лет существовала школьная республика «Стрижи»: «Семья Талантливых, Решительных, Изобретательных, Жизнерадостных». Поэтому название научного общества надо было связать с названием школьной республики. Методом проб и ошибок пришли к такому названию, которое отражало бы и историческую направленность нового объединения, и позиционировало бы себя как часть целого: школьного коллектива. Думаю, название ШНО получилось удачным: «ЛОГОС» («Любознательные, Ответственные Граждане Области – «Стрижи»).
Как уже было сказано, в сотрудничестве учителя-исследователя и талантливых учащихся большую роль играет нравственный пример педагога, который организует работу объединения согласно идее социально-педагогического партнёрства, без которого субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся[i]. В 2006 году мы эту идею социального партнёрства, фактически, начали реализовывать. Применение алгоритма привлечения талантливых детей к сотрудничеству в научно-практической деятельности дало высокие результаты в достижении обучающимися социальной успешности .
Сегодня об успехах школьного научного общества краеведческой направленности МБОУ «СОШ № 7» г. Владимира «ЛОГОС» известно далеко за пределами нашего региона[ii].
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752, от 10.03.2009 N 216) указано: «По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 N 752). А пункт 26 «Типового положения» гласит: «Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения»[iii]. На основании нормативных документов в 2006 году был выработан устав[iv] школьного научного общества краеведческой направленности «ЛОГОС».
[i]А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.. «Просвещение». 2009. С.20.
[ii] «Школьное историко-краеведческое общество «Логос» - радость, гордость и надежда русского просвещения…» // http://www.rusliberal.ru/06.05.12.php
см. также: Гудкова О.Я. О деятельности школьного научного общества "ЛОГОС" в школе № 7 г. Владимира. //"Старая столица". Краеведческий альманах. Выпуск 6. Владимир. 2012
см. также: Гудкова О.Я. О деятельности школьного научного общества "ЛОГОС" в школе № 7 г. Владимира. //"Старая столица". Краеведческий альманах. Выпуск 6. Владимир. 2012
[iii] Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470, от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006 N 752, от 10.03.2009 N 216)
[iv] Устав ШНО «ЛОГОС» выработан на основе изучения уставов уже созданных НОУ и методической литературы, например: А.И.Петрухина. Устав ученического научного общества. // «Классный руководитель», № 8, 2005.
[1]Краеведение.//http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
[2] Краеведение.//Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. 2006.
[3] Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре краеведов. Зарайск, 2004. // his.1september.ru/2004/22/4.htm .
[4] Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность.// Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — С. 159—173 // http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm
[5] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят ГД Федерального Собрания 21 декабря 2012.
[6] Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ 3 апреля 2012 года. Пр.-827
[7] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2012.
Другие статьи
- Опыт выполнения группового проекта
- Уроки здоровья в начальной школе
- Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
- Организация работы методического объединения учителей начальных классов по изучению и применению современных образовательных технологий
- Первое родительское собрание в 1 классе (из опыта работы)
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Я работаю с детством
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.