Статья "Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы) "
Татьяна Козак
29.08.2014
13468
1
Системно - деятельностный подход в обучении
Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г
Современному обществу нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:
Если компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи. Заданий практического и проблемного характера представлено мало, а компетентностно-ориентированные задания практически отсутствуют. Составление же компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.При этом анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что таких заданий в экзаменационных работах становится все больше.
Например, в одной из книг для подготовки к ГИА-9 приводится такая задача: В таблице приведены результаты забега шести восьмиклассников на 200 м.
Зачет ставится за результат не более 28,3 с. По каким дорожкам бежали ученики, получившие зачет?
Для решения данной задачи школьник должен уметь: исключать лишние данные (забег на 200 м), сравнивать десятичные дроби, владеть понятием «не более», извлекать информацию из таблицы. При этом только два умения являются чисто предметными, другие – общеучебными. Значит, компетентностно-ориентированные задания должны быть включены в обучение не только на этапе мониторинга сформированности компетентностей, но и на этапе их формирования.
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:
Рассмотрим пример задания: Группа юных туристов из пункта А должна прибыть в пункт Б. Для ориентирования им был выдан компас, который оказался сломан. Смогут ли туристы обойтись без компаса? Предложите два способа решения проблемы в случае положительного ответа.
Информационные источники: картосхема, фотография, на которой изображены туристы и представлены условия, в которых они оказались, научно-популярный текст с описанием способов ориентирования.
Это задание следует отнести к компетентностно-ориентированному заданию, так как:
КОЗы позволяют:
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Требования к КОЗ:
Структура КОЗ достаточно чётко определена:
1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания.
4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке.
5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.
Из этой структуры вытекает алгоритм проектирования компетентностно-ориентированных заданий:
1) определение аспектов компетентности, подлежащих формированию, оценке;
2) формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта;
3) поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;
4) формулирование стимула;
5) создание ключей, модельных ответов, шкал.
Пример задания на коммуникативную компетенцию:
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл.
В тексте нет ошибок – 1 балл.
Формирование ключевых компетентностей на уроках должно занимать особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Компетентностно-ориентированные задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным ответом. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развёрнутым ответом.
Например, в задании «Гоночная машина» содержатся вопросы с выбором ответа и вопросы, ответ на которые нужно записать.
Задача «Гоночная машина»: На графике показано, как изменялась скорость гоночной машины, когда она проходила второй круг по трёхкилометровой кольцевой трассе без подъёмов и спусков.
Вопрос 1:
Чему примерно равно расстояние от линии старта до начала самого длинного прямолинейного участка трассы?
В каком месте трассы скорость машины была наименьшей при прохождении второго круга?
Вопрос 3:
Что можно сказать о скорости машины при прохождении трассы между отметками 2,6 км и 2,8 км?
Вопрос 4:
Ниже изображены пять различных по форме гоночных трасс. По какой из этих трасс ехала гоночная машина, график скорости которой приведен ранее? Ответ объясните.
Можно выделить компетентностно-ориентированные задачи трёх уровней, которым присвоены названия: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения. Выделение уровней основывается на уровне предметной подготовки учащихся.
Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.
Например, рассмотрим задачу «Увеличение роста»: На графике (см. рис.) показан средний рост девушек и юношей в Нидерландах в 1998 году.
Вопрос 1: Объясните, как можно по данному графику определить, что увеличение роста девушек в среднем замедляется после 12 лет.
Вопрос 2: По сравнению с 1980 годом средний рост 20-летних девушек в 1998 году увеличился на 2,3 см и стал равным 170,6 см. Чему был равен средний рост 20-летних девушек в 1980 году?
Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи. Учащиеся могут выполнять несложные задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
Примерами заданий второго уровня может служить задача «Скейтборд»: Сергей большой любитель кататься на скейтборде. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Но можно купить платформу, один комплект из 4 колес, один комплект из двух держателей колес, а также комплект металлических и резиновых составных частей и собрать свой собственный скейтборд. Цены в магазине на эти товары представлены в таблице.
Вопрос 1
Сергей хочет сам собрать для себя скейтборд. Какую наименьшую цену и какую наибольшую цену можно заплатить в этом магазине за все составные части скейтборда?
Вопрос 2
В магазине предлагают на выбор три различных вида досок, два различных комплекта колес, два различных комплекта металлических и резиновых деталей. При этом имеется только один выбор комплекта держателей колес.
Сколько различных скейтбордов может собрать Сергей из предлагаемых составных частей?
А. 6
Б. 8
В. 10
Г. 12
Вопрос 3 для задачи «Увеличение роста»:
Пользуясь графиком, определите, в каком возрасте девушки в среднем выше юношей того же возраста
Третий уровень (уровень рассуждения) – размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания алгебраических понятий и зависимостей, составить алгебраическую модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать данные в различных таблицах и на графиках.
В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами предмета, и разработать соответствующую ей модель. Решить поставленную задачу используя, н-р, математические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
Примерами заданий, формирующих третий уровень математической грамотности, могут служить:
Вопрос 3 для задачи «Скейтборд»:
У Сергея 120 зедов, и он хочет собрать самый дорогой скейтборд, который может позволить себе на эти деньги. Сколько денег он может истратить на каждую из 4 частей скейтборда? Запишите ответ в приведенную ниже таблицу.
Или задача «Садовник»: У садовника имеется 32 метра провода, которым он хочет обозначить на земле границу клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов (см. рис.).
Обведите слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости от того, хватит или не хватит садовнику 32 м провода, чтобы обозначить ее границу.
Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя.
Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Примеры КОЗ:
Рассмотрим ещё несколько примеров использования задач из учебника, с помощью которых можно составить задание для формирования ключевых компетентностей учащихся.
№1. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей. Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.
№2. Средняя годовая температура в провинции Виктория +74о по Фаренгейту. Сколько это будет в привычных для нас градусах Цельсия? Составьте формулу для вычисления температуры в градусах Цельсия, если известна температура по Фаренгейту и наоборот. В таблице приведена температура таяния льда и кипения воды в градусах Цельсия и по Фаренгейту.
Эта задача является заданием первого уровня, так как учащимся необходимо с помощью таблицы составить формулу и, используя эту формулу, ответить на вопрос задачи. Для того чтобы задача стала заданием второго уровня, добавим в условие задачи несколько вопросов.
Например: Температура воздуха изменялась в течение дня от 7о до 26о Цельсия. На рисунке изображён график изменения температуры. Изобразите график функции, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по Фаренгейту, соответствующая температуре на графике.
Эта задача будет заданием второго уровня, так как в ходе решения задачи учащимся необходимо определить значения величин по графику и результатом решения задачи так же будет график.
№3. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:
В последней строке поместите разность скоростей каждого мальчика и предыдущего. Действительно ли разница в скорости одна и та же?
Эта задача является заданием второго уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Для того, чтобы задача стала заданием третьего уровня можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.
Чаще всего компетентностно-ориентированные задачи используют на уроках, также могут быть предложены в качестве домашнего задания. Они могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, контроля, оценки и коррекции.
Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках способствует осознанию обучающимися роли предмета в современном мире, применению приобретённых знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
1. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009.
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч. –2008.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004.
4. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одарёнными детьми: Методическое пособие. – Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001.
5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. – 1999.
6. «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников».
7. Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности школьников» (collegy.ucoz.ru).
8. Презентация «Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника» (Козак Т.И.)
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г
Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника (из опыта работы)
«Настоящий урок – это совместный
поиск истины учителем и учеником.
Где этого нет, там скука»
Г.И.Гончарова
поиск истины учителем и учеником.
Где этого нет, там скука»
Г.И.Гончарова
Современному обществу нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:
- Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.
- Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.
- Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.
- Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.
- Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи. Заданий практического и проблемного характера представлено мало, а компетентностно-ориентированные задания практически отсутствуют. Составление же компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя редко используют их на занятиях.При этом анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что таких заданий в экзаменационных работах становится все больше.
Например, в одной из книг для подготовки к ГИА-9 приводится такая задача: В таблице приведены результаты забега шести восьмиклассников на 200 м.
Номер дорожки | I | II | III | IV | V | VI |
Результат (с) | 30,1 | 27,3 | 28,9 | 28,5 | 27,8 | 24,3 |
Для решения данной задачи школьник должен уметь: исключать лишние данные (забег на 200 м), сравнивать десятичные дроби, владеть понятием «не более», извлекать информацию из таблицы. При этом только два умения являются чисто предметными, другие – общеучебными. Значит, компетентностно-ориентированные задания должны быть включены в обучение не только на этапе мониторинга сформированности компетентностей, но и на этапе их формирования.
Отличительные признаки компетентно-ориентированного задания:
- имитация жизненной ситуации, деятельностная составляющая;
- обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
- предметные умения;
- выход за рамки одной образовательной области;
- наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишние;
- часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
Рассмотрим пример задания: Группа юных туристов из пункта А должна прибыть в пункт Б. Для ориентирования им был выдан компас, который оказался сломан. Смогут ли туристы обойтись без компаса? Предложите два способа решения проблемы в случае положительного ответа.
Информационные источники: картосхема, фотография, на которой изображены туристы и представлены условия, в которых они оказались, научно-популярный текст с описанием способов ориентирования.
Это задание следует отнести к компетентностно-ориентированному заданию, так как:
- есть описание жизненной ситуации;
- обозначена проблема, решение которой требует привлечения знаний в нестандартной ситуации;
- для выполнения задания важны различные аспекты компетентностей.
КОЗы позволяют:
- моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала и посредством учёта дополнительных возможностей, изучаемого материала;
- изучать новый программный материал, без предварительного объяснения учителя;
- дополняют информацию, полученную из учебника или представленную учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Требования к КОЗ:
- задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания;
- задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес;
- задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчёта, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом;
- задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков.
Структура КОЗ достаточно чётко определена:
1. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
2. Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
3. Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания.
4. Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке.
5. Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.
Из этой структуры вытекает алгоритм проектирования компетентностно-ориентированных заданий:
1) определение аспектов компетентности, подлежащих формированию, оценке;
2) формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта;
3) поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;
4) формулирование стимула;
5) создание ключей, модельных ответов, шкал.
Пример задания на коммуникативную компетенцию:
- Компетентность: Коммуникационная.
- Аспект: Письменная коммуникация.
- Стимул: У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
- Задачная формулировка: Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
- Источник: фото собаки.
- Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1 балл.
В тексте нет ошибок – 1 балл.
Формирование ключевых компетентностей на уроках должно занимать особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Компетентностно-ориентированные задачи должны содержать вопросы различных типов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным ответом. Иногда эти вопросы взаимосвязаны и в процессе их последовательного выполнения учащиеся должны подметить закономерности, выйти на некоторые обобщения. Иногда вопросы являются независимыми, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. В одном и том же задании часто могут быть представлены вопросы разного типа: сначала предлагаются вопросы с выбором ответа, с кратким ответом, а в конце – вопросы с развёрнутым ответом.
Например, в задании «Гоночная машина» содержатся вопросы с выбором ответа и вопросы, ответ на которые нужно записать.
Задача «Гоночная машина»: На графике показано, как изменялась скорость гоночной машины, когда она проходила второй круг по трёхкилометровой кольцевой трассе без подъёмов и спусков.
Чему примерно равно расстояние от линии старта до начала самого длинного прямолинейного участка трассы?
- 0,5 км
- 1,5 км
- 2,3 км
- 2,6 км
В каком месте трассы скорость машины была наименьшей при прохождении второго круга?
Вопрос 3:
Что можно сказать о скорости машины при прохождении трассы между отметками 2,6 км и 2,8 км?
Вопрос 4:
Ниже изображены пять различных по форме гоночных трасс. По какой из этих трасс ехала гоночная машина, график скорости которой приведен ранее? Ответ объясните.
Можно выделить компетентностно-ориентированные задачи трёх уровней, которым присвоены названия: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждения. Выделение уровней основывается на уровне предметной подготовки учащихся.
Первый уровень (уровень воспроизведения) включает воспроизведение фактов, методов и выполнение вычислений. Учащиеся могут применять базовые знания в стандартных, четко сформулированных ситуациях. Они могут решать одношаговые текстовые задачи, понимают простые зависимости, стандартную систему обозначений, могут читать и интерпретировать данные, представленные в таблицах, на графиках, картах, различных шкалах.
Например, рассмотрим задачу «Увеличение роста»: На графике (см. рис.) показан средний рост девушек и юношей в Нидерландах в 1998 году.
Вопрос 1: Объясните, как можно по данному графику определить, что увеличение роста девушек в среднем замедляется после 12 лет.
Вопрос 2: По сравнению с 1980 годом средний рост 20-летних девушек в 1998 году увеличился на 2,3 см и стал равным 170,6 см. Чему был равен средний рост 20-летних девушек в 1980 году?
Второй уровень (уровень установления связей) включает установление связей и интеграцию материала из разных тем, необходимых для решения поставленной задачи. Учащиеся могут применять свои знания в разнообразных, достаточно сложных ситуациях. Они могут упорядочивать, соотносить и производить вычисления, решать многошаговые текстовые задачи. Учащиеся могут выполнять несложные задания, включающие составление выражений, решение систем линейных уравнений, определять значения величин, используя известные формулы. Они могут интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на графиках.
Примерами заданий второго уровня может служить задача «Скейтборд»: Сергей большой любитель кататься на скейтборде. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Но можно купить платформу, один комплект из 4 колес, один комплект из двух держателей колес, а также комплект металлических и резиновых составных частей и собрать свой собственный скейтборд. Цены в магазине на эти товары представлены в таблице.
ТОВАР | ЦЕНА |
Собранный скейтборд | 82 или 84 |
Платформа | 40; 60 или 65 |
Один комплект из 4-х колёс | 14 или 36 |
Один комплект из 2-х держателей колёс | 16 |
Один комплект металлических и резиновых деталей скейтборда | 10 или 20 |
Вопрос 1
Сергей хочет сам собрать для себя скейтборд. Какую наименьшую цену и какую наибольшую цену можно заплатить в этом магазине за все составные части скейтборда?
Вопрос 2
В магазине предлагают на выбор три различных вида досок, два различных комплекта колес, два различных комплекта металлических и резиновых деталей. При этом имеется только один выбор комплекта держателей колес.
Сколько различных скейтбордов может собрать Сергей из предлагаемых составных частей?
А. 6
Б. 8
В. 10
Г. 12
Вопрос 3 для задачи «Увеличение роста»:
Пользуясь графиком, определите, в каком возрасте девушки в среднем выше юношей того же возраста
Третий уровень (уровень рассуждения) – размышления, требующие обобщения и интуиции. Учащиеся могут организовывать информацию, делать обобщения, решать нестандартные проблемы, делать выводы на основе исходных данных и обосновывать их. Они могут вычислить изменения имеющихся данных, связанные с процентами, применить знания алгебраических понятий и зависимостей, составить алгебраическую модель несложной ситуации. Они могут интерпретировать данные в различных таблицах и на графиках.
В заданиях третьего уровня, прежде всего, необходимо самостоятельно выделить в ситуации проблему, которая решается средствами предмета, и разработать соответствующую ей модель. Решить поставленную задачу используя, н-р, математические рассуждения и обобщения, и интерпретировать решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
Примерами заданий, формирующих третий уровень математической грамотности, могут служить:
Вопрос 3 для задачи «Скейтборд»:
У Сергея 120 зедов, и он хочет собрать самый дорогой скейтборд, который может позволить себе на эти деньги. Сколько денег он может истратить на каждую из 4 частей скейтборда? Запишите ответ в приведенную ниже таблицу.
Части скейтборда | Сумма денег |
Платформа | |
Колёса | |
Держатели колёс | |
Металлические и резиновые детали |
Обведите слово «Да» или «Нет» в таблице около каждой формы клумбы в зависимости от того, хватит или не хватит садовнику 32 м провода, чтобы обозначить ее границу.
Форма клумбы | Хватит ли? |
Форма «А» | Да / Нет |
Форма «В» | Да / Нет |
Форма «С» | Да / Нет |
Форма «Е» | Да / Нет |
Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя.
Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. Результативное выполнение заданий позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Примеры КОЗ:
- создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);
- создание кластера по определенной теме, проблеме;
- создание концептуальных схем, таблиц;
- разработка тестовых заданий по алгоритму;
- разработка ситуативных задач;
- написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;
- создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
- подготовка доклада, выступления;
- выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.
Рассмотрим ещё несколько примеров использования задач из учебника, с помощью которых можно составить задание для формирования ключевых компетентностей учащихся.
№1. Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй – в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ?
Эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей. Добавив к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах)), задание становится задачей первого уровня, так как учащимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы.
№2. Средняя годовая температура в провинции Виктория +74о по Фаренгейту. Сколько это будет в привычных для нас градусах Цельсия? Составьте формулу для вычисления температуры в градусах Цельсия, если известна температура по Фаренгейту и наоборот. В таблице приведена температура таяния льда и кипения воды в градусах Цельсия и по Фаренгейту.
Температура таяния льда и кипения:
Температура | В градусах Цельсия | По Фаренгейту |
Таяния льда | 0 | 32 |
Кипения воды | 100 | 212 |
Например: Температура воздуха изменялась в течение дня от 7о до 26о Цельсия. На рисунке изображён график изменения температуры. Изобразите график функции, на котором будет изображена температура воздуха в градусах по Фаренгейту, соответствующая температуре на графике.
Эта задача будет заданием второго уровня, так как в ходе решения задачи учащимся необходимо определить значения величин по графику и результатом решения задачи так же будет график.
№3. Редактор стенгазеты 8-го класса «Веселая перемена» поместил заметку: На школьных соревнованиях быстрее всех пробежал стометровку ученик нашего класса Коля. Другие призеры пришли к финишу в таком порядке: Миша, Паша, Федя. И удивительно – с одной и той же разницей в скорости: Коля затратил на эту дистанцию 12 с, Миша – 13 с, Паша – 14 с, Федя – 15 с».
Проверьте, прав ли наш «журналист». Для этого заполните таблицу:
Коля | Миша | Паша | Федя | |
t, сек | 12 | 13 | 14 | 15 |
v, см/сек | ||||
∆v |
Эта задача является заданием второго уровня, так как решение задачи будет состоять из нескольких шагов, учащимся нужно сравнить получившиеся результаты. Для того, чтобы задача стала заданием третьего уровня можно к условию добавить вопрос: скорость какого из мальчиков ближе к средней скорости бегунов? Результат представьте в виде диаграммы.
Чаще всего компетентностно-ориентированные задачи используют на уроках, также могут быть предложены в качестве домашнего задания. Они могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, контроля, оценки и коррекции.
Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках способствует осознанию обучающимися роли предмета в современном мире, применению приобретённых знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
Использованная литература:Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.
1. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009.
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч. –2008.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004.
4. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одарёнными детьми: Методическое пособие. – Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001.
5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. – 1999.
6. «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников».
7. Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности школьников» (collegy.ucoz.ru).
8. Презентация «Компетентностно-ориентированные задания как средство мониторинга ключевых и предметных компетенций школьника» (Козак Т.И.)
Другие статьи
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- В начале было Слово...
- Технология организации процесса самообразования
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Я – учитель!
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Очень актуально! Не беда, что про компетентностный подход теперь мало говорят, а все про метапредметный. Практико-ориентированные задачи все-равно нужны и детям интересны.
Вера Зырянова, дата: 13.11.2014 в 20:18
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.